Как распорядиться лесным богатством России?
По площади лесов Россия занимает одно из первых мест в мире, однако лесная промышленность играет весьма незначительную роль в российской экономике. Что делает правительство, чтобы исправить эту ситуацию? Как используются лесные богатства страны? Эти вопросы обсуждались на международном форуме «Лес и человек», который состоялся в московском ЦВК «Экспоцентр» 20-23 октября 2014 года.
Лес и экономика
По площади лесов Россия занимает второе место в мире после Бразилии, однако лесной комплекс обеспечивает лишь 1,3% ВВП – это почти в 5 раз меньше, чем в развитых странах или чем было в СССР, отмечает председатель Комитета Госдумы РФ по природным ресурсам, природопользованию и экологии Владимир Кашин. Одной из причин этого является низкая доля (меньше половины) производств с глубоким уровнем переработки. Пиломатериалы, например, и целлюлоза – это неглубокая переработка, уточняет президент Союза лесопромышленников и лесоэкспортеров России Мирон Тацюн.
Между тем, у лесоперерабатывающей промышленности большие перспективы – особенно если перейти к более рациональному использованию ресурсов и развитию новых технологий, уверен заместитель председателя Комитета СФ РФ по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Владимир Лебедев. Сегодня не используется порядка 30-40% низкосортной древесины, и стоит развивать такие направления как малотоннажные биотехнологии, производство биотоплива и стройматериалов. Для этого необходимы конкретные стимулирующие механизмы.
Существуют 120 приоритетных инвестиционных проектов по глубокой переработке древесины, в которые с 2007 года было вложено порядка 250 млрд руб., однако необходимо дальнейшее развитие этого направления, сообщил замглавы Минпромторга Георгий Каламанов.
Реформа отрасли с 2006 года не принесла ощутимых результатов, констатирует Владимир Кашин. Наращивание мощностей по глубокой переработке идет слишком медленно, инвестиции поступают в минимальном объеме. Экономическая целесообразность ряда приоритетных проектов далеко не очевидна: государственные преференции нередко превосходят по объему скромные поступления в бюджет от реализации этих проектов. Расценки на аренду и использование леса не пересматривались уже 20, а то и 30 лет, и платежи за 1 га леса в среднем по России составляют 19-20 рублей. В Госпрограмме по развитию лесного хозяйства до 2020 года запланировано повышение этого показателя всего до 24 руб./га. В связи с недостатками администрирования достижение даже этого показателя вызывает большие сомнения. Кроме развития производств с более глубоким уровнем переработки, необходима также переоценка той отдачи, которую получает государство от нынешних лесопользователей, подчеркнул Владимир Кашин.
Проблемы и законы
Среди основных проблем лесопользования участники форума перечислили борьбу с пожарами и вредителями, недостаток актуальной информации о состоянии лесов, незаконные рубки и нелегальный оборот древесины. Решению этих проблем должен способствовать ряд законов, принятых в последнее время. Одним из самых важных стал 415-ФЗ – о госучете древесины и контроле за ее оборотом. 277-ФЗ, принятый в июле 2014 года, предусматривает увеличение штрафов и уголовную ответственность за незаконный оборот древесины. Целью 27-ФЗ является улучшение защиты, охраны и воспроизводства лесов, а 250-ФЗ направлен на развитие арендных отношений и вводит ряд требований, которые, в частности обязан выполнять арендатор.
Принятые изменения в Госпрограмму развития лесного хозяйства до 2020 года предусматривают увеличение почти втрое сумм, выделяемых из федерального бюджета на финансирование лесоустроительных работ. С учетом вклада регионов и развития механизмов государственно-частного партнерства это позволит в ближайшей перспективе перейти на 10-летний цикл обновления информации о лесах. На Дальнем Востоке, например, сегодня лишь по 18% лесного фонда есть информация, которая обновлялась менее 10 лет назад. Госпрограмма предусматривает также финансирование мероприятий по ликвидации последствий лесных пожаров и закупке новой лесопожарной техники.
Перспективы и приоритеты
Для развития лесной промышленности необходимо переносить акценты с приоритетных проектов на развитие конкуренции – с точки зрения способности той или иной компании проводить эффективное лесопользование и осуществлять глубокую переработку, считает Владимир Кашин. Он подчеркивает, что при этом не обойтись без развития инфраструктуры, особенно на Дальнем Востоке, где сосредоточены 17-20% всех лесных площадей страны.
«Чтобы коренным образом изменить ситуацию и резко повысить эффективность лесного сектора экономики, необходимо осуществить масштабную модернизацию отрасли, – подчеркивает Мирон Тацюн. – Целью и итогом модернизации должен стать резкий рост объемов производства конкурентной лесобумажной продукции с высокой добавленной стоимостью, в том числе принципиально новых видов. По оценке специалистов, это может обеспечить к 2030 году уровень использования расчетной лесосеки 55% при существующем 27,7%. Объем заготовки древесины может вырасти по сравнению с 2013 годом более чем в 2 раза. При этом производство лесобумажной продукции может увеличиться с 28 до 160 млрд долларов, т. е. почти в 6 раз. Однако реализовать эту амбициозную задачу возможно только при совершенствовании системы государственного управления и регулирования в лесном секторе экономики путем создания единого федерального органа управления лесным комплексом в виде Министерства лесного комплекса Российской Федерации». Радикальные изменения должны быть на уровне государственной власти – без этого реальных результатов не будет, подчеркнул Мирон Тацюн.
Юбилейная выставка
Форум «Лес и человек» проходит в Москве с 2002 года раз в два года. Он является центральным событием международной выставки «Лесдревмаш-2014», которая имеет гораздо более давние традиции и в этом году отмечает 40-летие. Юбилейная выставка объединила на своей площадке более 500 компаний из 26 стран мира. Она была организована Экспоцентром совместно с Союзом лесопромышленников и лесоэкспортеров России, в партнерстве с ОАО «Центрлесэкспо» и при официальной поддержке Министерства промышленности и торговли РФ, Европейской федерации производителей деревообрабатывающего оборудования ЮМАБУА (EUMABOIS), под патронатом Торгово-промышленной палаты РФ и Правительства Москвы. В традиционном разделе «Регионы России – приоритеты развития лесного комплекса» были представлены региональные программы развития лесного сектора и инвестиционных проектов из 30 российских лесных регионов.
Написать комментарий