Стив Джобс – душа компании
Не стало Стива Джобса, но осталось его наследие – корпорация Apple, краеугольным камнем которой и был новаторский дух ее основателя. Об этом действующий глава компании Тим Кук сообщил в письме к работникам Apple, что вызывает беспокойство: не лишилась ли компания со смертью Джобса своего главного преимущества?
В своей знаменитой лекции перед выпускниками Стэнфорда отец-основатель Apple говорил о замыкающейся цепи событий. Перед вчерашними студентами Джобс выступил завзятым детерминистом, рассматривая свой жизненный путь как взаимообусловленную череду событий. Красной нитью он проводил не слишком эффектную мысль – даже провальный шаг может обернуться успехом. По сути это была сервильная по отношению к правящей идеологии успеха речь, и не удивительно, что она превратилась в манну небесную для ненасытных приверженцев жизнеутверждающих историй.
Но Стив Джобс никогда не был достойным внимания мыслителем, поэтому и критики на его слова не последовало. Другое дело, что в его напутствии, теперь уже всем нам, больше всего интересен гадательный момент перед лицом неизвестности и неопределенности будущего. Здесь непременно нужно подчеркнуть урок Джобса – выяснить, что к чему приведет, мы можем только из некой точки в настоящем, вглядываясь в смыкающуюся бездну прошлого. Согласитесь, очень даже неплохой вывод для недоучившегося технаря.
Возможно, знавший толк в ходе времени Джобс, таким образом, сам ответил на законный вопрос, будет ли его уход или смерть роковыми для Apple? Но чтобы ответ был безошибочным, нужно, прежде всего, ставить предельно правильно вопрос: что изменится в компании без Джобса? Или лучше: что изменилось бы в компании еще при Джобсе, ведь он ушел со своего поста несколько ранее провальной презентации iPhone-4S?
То, что кардинально поменялось, можно охарактеризовать как маркетинговый стиль.
Уникальность Джобса на самом деле далека от гения технического разработчика, иначе она была бы четко определима, не появился бы феномен Джобса. Его идефиксом до конца жизни оставалась цифровая революция, и он использовал для осуществления задуманного весь арсенал доступных ему средств. На провалившемся с треском представлении нового iPhone-4S больше не было игры с воображением публики, напротив, преобладали умозрительные параметры нового гаджета. Переход от шоу к немного скучному перечню – это и есть постреволюционный регресс.
Пока на акциях корпорации Apple смерть Джобса сказалась незначительно. Подешевев в день смерти на 1,36% с открытием биржи, они добрали пункты к завершению рабочего дня. Также и продукты Apple вне привязки к личности Джобса продолжают работать в сознании потребителей как агенты желаний и обещают каждому покупателю перевернуть его мир с ног на голову. Это значит, что 80% IT-рынка США в ближайшие год-два никуда не уйдут из-под монополии «Яблока», а внедренные новации раз и навсегда определили вектор технологического развития IT-устройств: сегодня товарам конкурирующих компаний воленс-ноленс приходится мимикрировать под Apple.
В этом и есть самое большое достижение Стива Джобс, для которого, похоже, было куда важнее преподносить «как», а не «что». Поэтому нет сомнений – последняя модель iPhone-4S возымела бы стабильный и ровный успех наряду с предыдущими версиями. Потому что не техническая эволюция продвигалась аккурат от модели одного года к модели следующего, но эстетическая, напрямую связанная с образом жизни. Можно сказать, техника всегда имела в себе нечто притягательное, если не скаламбурить по смыслу – наэлектризовывающее, но только с еще нескованным определением талантом Джобса она расширила свое магнитное поле до массового сознания.
Реакторы остывают не сразу и эффект затухания, скорее всего, если и произойдет, то за несколько годичных циклов. Так что у Apple будет время, чтобы доказать собственное утверждение, что дух основателя корпорации по-прежнему присутствует и царит в ее продукции. Сам же Джобс бесспорно и после смерти помогает созданному им бренду. Не раз возглавлявший список Forbes как самый влиятельный IT-специалист в глобальных масштабах, он фактически канонизирован в публикациях прессы и в головах у масс, что, наверное, и есть удел истинного революционера.
Сказанное дает основание рассматривать лекцию, с которой мы начали, в качестве проповеди, а биографию, которая находится в процессе написания как евангелие. И если первая давно предоставлена для обсуждения и интерпретаций, то вторая выйдет в ноябре. Человечество еще долго будет осмыслять житие одного из пионеров IT-революции, тогда как у Apple появится очередная возможность показать, кем для нее в действительности был Джобс – душой компании или чем еще?
А каково Ваше мнение, господа?
Написать комментарий