Принципы воспитания – как вырастить счастливого ребенка
Большинство родителей – отнюдь не профессионалы в воспитании и обучении детей. А потому, чтобы облегчить себе эту необходимую и важнейшую задачу, стоит ориентироваться на основные принципы воспитания, которые давно уже вывели педагоги и психологи.
Большинство основных принципов воспитания понятны нам интуитивно, но в жизненной круговерти мы можем не придавать им должного значения. «Я бы позволила ему собираться самому, но мы же тогда везде опоздаем!», «я бы рад чаще быть рядом, но у меня же работа!» Но, если не удовлетворять основные потребности ребёнка, например, в защищённости или обретении самостоятельности, то ему будет практически невозможно вырасти полноценным, здоровым, счастливым человеком. А потому старайтесь находить ресурсы времени и сил, чтобы не просто отвлечённо любить ребёнка, но слушать и поддерживать его, подавать ему хороший пример и служить надёжным тылом.
Давайте ребёнку понять, что вы рядом и защищаете его
Теория привязанности в психологии межличностных отношения – одна из основополагающих. Она постулирует, в частности, что для ребёнка гораздо важнее наличие рядом взрослого человека, с которым установлена глубокая и тёплая эмоциональная связь, чем конкретика условий жизни и быта. Атмосфера любви и поддержки даже в не самой обеспеченной семье, базовое ощущение психологической и физической защищённости дарит ребёнку уверенность и спокойствие, позволяет ему благополучно проходить через стрессы и развиваться. Так что, отговариваясь тем, что у вас нет на ребёнка лишнего времени, потому что вы зарабатываете ему на «всё самое лучшее», вспомните, что самое лучшее для него – ваше присутствие, внимание и поддержка, доверительное искреннее общение. Даже в запале не говорите малышу: «я больше тебя не люблю», «мне не нужна такая капризуля», «сейчас отдам дяде-полицейскому!» Подтверждайте свою любовь, даже когда ребёнок испытывает ваше терпение. Ведь именно доверие к вам поможет малышу выработать и доверие к миру, и уверенность в себе. С радостью проводите с ребёнком время, целуйте и обнимайте его, хвалите и благодарите, не срывайте на нём раздражение и обязательно извиняйтесь, если были не правы.
Воспитывайте ребёнка хорошим примером
Помимо трудоёмкого и рискованного метода проб и ошибок, люди способны эффективно обучаться и наблюдая за другими – в прошлом это было залогом нашего выживания. И очень важно помнить, что ребёнок перенимает у значимых взрослых не только то, как одеваться и держать ложку, но и то, как поступать в тех или иных ситуациях, как вести себя среди других людей. Дети, которые то и дело наблюдают проявления несправедливости, безнаказанные плохие поступки, становятся склонны к такому поведению и сами. Недаром говорят, что ребёнок – это зеркало своих родителей. Ваша привычка жаловаться на жизнь, переходить на крик или распускать руки может и ребёнка сделать капризным, нервным, агрессивным. И наоборот, если вы вовсе не будете показывать малышу свои чувства, он также может замкнуться в себе.
Старайтесь обращать внимание, как вы ведёте себя в стрессовых ситуациях – на собственном примере показывайте детям, как конструктивно выражать эмоции, справляться с гневом, разочарованием, печалью. А если вы постараетесь замечать вокруг хорошее, радоваться миру – и ребёнок сможет перенять у вас это оптимистичное отношение, которое очень облегчает жизнь. Будьте искренни, проговаривайте свои эмоции и эмоции ребёнка. Объясняйте свои решения и требования, и не отмахивайтесь от детских: «а почему так надо?», «а почему нельзя?..», выстраивая с малышом диалог. Всегда лучше сказать не просто «нельзя, потому что я так говорю», а объяснить, почему чего-то лучше не делать – что это вредно, опасно и т.п.
Самый эффективный способ научить сына или дочь соблюдать какие-то правила – установить эти правила для себя и последовательно их соблюдать. Например, очень полезно привить ребёнку здоровые привычки и самодисциплину. Но если вы рассказываете малышу, что чипсы очень вредны, а сами хрустите ими – убедительным такое внушение не будет. Правильное питание, подходящий режим дня, утренняя зарядка, традиция совместных ужинов за столом, а не у телевизора – множество подобных привычек будут равно полезны и ребёнку, и вам.
Помните, что лучше поощрять хорошее поведение, чем наказывать за плохое
Для ребёнка очень важно позитивное подкрепление его действий, особенно на ранних этапах развития, когда разница между «хорошим» и «плохим» поведением ему ещё не понятна. Причём награда, стимулирующая ребёнка поступать так и дальше, вовсе не должна быть материальной. Не стоит, например, «откупаться» от детей игрушками, чтобы они успокоились. Так малыш очень быстро может выучить: «Хочешь вкусняшку – зареви». Но на самом деле гораздо важнее любых игрушек и вкусняшек для ребёнка – внимание родителей, их похвала, искренняя гордость за него, тёплые объятия. «Ты молодец, я так горжусь тобой!» – и малыш запомнит, какое поведение одобряется мамой и папой, несёт удовольствие и радость. Если же на хорошие поступки ребёнка систематически не обращать внимания, то ничего удивительного, что он может начать баловаться, капризничать и устраивать скандалы нарочно, лишь бы его вообще заметили. Тогда даже наказание станет для малыша желанным проявлением родительского внимания, что, конечно, ни к чему хорошему не приведёт.
Кстати, о наказаниях: за что винить ребёнка точно не стоит – это за его невольные ошибки. Чрезмерная требовательность родителей может внушить детям страх не оправдать ожиданий, получить нагоняй, и тогда они предпочтут вовсе ничего не делать. Не ставьте на собственного ребёнка клеймо «неумехи», «бестолочи», «неряхи» и т.п. – такое ваше убеждение может очень легко передаться и самому малышу. А особенно не приветствуют современные воспитательные методики практику физических наказаний. Насильственные способы привития дисциплины, во-первых, не слишком эффективны, а во-вторых, могут разрушить доверие ребёнка ко взрослому, его чувство собственного достоинства, внушить ему допустимость насилия, в том числе по отношению к беззащитному. Так что куда действеннее в качестве наказания лишить ребёнка чего-то хорошего, чем причинить ему боль. Помните, что ребёнок – не «будущий человек», а «маленький человек» – личность. Уважайте чувства своего малыша, ведь велика вероятность, что в будущем он будет относиться к себе и окружающим так, как вы сейчас относитесь к нему.
Не старайтесь сделать всё за ребёнка, поощряйте его самостоятельность
Обучая малыша какому-то навыку, старайтесь руководствоваться формулой: «Посмотри, как это делаю я, сделай под моим присмотром, а потом продолжай самостоятельно». Одна из главных задач родителей – научить ребёнка в будущей жизни обходиться без них. А потому, даже если очень хочется помочь малышу во всём, не стоит препятствовать его развитию излишней опекой. Старайтесь не пресекать, а поддерживать все детские «я сам», не лишайте малыша собственных открытий и свершений, любопытства исследователя и смелости в экспериментах. Пусть вы сами уже «всё умеете» и «всё знаете», но ему-то только предстоит это узнать и этому научиться. Так что, вместо того, чтобы сделать что-то за ребёнка, – задайте ему импульс: «Я покажу, как это надевать, ты, с моей помощью, повтори, а дальше – сам». И, пока малыш справляется с новым делом, выждите паузу, не пытаясь перехватить инициативу, проявите терпение. Для этого может потребоваться, например, утром встать и начать собираться на 10 минут раньше, но зато вам не придётся подгонять ребёнка тем, что вы из-за него, «неумехи и копуши», опоздаете в садик. Лучше почаще говорите: «Я верю, что у тебя получится!» и подчёркивайте значимость любого свершения малыша – как важно для вас и вашего дома, что он отлично протёр стол или наполнил кошачью мисочку водой. Каждое ощущение ребёнком своей маленькой победы, каждый освоенный им навык, каждое сделанное открытие придаст ему уверенности в собственных силах, повысит самооценку, побудит стараться дальше.
Привыкайте делиться с ребёнком планами и советоваться с ним, а ещё – научите малыша прислушиваться к своим чувствам и желаниям. Позволяйте ребёнку делать собственный выбор, не пытаясь систематически навязывать ему своё «авторитетное мнение». Конечно, иногда надо дать малышу понять, что надеть шапку на прогулку в мороз необходимо, но которую – с ушками или с помпоном – ребёнок должен выбрать сам, тренируя способность к принятию решений, понемногу вырабатывая ответственность за свою жизнь.
Обеспечьте детям возможность общаться в группе сверстников
Возможность нанять няню или частных учителей – это прекрасно, но у воспитания и обучения детей в группе есть множество преимуществ. Именно в группе сверстников дети могут реализовать свои потребности в самоутверждении и конкуренции, научатся работать сообща, вырабатывать общие идеи, наперегонки «креативить». Только не сравнивайте малыша с другими детьми, особенно в их пользу. Объясните ребёнку, что у него есть свои цели и свои успехи, и любые свершения Кати и Миши не умаляют его собственных.
Побольше играйте с детьми
Игры для детей не только естественны, но и очень им полезны, а потому в любой череде развивающих занятий и кружков должно быть место для забав. В процессе игры вы сможете не только сблизиться со своими детьми, но и помочь им научиться знакомиться, общаться и заводить друзей («Здравствуй, я кукла Саша!»), преодолевать страхи, проявлять вежливость, разрешать конфликты, затевать приключения, заботиться, дарить любовь и т.п.
Безусловно, единого универсального способа воспитывать детей нет, как нет на свете и двух одинаковых малышей. Но есть вещи, которые необходимы любому ребёнку: любящие взрослые, дарящие чувство безопасности, радостные яркие впечатления и друзья, с которыми можно их разделить. Старайтесь развить у детей адекватную самооценку и уверенность в себе, на собственном примере учите их сопереживанию и доброте, искренности и честности, сотрудничеству и ответственности, радостям жизни. Поддерживайте их стремление учиться и достигать новых высот, реализовывать свои мечты. И тогда у ваших детей будет гораздо больше шансов вырасти гармоничными и счастливыми взрослыми.
Написать комментарий
Хорошо бы, чтобы сначала родителей научить разрешать конфликты