18 АПР, 14:10 МСК
USD (ЦБ)    93.4419
EUR (ЦБ)    99.7264


«Модернизация» госзакупок в Смоленске

19 Июня 2011 9595 0 Редакционные статьи
«Модернизация» госзакупок  в Смоленске

В конце 2010 года в Смоленской области произошла странная история с госзакупкой лекарственных средств. Ряду фармацевтических компаний предъявили требования к участию в аукционе, которые находятся за пределами их компетенции. Тем не менее, компания-победительница быстро нашлась. Каким образом при госзакупке отсеиваются неудобные компании? И как на это смотрит областная власть?

Конкуренция – двигатель торговли

Элементарные знания в области экономики сводятся к тому, что монополизация рано или поздно приводит к установлению непомерно высоких, нерыночных расценок на товары. Односторонние предпочтения властных структур, известное теневое слияние власти и капитала, становятся подспорьем к коммерческому диктату отдельных фирм и компаний и убивают на корню то лучшее, что приобретается с рыночными отношениями в экономике. Таким образом, например, дело обстоит в Смоленске с Санкт-Петербургской дистрибьюторской фирмой ЗАО «ТПП Северо-запад», поставляющей медикаменты и пользующейся карт-бланшем во всем, что касается госзакупок лекарственных средств. Проблема двоякая: с одной стороны хотелось бы осваивать государственный бюджет с дистрибьюторскими сетями, которые бы гарантировали предоставление товаров высокого уровня по рыночным расценкам, и при этом была бы некая страховка от неудачного аукциона. То есть аукциона не в пользу бюджета и потребителей. С начала 2011 года ЗАО «ТПП Северо-запад» в Смоленской области заняла место безальтернативного участника проводимых торгов. Иначе говоря, обрела статус, мешающий развиваться конкуренции на ее же территории. Такая линия в условиях действующего законодательства может быть вполне обоснованной политикой, также как бросовые закупки, ставка на дешевизну и сверхэкономия бюджета, которые в других сферах госказупок могут обращать внимание на всевозможные коррупционные подспорья, проще говоря, чиновничьи откаты. В общем и целом, вопрос полемический и требует продолжительного времени проведения однотипных действий для обнаружения стойкого эффекта в социально-экономическом измерении, но на то и существует статистика, которую приведем ниже. Хотя опыт предыдущих закупок нередко бывает горьким и потенциально уже содержит в себе оптимальные решения.

Как происходила монополизация госзакупок

Так, 31 декабря 2010 года в Смоленской области вышло распоряжение администрации Смоленской области «О порядке обеспечения лекарственными средствами областных государственных учреждений здравоохранения». Это распоряжение представляет собой указания на характеристики подходящих участников будущих торгов. Для многих компаний было неожиданностью, что заключение нового контракта потребует от них обеспечить «закупку лекарственных средств и изделий медицинского назначения; хранение, комплектование и доставку […] в аптечные организации; отпуск […] по рецептам врачей через аптечные организации». Это было прописано в первом пункте технического задания. Произошел отсев неудобоваримых конкурентов, в результате чего обширная область закупки государством лекарственных средств противозаконно перешла в руки ЗАО «ТПП Северо-запад» и ее дочерней компании ОАО «Смоленск-фармация». Примерно о том же в неприкрытой форме говорит в интервью журналу «Смоленск» губернатор Смоленской области Сергей Антуфьев: «Нравится кому или нет, но сегодня мы не можем на рынке лекарственного обеспечения зависеть от настроения того или иного участника. Опять-таки губернатор отвечает за наличие в регионе тех или иных лекарственных препаратов. Для многих участников фармацевтического рынка интересны только дорогие лекарства. А нам необходимо иметь полный спектр лекарств». Ниже по тексту, имея в виду сильных оппонентов, Антуфьев формулирует приоритетное направление: «Считаю, нам нужно в Смоленской области создавать государственную сеть аптек, которые будут гарантировать наличие на рынке полной номенклатуры лекарств. Нравится кому-то или нет, но в реалиях свободный фармацевтический рынок воспринимается бомбой замедленного действия». Соответственно, уходя от здоровых рыночных отношений, Смоленская область переходит к опасной монополизации. Как правило, предлагаемые по неадекватной стоимости и пользующиеся коррупционными преференциями товары и услуги при открытых и состязательных условиях проведения аукционов бывают крайне невыгодны для региона. Монополист диктует цену, будучи чужд состязательности. И это другая сторона вопроса, о которой свидетельствуют участники тех же аукционов. Экономия бюджетных средств по итогам торгов обычно может достигать 30 и даже 40% от изначально заявленной стоимости и возможности потратить энную сумму из бюджета, т.е. уменьшаются бюджетные потери, и на первый взгляд выигрывает область, город и конкретный потребитель. Так всемирно известная датская компания «Ново Нордиск» – основной поставщик инсулинов в Россию, дает ретро бонусы (ретро бонус – денежная скидка на общую стоимость продукции без учета НДС, отгруженную дистрибьютором за отчетный период) до 33% за объем, 2% за предоплату, 2% за ведение документации. Т.е. возможный максимум 37% (ЗАО «ТПП Северо-запад» является одним из основных партнеров этой компании) в совокупности получается наценка свыше 50%. Вот почему так важна состязательность в аукционах в этом их суть и смысл. Наверное, компания ЗАО «ТПП Северо-запад» устала бороться с конкурентами и терять с трудом заработанные ретро-бонусы. Она предложило свои услуги по оптимизации и модернизации лекарственного обеспечения населения Смоленской области областной администрации. Такое же предложение нашло отклик и у псковских чиновников. А как говорил губернатор Смоленской области: «заниматься привлечением инвесторов в областной центр, конечно, нужно, с этим невозможно спорить, но это процесс тонкий и долгий». Три года они шли друг другу навстречу. Тем более 15 октября 2009 администрация фактически даром для бюджета отказалась от контроля над ОАО «Смоленск-фармация» проголосовав за изменения в уставе, которые полностью отдавали контроль над обществом ЗАО «ТПП Северо-запад» делая ОАО «Смоленск-фармацию» карманной фирмой питерских инвесторов. Как мы видим, рыночных отношений в Смоленске не получилось.

Рыночные тенденции и их отражение в статистике

На деле же сегодня в Смоленской области все выглядит иначе. Последним показательным в смысле не монополизированного рынка аукционом стал открытый аукцион № 395а от 30 ноября 2010 года «на предмет государственной закупки противоопухолевых лекарственных средств». На первом лоте начальная, она же максимальная, цена контракта составила 778 251 рублей. По результат торгов ЗАО «ТПП Северо-запад» сделало последнее выигрышное предложение в 361 886, 72 рублей. При этом максимальная цена была установлена по запросу соответствующих котировок, что говорит о том, что она формируется не случайно, а вписывается в рыночную конъюнктуру. Правда по статистике с 2009 года наблюдается завышение максимальных цен и как следствие стоимость закупки выросла в среднем на 52%, а по некоторым позициям цены превышали 100% стоимости. По итогам работы Главного управления государственного заказа Смоленской области в 2010 году было проведено 2338 открытых аукционов в электронной форме. В ведомственном отчете отмечается, что общее количество процедур увеличилось в 2,3 раза. Но также в сравнении с 2009 годом возросло число контрактов с единственным поставщиком – 1904, что на 448 больше чем в предыдущие годы. Это как раз свидетельствует об исполнении губернаторских намерений, которые прямым образом способствуют монополизации целой области госзакупок повышенной важности, ведь от наличия в аптеках лекарственных препаратов по доступной цене часто зависят жизни людей. Также 2010 год оказался пиковым по части «экономии бюджетных средств». Она выросла соразмерно количеству производимых процедур – также в 2,3 раза и составила 476,1 млн. рублей. Для справки: в 2009 сэкономить удалось меньше на 265,1 млн. рублей. В частности электронные аукционы принесли 40,2 млн. экономии. Но по уже имеющимся данным в 2011 году сэкономить получится в разы меньше. Можно увязать политику единственных поставщиков с неэкономным освоением бюджетных средств и получить взаимозависимость показателей. Другими словами, постоянные, прописанные под одну компанию контракты позволяют вытеснить остальные компании убыточными (где же другим поставщикам набирать ретро-бонусы и увеличивать объемы продаж?) расценками и специальными условиями. А отсюда, проворачивать определенного рода коррупционные схемы, которые в последующем дают обратный эффект – постепенное увеличение стоимости закупки – и по понятным причинам снижают экономию бюджета.

Махинации с 94-ФЗ и защита конкуренции

Общим местом споров о справедливой экономике и устраивающем заказчика и подрядчика законодательстве в последнее время стал 94-ФЗ. Его противники высказывались в том роде, что готовящаяся ему на замену контрактная система будет избавлена от основных недостатков корректировками в части составления технического задания. Сегодняшний закон, регламентирующий порядок установления предъявляемых требований к участникам аукционов далек от совершенства и, кажется, само его несовершенство порождает коррупцию. Выигрывают отнюдь не всегда лучшие фирмы, скорее предпочтительные, а многих и вовсе по получении заказа подводит продукт или материально-техническая база. «Действующее законодательство не позволяет предъявлять к участникам конкурсов дополнительных требований, с помощью которых можно было бы отсечь несостоятельные фирмы», — лукаво посетовал в одном из недавних интервью губернатор Смоленской области Сергей Антуфьев. Не подтверждает ли его утверждение желание узаконить возникшую с недавних пор практику и не приводят ли подобные ведомственные меры к вытравливанию любой плодотворной конкуренции и надежной монополизации доходных рынков. Но таким путем нарушается закон «О защите конкуренции». А губернатор Смоленской области настойчиво призывает депутатов государственной думы разработать защитные механизмы от непорядочных и неблагонадежных подрядчиков, но, как теперь понятно, защита защите рознь. В декабре 2010 был объявлен аукцион №419а на оказание услуг по обеспечению отдельных групп населения Смоленской области лекарственными средствами, отпускаемыми по рецептам врачей бесплатно в 2011 году на 103 млн. рублей. Как уже говорилось выше, техническое задание было прописаны под дочернюю компанию ЗАО «ТПП Северо-запад» – ОАО «Смоленск-Фармация». Участник на аукционе был один, и не трудно догадаться какой. В услугу включалась непосредственно закупка. Это значит, что заказчик возлагал на победителя аукциона обязанность оказать услугу по отпуску, хранению, контролю и закупке лекарственных средств на общую сумму 103 млн. рублей, о чем мы также упоминали, говоря о механизмах монополизации. Притом не прописывалась ни номенклатуру товара, ни его стоимость. Зато очень четко чиновники сформулировали место нахождения склада (г. Смоленск) и наличие специальных лицензий (на работу с наркотическими препаратами, хотя доля их в закупке составляет всего несколько процентов), а также наличие специальных компьютерных программ и т.д. Вот и получается отдельно созданное прописанное под поставщика место для конкретной компании. В Смоленской области, как мы уже знаем, есть только одна такая компания, удовлетворяющая всем условиям, – ОАО «Смоленск-Фармация». В это же время, своим приказом за № 261/67 от 24.12. 2010, УФАС по Смоленской области исключило ее из реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35%, или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов, в котором ОАО «Смоленск-Фармация» находилась несколько лет, как доминирующий субъект по всей Смоленской области, оставив доминирование в двух районах области. Странные выходят совпадения, и аукционы, и реестр. Из этого следует, что больше не надо биться с конкурента за лекарственные лоты и снижать цены, теперь самим можно решать, что льготнику отпустить и навязывать врачам, что выписывать. Это и происходит сейчас: сначала копятся рецепты, потом лекарства закупаются, потом только отпускаются. Ведь в приложении к аукциону нет номенклатуры лекарственных средств, которая учитывала бы особенности смоленских льготников. ЗАО «ТПП Северо-запад» может спокойно искать производителя, который дает максимальные ретро-бонусы, т.е. лекарство может стоить копейки, а продаваться за рубль. Тогда может получиться ситуация, что в стоимости лекарств купленных за бюджетные деньги доход продавца будет составлять более 50%. Надо заметить – продавца, а не производителя. Но если в Псковской губернии на стражу интересов населения и государства встал местное УФАС, то на Смоленщине появилось распоряжение губернатора Смоленской области от 31 декабря 2010г. №2042-р/адм, которое гласит: «В целях единообразной организации обеспечения областных государственных учреждений здравоохранения, имеющих стационары, лекарственными средствами, закупаемыми за счет средств обязательного медицинского страхования и средств областного бюджета, рекомендовать областным государственным учреждениям здравоохранения: 1.1. Организовывать и осуществлять обеспечение ЛС в установленном федеральным и областным законодательством порядке и рассматривать это как упорядоченную систему закупок, хранения, обеспечение контроля и мониторинга качества ЛС». Тем самым администрация закрепила эту практику. Тут уж на департамент здравоохранения Смоленской области списать не получится, если сам губернатор подписал. И уже в январе 2011 аукцион №0207 аэф на услугу стоимостью 225 млн. федеральных рублей состоялся по новым правилам. Легко догадаться, кто был единственным участником и с кем был заключен контракт по максимальной стоимости.

Что дальше?

В упомянутом отчете Главного управления государственного заказа Смоленской области говорится, что с 1 января 2011 года все лечебно-профилактические учреждения перейдут на региональное финансирование. Последует и увеличение объема государственных закупок примерно на 600 млн. рублей при общем объеме в 1 млрд. рублей. Стоит ожидать, что все средства пройдут через Санкт-Петербургскую фармацевтическую компанию ЗАО «ТПП Северо-запад». Трудно предположить, какая сумма от вышеназванного миллиарда осядет в карманах чиновников-коррупционеров, сыгравших на несовершенстве законодательства и тем самым защитивших от конкурентных в иных условиях проведения аукциона, но не сговорчивых компаний, свой личный интерес. Можно сказать, они подыскали себе карманных инвесторов и впредь, пока безнаказанно будет продолжаться манипулирование положениями 94-ФЗ, не преминут ими пользоваться в ущерб другим участникам фармацевтического рынка. Что сказать, своеобразно «модернизировали» госзакупки лекарственных средств и фармацевтическая индустрия пошла на откуп одной компании.
Редакция

Написать комментарий

правила комментирования
  1. Не оскорблять участников общения в любой форме. Участники должны соблюдать уважительную форму общения.
  2. Не использовать в комментарии нецензурную брань или эвфемизмы, обсценную лексику и фразеологию, включая завуалированный мат, а также любое их цитирование.
  3. Не публиковать рекламные сообщения и спам; сообщения коммерческого характера; ссылки на сторонние ресурсы в рекламных целях. В ином случае комментарий может быть допущен в редакции без ссылок по тексту либо удален.
  4. Не использовать комментарии как почтовую доску объявлений для сообщений приватного характера, адресованного конкретному участнику.
  5. Не проявлять расовую, национальную и религиозную неприязнь и ненависть, в т.ч. и презрительное проявление неуважения и ненависти к любым национальным языкам, включая русский; запрещается пропагандировать терроризм, экстремизм, фашизм, наркотики и прочие темы, несовместимые с общепринятыми законами, нормами морали и приличия.
  6. Не использовать в комментарии язык, отличный от литературного русского.
  7. Не злоупотреблять использованием СПЛОШНЫХ ЗАГЛАВНЫХ букв (использованием Caps Lock).
Отправить комментарий


Капитал страны
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Отметьте самые значимые события 2021 года:
close
check_box check_box_outline_blank Демонстратор будущего двигателя для многоразовой ракеты-носителя в Свердловской области
check_box check_box_outline_blank Демонстратор нового авиадвигателя ПД-35 в Пермском крае
check_box check_box_outline_blank Полет МС-21-300 с крылом, изготовленным из российских композитов в Иркутской области
check_box check_box_outline_blank Открытие крупнейшего в РФ Амурского газоперерабатывающего завода в Амурской области
check_box check_box_outline_blank Запуск первой за 20 лет термоядерной установки Токамак Т-15МД в Москве
check_box check_box_outline_blank Создание уникального морского роботизированного комплекса «СЕВРЮГА» в Астраханской области
check_box check_box_outline_blank Открытие завода первого российского бренда премиальных автомобилей Aurus в Татарстане
check_box check_box_outline_blank Старт разработки крупнейшего в Европе месторождения платиноидов «Федорова Тундра» в Мурманской области
check_box check_box_outline_blank Испытание «зеленого» танкера ледового класса ICE-1А «Владимир Виноградов» в Приморском крае
check_box check_box_outline_blank Печать на 3D-принтере первого в РФ жилого комплекса в Ярославской области
Показать ещеexpand_more