Проект 705 «Лира»: титановая подводная лодка, которую ненавидели ВМС США
В 1970-х годах Советский Союз был вовлечен в глобальную холодную войну с США. Две страны стремились создать и принять на вооружение более совершенное оружие, чем друг у друга.
Самым очевидным местом для технологической гонки между двумя державами времен холодной войны был, конечно же, космос. Известное как «Космическая гонка», соревнование за звание первой подпитывало интенсивное развитие технологий, кульминацией которого стала американская программа «Аполлон» и люди, ступающие на Луну.
Но соперничество времен холодной войны бушевало одновременно и на других, менее заметных площадках. Например, развитие аэрокосмической отрасли, где советские производители, такие как Микоян и Сухой, соревновались с американскими производителями, такими как Boeing и Lockheed, чтобы создать самые совершенные истребители четвертого, а затем и пятого поколения (о российских истребителях МиГ можно прочитать в материале «Капитала страны»: «Российские истребители: Интересный взгляд на модельный ряд МиГов»). Соревнование распространилось и на танки. Межконтинентальные баллистические ракеты. Авианосцев. И, конечно, подводные лодки.
Чтобы получить хоть какое-то преимущество над американцами, Советы экспериментировали и давили. Результат, в одном случае, был довольно интересным: постройка корпуса подводной лодки из титана.
В 1971 году Советский Союз представил свою подводную лодку проекта 705 «Лира» (по классификации НАТО «Альфа»). Проект 705 представлял собой атомную ударную подводную лодку, отличавшуюся двумя особенностями: использованием титанового корпуса и тем, что она была одной из самых быстрых военных подводных лодок из когда-либо построенных.
Фактически, «Альфа-класс» уступал по скорости только одной модели подводной лодки — советскому прототипу, известному как К-222.
Проект 705 «Лира» стал первым случаем применения титана в конструкции корпуса подводной лодки.
Титан — это химический элемент, который можно восстановить, чтобы получить блестящий переходный металл с ценными свойствами: низкой плотностью, высокой прочностью и устойчивостью к морской воде. Понятно, что, учитывая свойства титана, Советы стремились экспериментировать с этим материалом при проектировании своих подводных лодок.
Несмотря на то, что проект 705 вышел в море только в 1971 году, идея была впервые предложена в 1957 году. Проект был задуман с учетом ряда взыскательных требований (во имя конкуренции с американскими подводными лодками).
Требования гласили, что новая подводная лодка должна:
-
обладать достаточной скоростью, чтобы быть способной преследовать любой корабль;
-
иметь возможность уклонения от противолодочного оружия;
-
обладать возможность преуспеть в подводном бою;
-
отличаться низкой обнаруживаемостью;
-
иметь минимальное водоизмещение и как можно меньший экипаж.
Для удовлетворения массива предложенных требований был выбран корпус из титанового сплава. Идея состоит в том, что титановый корпус позволит обеспечить низкое лобовое сопротивление, малый вес и, как следствие, высокую скорость и глубокое погружение. Предполагалось, что подлодка будет служить в качестве перехватчика, который будет оставаться в гавани или на маршруте патрулирования, а затем мчаться навстречу врагу по мере необходимости.
Корпус класса «Альфа», как и большинство советских атомных подводных лодок, был построен как двойная горка. Благодаря конструкции с двойным корпусом внутренний корпус построен таким образом, чтобы выдерживать давление воды, создаваемое во время глубоких погружений, в то время как внешний корпус защищает внутренний корпус и обеспечивает более идеальную гидродинамическую форму.
Титановый корпус, как и многие новые технологии, поначалу оказался сложным. Легкий сплав был склонен к растрескиванию – и первая подводная лодка проекта 705 была выведена из эксплуатации из-за растрескивания корпуса. Но Советский Союз смог усовершенствовать свои металлургические и сварочные технологии в достаточной степени, чтобы устранить растрескивание корпуса на всех будущих подводных лодках проекта 705.
Для приведения в движение титанового корпуса проекта 705 был установлен реактор с бериллиевым охлаждением со свинцово-висмутовым охлаждением. Реактор с жидкометаллическим теплоносителем имел ряд преимуществ, в том числе:
-
более высокую энергоэффективность;
-
не нуждался в дозаправке – никогда;
-
был легче и компактнее, чем реакторы с водяным охлаждением.
Реактор со свинцово-висмутовым охлаждением, а также его преимущества в весе и энергии концептуально сочетались с титановым корпусом – оба были ориентированы на создание меньшего по размеру и более быстрого судна.
Готовым изделием стала подводная лодка длиной 81 метр, шириной 9,5 метра и осадкой 7,6 метра. Водоизмещение проекта 705 в надводном положении составляло 2 тонн, в подводном – 300 тонн. Субмарина могла регулярно работать на глубинах 3 метров, с глубиной погружения около 200 метров.
Всего было введено в строй семь подводных лодок проекта 705 типа «Альфа», одна из которых оставалась в строю до 1996 года.
Написать комментарий
Полная безграмотность, посмотрите на характеристики - это абсурд!