18 ДЕК, 16:46 МСК
USD (ЦБ)    102.9979
EUR (ЦБ)    108.3444


За что глава РЖД Владимир Якунин получит отставку?

19 Августа 2015 9681 2 Политика
За что глава РЖД Владимир Якунин получит отставку?

В сентябре президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин может перейти в Совет Федерации сенатором от Краснодарского края. Явное понижение топ-менеджера, последнее время тяготеющего к политике, объясняется, прежде всего, кризисом и исчерпанностью модели «бизнесу – прибыль, государству – издержки».

В первых числах августа Владимир Якунин снова пожаловался на «хроническую» нехватку средств. На прием к президенту не удавалось попасть уже несколько месяцев. Оставалось послать ему сигнал SOS из публичной сферы. О постоянной проблеме «Российских железных дорог» глава монополии рассказал телеканалу «Россия 24». Причем сделал это в День железнодорожника, который отмечается в первое воскресенье августа.

Спраздновав, Якунин по традиции отправился в отпуск. Также попавший под международные санкции бизнесмен Геннадий Тимченко сменил швейцарскую виллу на резиденцию Хрущева на московских Воробьевых горах. Президенту РЖД, в свой черед, пришлось второй год подряд лично знакомиться с российскими санаториями и развивать, таким образом, внутренний туризм – путь его лежал на Дальний Восток и не на поезде. Там, возможно, нет австралийских кенгуру, которых он мечтал увидеть, но можно наблюдать, например, помет белых тигров – любимцев президента.

Отставка 3.0

Тем временем на сайте избиркома Калининградской области появилось по-византийски зашифрованное сообщение о его отставке. Как говорится, бог любит троицу: в разгар Петербургского экономического форума 2013 года на ленты информационных агентств попала новость, которая затмила сводки с мероприятия. Позднее выяснилось, что указ премьер-министра Дмитрия Медведева об увольнении Якунина – фальшивка хакеров-злоумышленников.

Под таким соусом общественности предложили так и не состоявшуюся смену топ-менеджера РЖД. Неловкость, должно быть, испытал Владимир Путин, когда уверенный в своих позициях Якунин с мясом глухаря на обеденной тарелке зачитал президенту «молнию» злосчастных агентств со своего мобильного. Свели все к шутке, президент позвонил Медведеву, уточнил и опроверг. Журналисты на скорую руку подхватили сенсацию со знаком минус и дезавуировали.

Но команда премьера, по принципу вода камень точит, через год приготовила для Якунина игру в кафкианский замок. Белый дом на несколько месяцев затянул продление контракта действующему главе РЖД, за пояснениями отсылал в Кремль, где повесткой не владели, просили трудовые вопросы решать с правительством. И если бы не запоздалое вмешательство президента, то не исключался и совсем уж бесславный конец карьеры, обставленный со всем абсурдом.

Бюрократическая проволочка напоминала форменное издевательство над заслуженным государственным деятелем, если бы он сам не открещивался от высокого звания – оно, как и изданный чуть позже указ Медведева, обязывает раскрывать доходы. Якунин убеждал и сам убеждался: неприлично рассказывать на всю евразийскую страну, что получаешь от 4 до 5,5 млн руб. в месяц. Тем более, когда ты не чиновник, а нанятый менеджер и работаешь не в государственной структуре, а в коммерческой компании, пусть и безраздельно принадлежащей государству.

Давление оказывала и не унимающаяся общественность: журналисты с легкой руки оппозиционера Алексея Навального подняли шумиху вокруг его дачи в поселке Акулинино Московской области, где, как утверждали борцы с коррупцией, есть целые комнаты для прислуги и шубохранилище для барина, а общая площадь участка немыслимые 14 га. Якунину виднее, но лишь после президентского «значит, есть что прятать» он раскрыл приблизительный размер своего ежемесячного вознаграждения.

И вот август 2015-го. На сайте избиркома Калининградской области появилось многоговорящее сообщение: исполняющий обязанности губернатора Николай Цуканов включил в свой список сенаторов в Совет Федерации Владимира Якунина (помимо него мэр Калининграда Александр Ярошук и действующий сенатор Олег Ткач). Цуканов идет на выборы в единый день голосования 13 сентября, когда с губернаторами определяться в 21 регионе. В списке вместо главы РЖД еще недавно значился менеджер ООО «Газпром флот» Павел Кретов, и вдруг в упряжке кандидатов произошла замена.

Со слов врио губернатора, у которого почти 100% шансы на переизбрание, он давно просил Якунина «пристальнее посмотреть» на российский полуэксклав в Центральной Европе. Вероятно, тогда главного железнодорожника страны больше интересовали греческие морские порты, железные дороги и, конечно же, как председателя попечительского совета Фонда Андрея Первозванного и Центра национальной славы, православные реликвии, в том числе пояс Святой Богородицы и благодатный огонь на Пасху. В пристрастиях и увлеченностях он совпадал с патриархом Кириллом, влиятельным выходцем из Калининградской области. Теперь, скорее всего, придется надеть очки и разобраться, будучи сенатором, что происходит в регионе.

Наказание за что-то

Близкие к Кремлю источники поведали целому ряду российских и западных изданий, что отставка переход Владимира Якунина в Совет Федерации это начало больших перемен (Путин не менял никого в своей команде с 2011 года), пойти на которые власть вынуждают изоляция со стороны Запада, глубокая рецессия в экономике и истощение резервов. Полгода главе РЖД подыскивали должность для благополучной пенсии. Однако стремительность произошедшего некоторые чиновники, пожелавшие сохранить анонимность, понимают как наказание Якунина «за что-то». Если покопаться, было за что.

Встречать западные санкции, как пули, грудью – одно, писать длинные рассуждения о вреде глобализации, гегемонии США и разоблачать «мировую олигархию» – действие из того же ряда идеологически-пропагандистско-патриотического замеса и угара, достойное среднего уровня публициста. Но совершенно другое – эффективно управлять империей в империи, ни много ни мало государствообразующей компанией, которая дает порядка 3% ВВП.

Якунин возглавлял РЖД в эпоху заканчивающегося экономического бума – третьего за всю продолжительную историю России. Окно возможностей распахнулось перед страной для совершения рывка, чтобы назавтра оказаться в числе развитых, взять в свои руки рычаги управления международными процессами, а не говорить о «крайне опасной эсхатологической ситуации», призывать к обороне против «глобальной теневой элиты», которая ведет «гибридную войну» в отношении национальных государств.

В 2000 году протяженность российских железных дорог составляла 86,1 тыс. км. В 2005-м, когда во главе монополии встал господин Якунин, показатель упал до 85,2 тыс. км. За десять лет его руководства, по его же словам, РЖД развивали высокоскоростное движение, подходы к российским портам, начали модернизацию Транссибирской магистрали, строительство Евразийского пояса развития и Московский транспортный узел. Казалось бы, прошло десятилетие бурной деятельности, а по итогам 2014 года протяженность путей, по сравнению с началом века, выросла всего на 0,2 тыс. км – до 86,3 тыс. Не исключено, что увеличение произошло за счет изношенной и находящейся в ненадлежащем состоянии инфраструктуры Крыма, о которой так часто в упрек Киеву говорят российские власти.

Если присоединение Крыма позволило «выйти в ноль», то с финансовой отчетностью при Якунине РЖД не стеснялись: до 2014 года компания с годовой выручкой около 2 трлн руб. показывала небольшую, но все-таки прибыль. Однако в роковом для России году прибыль 2013 года задним числом была признана ошибкой и исправлена на убыток в 198 млрд руб. В 2014 году РЖД потеряли еще 44 млрд руб., в этом недополучат 32 млрд руб. И это притом что тарифы выросли на 10% – больше, чем у других монополий, а субсидии из федерального бюджета составят почти 80 млрд руб.

Вице-премьер Аркадий Дворкович как-то сетовал, что проще пешком добраться до пункта назначения на Дальнем Востоке, чем ехать товарняком РЖД. Действительно, за время правления Якунина средняя скорость движения грузовых поездов упала с 39,6 км/ч в 2004 году до 37,7 км/ч в 2014 году. Среднее время оборота грузового вагона увеличилось с 8 суток до 17-ти.

Занимаясь скоростным движением, Якунин предпочел не строить новые, а модернизировать старые пути. Три направления он запустил с таким экономичным подходом: Москва – Санкт-Петербург, Москва – Нижний Новгород и сообщение с Хельсинки. В первом случае немецкие поезда Siemens Velaro, поставленные по двум контрактам на сумму около 900 млн евро с техническим обслуживанием, идут со скоростью 250 км/ч, во втором – 200 км/ч. При этом максимальная скорость колеблется от 320 до 400 км/ч. Чтобы придать местный колорит сильно тормозящим по российским просторам поездам, Якунин придумал называть их «Сапсанами», именем самой быстрой птицы в мире.

Со временем естественная монополия при Якунине приобрела признаки противоестественной: обернулась против своих клиентов, повышая тарифы и перекладывая на клиентов все больше издержек. Когда в 2013 году правительство приняло решение не индексировать тарифы государственных монополий на следующий год, больше всего угроз и криков было со стороны РЖД. Глава компании постоянно просил президента о повышении тарифов, увеличении субсидий и снижении налога на прибыль или, к примеру, отмены налога на добавленную стоимость (НДС) для частных перевозчиков. Между тем погрузка РЖД неуклонно падала, убытки росли, как на дрожжах.

Половинчатые реформы железнодорожной отрасли не вносили ясность в долгосрочную стратегию развития компании. Первоначальной задачей Якунина было сделать так, чтобы монополия отвечала только за инфраструктуру. Это требовало постепенно отказаться от транспортно-логистической функции. В действительности РЖД, передав треть вагонов Первой грузовой компании, до сих пор управляет транспортом, а частная локомотивная тяга так и не была создана.

Без глухаря

Критическая масса ошибок и неверных решений реализовалась в виде кризиса: в начале 2015 года в регионах отменили около 300 электричек из 5 тыс. Региональные администрации и «дочки» РЖД разошлись в вопросе компенсаций за убыточные перевозки. Фактически Якунин подставил Путина, однако публично влетело Дворковичу, курирующему отрасль, а Минфину пришлось выделить дополнительные 8,8 млрд руб. регионам.

В последний год могло показаться, что Якунин получил иммунитет: попал под санкции и был доволен, как кот в сметане – еще один повод для демонстративного потребления патриотизма. Вместо отраслевых показателей, он со спокойной душой рассказывал публике о конспирологии, антизападничестве, православии и патриотизме. В общем, попал в идеологический тренд и даже задавал его плечом к плечу с другими государственными деятелями (Патрушев, Нарышкин). И, наверное, не заметил сам, как стал органически тяготеть к Совету Федерации.

Но не все кончено. Комментируя надвигающуюся, как затмение, на карьеру Якунина отставку, Путин отметил, что он «давно и успешно» работает на посту президента РЖД и пообещал «пообсуждать» с ним его будущее после отпуска на Дальнем Востоке. По всей видимости, торг члена кооператива «Озера» с президентом еще продолжится, правда, теперь с учетом неизбежности ухода с должности.

Это небольшая политическая победа Медведева, которому теперь нужно закрепить успех назначением своего человека во главе железнодорожной монополии. Среди претендентов неофициально называются протеже и соратник Дмитрия Анатольевича, вице-премьер Аркадий Дворкович, а также еще один близкий к премьеру кандидат – бывший глава Свердловской области и действующий вице-президент РЖД Александр Мишарин. Кстати, именно его в 2013 году авторы поддельного указа Медведева назначили управлять РЖД, и он в поезде «Сапсан» принимал поздравления журналистов, пока Якунин доедал с Путиным глухаря.

Заботиться о железных дорогах и железнодорожниках теперь Якунину не придется. Сдавшись, он сам заявил о решении перейти в верхнюю палату парламента. Ему приготовлена синекура в Совете Федерации – приюте для «сбитых летчиков» российского корпоративного государства. Формальности в виде «ценза оседлости» для назначения от региона и прочие законодательные сложности вроде того, что Якунин не проработал на государственной службе пять лет, вряд ли станут преградой, как и пенсионный возраст при переназначении главой РЖД в прошлом году.

История с интригой подводит к тому, что Якунин слишком часто просил Путина по делам своей компании и медленно вел ее к деградации. Он просил и за себя, до бесконечности и при каждой удобной возможности. Однако он забыл, что о неудачах и удачах госкорпораций судит один человек – президент. Не сделал он поправку и на время: ограничение ресурсов государства знаменует конец модели кормления госкапиталистов: бизнесу – прибыль, государству – издержки.

Путин, как это ему свойственно, ушел с линии огня, чтобы под внешним давлением Якунин лично принял решение уйти. В качестве бонуса он получит последнюю аудиенцию, а затем выпадет из ближнего круга. И если так – то круг сузился.

Александр Мельников

Написать комментарий

правила комментирования
  1. Не оскорблять участников общения в любой форме. Участники должны соблюдать уважительную форму общения.
  2. Не использовать в комментарии нецензурную брань или эвфемизмы, обсценную лексику и фразеологию, включая завуалированный мат, а также любое их цитирование.
  3. Не публиковать рекламные сообщения и спам; сообщения коммерческого характера; ссылки на сторонние ресурсы в рекламных целях. В ином случае комментарий может быть допущен в редакции без ссылок по тексту либо удален.
  4. Не использовать комментарии как почтовую доску объявлений для сообщений приватного характера, адресованного конкретному участнику.
  5. Не проявлять расовую, национальную и религиозную неприязнь и ненависть, в т.ч. и презрительное проявление неуважения и ненависти к любым национальным языкам, включая русский; запрещается пропагандировать терроризм, экстремизм, фашизм, наркотики и прочие темы, несовместимые с общепринятыми законами, нормами морали и приличия.
  6. Не использовать в комментарии язык, отличный от литературного русского.
  7. Не злоупотреблять использованием СПЛОШНЫХ ЗАГЛАВНЫХ букв (использованием Caps Lock).
Отправить комментарий
И
24.08.2015 0 0
Ипполит:

дуальное социокультурное управление Чаго? В такой позе воровать мы не пробовали

В
24.08.2015 0 0
Всеволод:

Эффективное государственное управление возможно только в рамках дуального социокультурного управления, о чем мы говорим на протяжении 10 лет. В противном случае ресурсы будут тратиться впустую, что и происходит на протяжении тысячелетий.



Капитал страны
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Отметьте самые значимые события 2021 года:
close
check_box check_box_outline_blank Демонстратор будущего двигателя для многоразовой ракеты-носителя в Свердловской области
check_box check_box_outline_blank Демонстратор нового авиадвигателя ПД-35 в Пермском крае
check_box check_box_outline_blank Полет МС-21-300 с крылом, изготовленным из российских композитов в Иркутской области
check_box check_box_outline_blank Открытие крупнейшего в РФ Амурского газоперерабатывающего завода в Амурской области
check_box check_box_outline_blank Запуск первой за 20 лет термоядерной установки Токамак Т-15МД в Москве
check_box check_box_outline_blank Создание уникального морского роботизированного комплекса «СЕВРЮГА» в Астраханской области
check_box check_box_outline_blank Открытие завода первого российского бренда премиальных автомобилей Aurus в Татарстане
check_box check_box_outline_blank Старт разработки крупнейшего в Европе месторождения платиноидов «Федорова Тундра» в Мурманской области
check_box check_box_outline_blank Испытание «зеленого» танкера ледового класса ICE-1А «Владимир Виноградов» в Приморском крае
check_box check_box_outline_blank Печать на 3D-принтере первого в РФ жилого комплекса в Ярославской области
Показать ещеexpand_more