Несогласованность мешает применению Таможенного кодекса Таможенного союза
Многие вопросы функционирования Таможенного кодекса Таможенного союза России, Беларуси и Казахстана, вступившего в действие 1 июля 2010 года, до с их пор не решены и это ставит перед бизнесом ряд проблем. Какие же это проблемы? Каковы возможные пути их решения? Что об этом думают представители ТПП РФ.
Определенная несогласованность действия сторон проявляется сейчас, например, при экспорте из России в Казахстан. Казахстан, который решил сохранить в торговле с Россией и Беларусью таможенный контроль вплоть до 1 июля 2011 года (в этот день его граница с третьими странами станет внешней границей всего ТС), требует экспортные декларации на товар, а Россия их уже не должна выдавать, поскольку в России, в соответствии с Таможенным кодексом, уже действуют другие правила.
Ряд крупных холдингов притормозили на этом направлении свои операции.
«С другой стороны, - говорит Татьяна Круглова, многие моменты были продекларированы, но практическая сторона их применения не разработана».
Так, например, сейчас получается с переработкой сырья, поступающего в РФ из других стран-участников ТС. Раньше изначально казахский, например, товар, скажем, руда, поступал в РФ, здесь перерабатывался на горно-обогатительном комбинате; полученный новый товар отправлялся за границу, причем это был, естественно, не чистый, не стопроцентный экспорт - пошлина бралась только с добавленной стоимости, полученной при переработке. Теперь же, когда вступил в действие Таможенный кодекс Таможенного союза, получается, что и исходное казахское сырье, и российский конечный продукт происходят с единой таможенной территории, то есть теперь за товар, переработанный в России и идущий далее за границу, российской фирме надо платить полную экспортную пошлину как с полностью нового товара, а не с добавленной стоимости.
Пока, говорит Татьяна Круглова, все идет по старым правилам, на практике действует по умолчанию прежний режим переработки, который теоретически как бы и отменен новым кодексом. То есть в любой момент все внезапно может перемениться. Бизнес работает на свой страх и риск, на грани больших возможных материальных и прочих неприятностей.
Сложности и несогласованность происходят от того, что Таможенный кодекс в действие вступил, а российский федеральный закон о таможенной службе пока не принят, говорит Татьяна Круглова. Он все еще имеет статус законопроекта, состоялось только первое чтение; обсуждение поправок и последующие чтения Госдума РФ перенесла на осень.
Сложилась в определенной степени парадоксальная ситуация: новый Таможенный кодекс имеет много ссылок на закон, которого еще нет. В итоге у нас сейчас действуют два таможенных кодекса: тот, который есть, то есть новый; и тот, который был, причем относительно него принято решение, что он действует в части, не противоречащей новому кодексу.
Два таможенных кодекса в одной стране не может быть по определению, комментирует ситуацию Татьяна Круглова. Новый должен автоматически отменять старый.
Пока же в такой обстановке бизнес опасается возможных неожиданных решений и непредсказуемых перемен.
По материалам пресс-службы ТПП РФ.
Написать комментарий