Вклады в сетевых магазинах могут стать популярными
«Национальное Агентство Финансовых Исследований» (НАФИ) представляет данные об отношении россиян к небанковским вкладам.
Исследование проводилось 24-25 мая 2008 г. по всей России и является одним из этапов исследовательского проекта НАФИ «Финансовые услуги для населения», посвященного изучению актуальных аспектов и проблем финансовой сферы России. Опрошено 1600 человек в 153 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,4%.
В последнее время активно развивается банковский сегмент. В связи с этим было инициировано исследование, призванное выявить, а есть ли у банков конкуренты в сфере привлечения средств населения? Для этого респондентам предлагалось в гипотетической ситуации необходимости выбора способа вложения 20 000 руб. выбрать один из двух предложенных вариантов вложения средств: на счет в банке или на клиентскую карту крупного сетевого магазина.
При этом предлагалось сделать вклад на 1 год под 10% годовых с возможностью снятия процентов ежемесячно или внести сумму на 1 год на свою клиентскую карту крупного сетевого магазина без процентов, но с возможностью получения 10%-ой скидки на все покупки в данной сети магазинов в течение года.
По результатам проведенного исследования более половины респондентов (53%) предпочли бы внести деньги на счет в банке. В том числе 29% опрошенных сообщили, что они доверяют банкам и поэтому готовы внести деньги на счет в банке, а 24% опрошенных указали, что они не ходят в сетевые магазины, и поэтому предпочли бы банковский вклад.
При этом 15% респондентов заявили о своей готовности внести деньги на клиентскую карту сетевого магазина. В том числе 11% сообщили, что они делают много покупок в сетевых магазинах и такой вклад будет выгоден для них, и еще 4% респондентов больше доверяют сетевым магазинам.
Почти треть опрошенных (27%) затруднились ответить на предложенный вопрос.
Респондентам в ходе опроса также предлагалось проранжировать несколько способов вложения денег. Участники исследования располагали 10 различных способов использования денег по степени предпочтительности в случае получения дополнительно (помимо текущего дохода) 40 000 руб.
В первую очередь россияне хотели бы потратить дополнительно полученные деньги на ремонт, строительство, а также на текущие нужды (питание, одежда). Вложения в паевые инвестиционные фонды и вклады в сетевых магазинах находятся в конце списка и имеют примерно одинаковые ранги, т.е. россияне отдали бы им предпочтение в последнюю очередь. Банковские вклады занимают 5-е (из 10) место по степени предпочтительности использования дополнительного дохода. (см. таб. 1).
Таблица 1. Результаты ранжирования различных способов использования денег
№ |
Способы использования денег |
Средний ранг |
1 |
Потрачу на ремонт, строительство |
3,74 |
2 |
Потрачу на текущие нужды (питание, одежда и т.п.) |
3,79 |
3 |
Потрачу на крупные покупки |
3,84 |
4 |
Отложу в наличных рублях |
5,11 |
5 |
Внесу на счет/вклад в банке |
5,12 |
6 |
Потрачу на развлечения/отдых |
5,36 |
7 |
Куплю иностранную валюту |
6,21 |
8 |
Куплю золото |
6,55 |
9 |
Вложу деньги в паевой инвестиционный фонд |
7,55 |
10 |
Внесу на свою клиентскую карту крупного сетевого магазина |
7,66 |
Как видно из таблицы 1, в первую очередь россияне стремятся потратить полученный дополнительный доход на потребление. Примечательно, что ранжировки способов использования денег не зависят от дохода, образования и других социально-демографических характеристик респондентов.
Жители Приволжского федерального округа чаще других сообщали, что они предпочли бы вложить деньги в банк, так как они не ходят в сетевые магазины. А среди жителей Центрального и Сибирского федеральных округов, наоборот, таких ответов оказалось меньше, чем в других округах.
Жители Сибирского федерального округа чаще, чем в других округах, указывали, что они предпочли бы, скорее, положить деньги на счет в банке, так как они больше доверяют банкам. Жители Северо-Западного, Южного и Приволжского федеральных округов так отвечали реже, чем в среднем по России.
Чаще всего выгоду в депозите на клиентской карте сетевого магазина видят жители Южного федерального округа. Подробнее см. рис. 2.
Рисунок 2. Распределение ответов респондентов на вопрос о предпочтительном способе размещения денег в зависимости от федерального округа, % респондентов
Жители Москвы и Санкт-Петербурга чаще, чем жители других населенных пунктов, готовы отдать предпочтение депозиту на карте сетевого магазина. См. рис. 3.
Рисунок 3. Распределение ответов респондентов на вопрос о предпочтительном способе размещения денег в зависимости от типа населенного пункта, % респондентов
Респонденты с низким уровнем дохода чаще сообщают, что предпочли бы оформить вклад в банке, так как они не ходят в сетевые магазины. А высокодоходные респонденты чаще отмечают свою готовность оформить депозит в сетевом магазине. Доля таких респондентов среди опрошенных с доходом более 15 000 руб. составляет 37%, а в целом по России - только 15%. Подробнее см. рис. 4.
Рисунок 4. Распределение ответов респондентов на вопрос о предпочтительном способе размещения денег в зависимости от дохода на члена семьи в месяц, % респондентов
Получить дополнительную информацию по этому или другим исследованиям Вы можете у специалистов НАФИ по тел. (495) 261-05-04. Контактное лицо - Наталия Лебедева, менеджер по связям с общественностью.
Написать комментарий