Тяжелая судьба с легким градусом
Производители слабоалкогольных напитков бьют тревогу: отрасли грозит фактическое уничтожение из-за акцизных платежей, которые начнут действовать с мая 2024 года. Новая формула расчета приведет к повышению сбора в 4 раза. При этом продукция с низким содержанием алкоголя была и остается одной из самых перспективных на рынке продуктов питания и напитков.
Именно «легкие» напитки стали тем локомотивом, который, начиная с середины 1990-х и, практически, до середины 2010-х годов, определял облик этого сектора российской экономики и являлся крупным налогоплательщиком в бюджеты многих российских регионов, таких как Москва и Московская область, Ростовская область, Калининградская область, Краснодарский край и другие.
В современных условиях этот рынок переживает стадию переформатирования, которая связана, прежде всего, с уходом крупных зарубежных игроков и ускоренным формированием нового пула отечественных производителей. Некоторые марки, например, в пивоваренном секторе, проходят стадию возрождения после длительного периода управления западными собственниками, деятельность которых была направлена лишь на подавление самобытных отечественных марок и увеличение доли импортных сортов на прилавках российских магазинов.
В этих условиях отрасль очевидно нуждается в стимулировании. В течение всего 2022 года Правительство России оказывало помощь и поддержку компаниям, приобретающим активы уходящих западных игроков. Это способствовало стабилизации рынка и, как следствие, удалось, с одной стороны, избежать дефицита продукции, а с другой – резкого роста цен на нее.
Однако правила меняются. На сегодняшний день в Правительстве России принято решение, что акцизы на производство слабоградусной продукции должны радикально вырасти. Одним из побудительных мотивов такого роста позиционируется увеличение объемов финансирования того же сектора спорта, как спорта высоких достижений, так и массового. Другим, не менее значимым мотивом, служит борьба за здоровье нации.
Согласно открытым данным, в среднем на одного россиянина приходится в год 91 бутылка пива и по одной бутылке сидра, пуаре или медовухи. В 2021 году (это последние актуальные данные) в России продали 672 млн декалитров пива и пивных напитков. Для сравнения, тогда же продажи в ЕС составили 300,6 млн гектолитров. По объему потребления пива на душу населения в Европе и мире лидерами являются: Чехия 143,3 литра/чел, Намибия -108 л/чел, Австрия – 108 литров/чел и Германия – 106 л/чел. Российская Федерация в этом списке занимает 32-е место с 58,6 литра на человека. Несмотря на то, что по объему потребления Россия не входит даже в десятку лидеров, по масштабу производства она серьезно опережает традиционные «пивные» страны Европы. Собственно, вероятно, исходя из этой статистики и было принято решение Правительства РФ об увеличении акцизов на производство «легкого»алкоголя.
При этом, производители пива от новых акцизных сборов страдают меньше всех. Объемы их выплат увеличатся с 25 рублей до 26 рублей за 1 литр. Иная ситуация с напитками крепостью до 9% на основе спирта. Инвестиции в эту отрасль, в которой занято почти 10 тысяч человек, за последние несколько лет составили свыше 30 млн. евро. Это современные производственные линии, отвечающие самым высоким мировым стандартам. Продукция российских предприятий экспортируется в 30 стран. Объем производства за последние несколько лет вырос в 2,7 раза, а объем импорта сократился на 40%. Уплаченные в бюджет государства акцизные и налоговые сборы в 2022 году и за 9 месяцев 2023 года составили свыше 18 млрд. рублей.
В нынешних условиях отрасль ждет неизбежное повышение розничных цен на продукцию в 2,5-3 раза. Помимо значительного увеличения ставок акциза, возникает проблема, связанная с запретом производства и оборота слабоградусной алкогольной продукции с добавлением спирта в таре объемом более 330 миллилитров (171-ФЗ). Эти нормы во взаимосвязи со вступающим в силу Техническим регламентом ЕАЭС 047/2018 и увеличение ставок акциза обяжут производителей слабоалкогольной продукции во-первых, уменьшить максимально допустимые показатели крепости со значения «не более 9%» до значения «менее 7%». Во-вторых, производить продукцию только в таре не более 330 мл. Как показала практика последних лет, это повлечет за собой существенное падение объемов производства по причине низкого спроса на продукцию в таре 330 мл. И, в третьих, существенно увеличить стоимость своей продукции, что заставит потребителя сделать выбор в пользу других горячительных напитков. При том, что стоимость одного градуса алкоголя в слабоалкогольных напитках будет составлять 75 рублей, в водке она составит всего 18 руб., а в пиве – 27.
При средней стоимости единицы легального товара на полках магазинов в 250-300 рублей предприятиям отрасли не выжить. И сумму в 150 млрд. рублей дополнительного дохода от новой акцизной политики, которая запланирована министерством финансов, придется существенно корректировать. Как это отразится на будущих спортивных достижениях и здоровье нации покажет время.
Написать комментарий