28 МАР, 18:48 МСК
USD (ЦБ)    92.5919
EUR (ЦБ)    100.2704


Свернет ли Россия сотрудничество с США в космосе?

22 Мая 2014 9737 0 Политика
Свернет ли Россия сотрудничество с США в космосе?

Разногласия между Россией и США рано или поздно должны были затронуть сферу космического сотрудничества. Как это повлияет на развитие ракетно-космической отрасли в обеих странах? Что намерена предпринять Россия?

Что запретили США?

2 апреля Национальное аэрокосмическое агентство США (NASA) заявило о прекращении большинства контактов с представителями Роскосмоса. По сообщению The New York Times, это касается «поездок в Россию и визитов представителей российского правительства на объекты NASA, двусторонних встреч, электронной переписки, теле- и видеоконференций, исключение составляют лишь проекты, связанные с Международной космической станцией (МКС).

Наряду с этим министр обороны США Чак Хейгел предписал ВВС США пересмотреть возможности использования российских двигателей в ракетах, которые выводят на орбиту военные спутники. В частности, американские чиновники должны составить заключение о том, какими последствиями грозит прекращение поставок российских двигателей РД-180, которыми оснащаются ракеты-носители Atlas-5.

Кроме того, как сообщил вице-премьер Дмитрий Рогозин на брифинге, прошедшем 19 мая, «были предприняты определенные действия, с тем, чтобы обнулить возможности поставки в Российскую Федерацию космических аппаратов для пусков российскими ракетами-носителями». Ссылаясь на то, что в этих космических аппаратах, в том числе изготовленных в странах Евросоюза, присутствует электронная компонентная база производства США, выпуск этих аппаратов приостановили, несмотря на подписанные контракты.

Помимо этого, США до сих пор не дали разрешения на размещение на своей территории станций дифференциальной коррекции российской навигационной системы ГЛОНАСС, хотя все соответствующие документы Роскосмос направил в Вашингтон еще в начале года.

Чем ответила Россия?

GPS

Одним из первых ответных шагов России станет приостановка деятельности 11 американских наземных станций системы глобальной навигации GPS, которые располагаются на территории России в соответствии с двумя соглашениями между правительством РФ и правительством США о научно-техническом сотрудничестве. Первое из них было заключено 16 декабря 1993 года и продлено до 15 декабря 2015 года, второе – об обмене сейсмологическими и геодинамическими данными между Геофизической службой Российской академии наук и консорциумом IRIS – было заключено 15 сентября 2011 года. Станции инфраструктуры GPS расположены в Калужской и Свердловской области, Красноярском крае, Республике Саха (в Тикси и Якутске), в Иркутске, Магадане, Чукотском автономном округе, Петропавловске-Камчатском и Южно-Сахалинске, сообщил на брифинге Дмитрии Рогозин.

 Как рассказал в интервью «Коммерсанту» высокопоставленный источник в Роскосмосе, «за функционирование станций GPS в России отвечает геофизическая служба РАН, осуществляя контроль исходящего трафика системы». По словам сотрудника «Роскосмоса», «информация с этих станций переправляется в сейсмологическую службу США, что не противоречит никаким договоренностям, но в то же время она дублируется в Министерство внутренней безопасности США, что вызывает определенную озабоченность. При поступлении команды трафик будет перекрыт».

Согласно заявлению, озвученному Дмитрием Рогозиным, работа станций GPS на территории России будет приостановлена с 1 июня. До конца лета рабочая группа из представителей Федерального космического агентства, Российской академии наук и Министерства иностранных дел будет вести переговоры с американской стороной о восстановлении сотрудничества на паритетных условиях. Если за это время не удастся достичь соглашения, то с 1 сентября 2014 года работа станций GPS на территории РФ будет прекращена окончательно.

Ракетные двигатели

Россия поставляет США два типа ракетных двигателей: НК-33 производства ОАО «Кузнецов» (в Самаре) и РД-180 производства НПО «Энергомаш» (в Химках, Московской обл.).

НК-33 разработан более 40 лет назад знаменитым конструктором авиационных двигателей Николаем Кузнецовым для ракеты, которая должна была осуществлять полеты на Луну. В 1974 году лунный проект прикрыли, созданную партию НК-33 приказано было уничтожить, но Кузнецову, к счастью, удалось их спасти. В 90-е годы НК-33 был представлен на одной из выставок в Москве и вызвал колоссальный интерес зарубежных партнеров. В 1992 году был подписан протокол с американской двигателестроительной компанией Aerojet Rocketdyne о применении НК-33 на ракетах-носителях США. Причем с российской стороны соглашение подписывал еще сам Кузнецов. В 2013 году первые два модифицированных двигателя НК-33 (в американском варианте они названы Aerojet AJ-26) были использованы в ракетах на ракетах-носителях Antares, специально разработанных под эти двигатели. Эти ракеты задействованы в программе NASA по снабжению МКС грузами. При этом продаются те двигатели, которые были спасены когда-то Кузнецовым. На начало 2014 года серийное их производство так и не было начато, хотя подготовка к нему шла.

РД-180 представляет собой модификацию модели РД-170, созданной в рамках программы «Энергия-Буран». Он был разработан в 1995 году специально для участия в тендере, организованном американской корпорацией Lockheed Martin, выбиравшей двигатель для модернизируемого тогда ракетоносителя Atlas. Выиграв тендер, НПО «Энергомаш» в 1996 году подписало договор на поставку 101 двигателя до 2020 года. Более того, американской стороне были предоставлены чертежи, техническая документация и лицензия на производство до 2022 года.

На начало 2013 года НПО «Энергомаш» поставил в США 63 двигателя РД-180. При этом до 2010 года РД-180 продавались американцам с убытком для российского предприятия, признал исполнительный директор «Энергомаш» Владимир Солнцев. Согласно очередному контракту, подписанному в декабре 2012 года, до 2018 года НПО «Энергомаш» должен поставить в США еще около 30 двигателей. Как сообщали «Известия» еще в августе 2013 года, ракеты Atlas-5 с двигателями РД-180 регулярно используются для выведения военных объектов. Например, с помощью Atlas-5 выводятся новейшие спутники связи AEHF в интересах ВВС США. Уже трижды выводился на орбиту многоразовый экспериментальный орбитальный самолет Boeing X-37 – сугубо военный аппарат, не использующийся в гражданских программах и являющийся, по сути, универсальным космическим оружием, которое может выполнять как разведывательную, так и боевую функцию. На заседании Совбеза летом прошлого года было отмечено, что «ракеты Atlas-5 используются для выведения перспективного космоплана, который, по сути, представляет собой новейшее потенциально опасное, в том числе для российской спутниковой группировки». Тогда же был поставлен вопрос о прекращении поставок РД-180 в США после 2015 года. В мае 2014 года вице-премьер Дмитрий Рогозин заявил, что поставки новых двигателей и регламентное обслуживание тех, что уже находятся на территории США, будут осуществляться лишь при предоставлении гарантий, что «наши двигатели используются исключительно лишь только в целях выведения гражданских нагрузок». Каким образом могут быть предоставлены такие гарантии, не уточнялось.

МКС

В проекте МКС Россия будет участвовать только до 2020 года и не намерена соглашаться с предложением США продлить работу с МКС до 2024 года. «Мы тоже понимаем, что Международная космическая станция – это хрупкая в прямом и переносном смысле тема. Речь идет о пилотируемой космонавтике, о жизни космонавтов, поэтому мы здесь тоже будем вести себя чрезвычайно прагматично, и не будем ставить какие бы то ни было препоны для работы МКС», – заявил Дмитрий Рогозин.

Последствия для США и России

Прекращение работы станций GPS в России, является, скорее, политическим жестом, поскольку количества станций, находящихся на сопряженных с Россией территориях, «более чем хватает для выполнения калибровки космических аппаратов системы», – сказал в интервью «Коммерсанту» представитель Роскосмоса. Эти решения «касаются только разработчиков спутников навигационных систем, а гражданские пользователи по всему миру ничего этого не заметят»: США имеют сотни станций калибровки сигналов спутников, которые построены более чем за 25 лет. «Для ГЛОНАСС сеть таких станций стали создавать только в середине 2000-х. Сегодня они работают, конечно, на территории России, а также в Бразилии и Казахстане. Несколько станций расположено в Антарктиде», – пояснил «Коммерсанту» главный аналитик некоммерческого партнерства «Содействие развитию и использованию навигационных технологий» (НП ГЛОНАСС) Андрей Ионин.

Поставки двигателей РД-180, судя по высказываниям российского вице-премьера и главы Роскосмоса, скорее всего, будут продолжены. Так что опасения авторов статьи «Как Россия может задушить космическую программу США», размещенной на онлайновом ресурсе Global Post еще 25 марта, видимо, окажутся напрасными. Большая часть этой статьи касалась именно двигателей РД-180 и ракет Atlas-5. Руководство НПО «Энергомаш» заинтересовано в продолжении «взаимовыгодного» сотрудничества. По оценкам экспертов, предприятие «за каждый двигатель получало от американцев по 11–15 млн долларов. Это больше половины прибыли предприятия. Фактически изготовление двигателей для американцев позволяло НПО все эти годы выживать и развиваться. И заменить эти средства сейчас просто нечем». Впрочем, такая замена все же вполне возможна, если будет запущена озвученная Дмитрием Рогозиным программа освоения космоса на ближайшее десятилетие, предусматривающая, в частности, освоение Луны. Помимо этого, как сообщил Владимир Солнцев, предприятие ведет переговоры с Китаем и другими странами Азиатского региона, в том числе с Южной Кореей.

В США, тем временем, накоплен запас двигателей РД-180, позволяющий осуществить программу запуска ракетоносителей Atlas-5 на два ближайших года. Заменить его другим двигателем практически невозможно: ракета-носитель конструируется именно под конкретный двигатель, а спутники, которые она будет выводить в космос – именно под эту самую ракету. «Российские ракетные двигатели лучшие в мире, – сказал Global Post Ройс Долби, исполнительный директор аэрокосмической консультативной фирмы Avascent. – РД-180 – это самое эффективное и самое дешевое средство доставки в космос наших оборонных грузов».

Имея всю документацию на двигатель РД-180, американцы так и не смогли наладить его производство. Правда, за последние годы несколько частных компаний создали свои варианты двигателей и кораблей. Среди разработок – «космический "самолет" Sierra Nevada`s Dream Chaser, разрабатываемый компанией Boeing CST-100, Falcon-9 компании SpaceX и космический корабль Dragon. Кроме этого собственный 25-тонный корабль нового поколения Orion создает и NASA», – рассказал бывший советник командующего ВМС США по противоракетной обороне, профессор MIT Теодор Постол. «В США есть несколько носителей, в том числе Delta 4 и Falcon 9, которые могли бы заменить использующиеся сегодня тяжелые ракеты Atlas V, оборудованные российскими двигателями, но говорить о полном отказе от услуг Москвы можно будет только через три-четыре года», – считает советник главы американского космического агентства Джон Лонгсдон.

До 2020 года Россия по-прежнему готова доставлять экипажи на МКС. Плата за каждого пассажира составляет около 70 млн долларов. NASA возобновило контракт с Россией и перечислило транш в 457,9 млн долларов за предоставляемые услуги: шесть мест на российском космическом корабле «Союз», тренировку и подготовку к старту и ограниченные перевозки грузов на МКС и обратно, сообщила в апреле The Washington Post. Разработка ракет-носителей для запуска пилотируемых кораблей с американской территории будет завершена не ранее 2017 года, отмечалось в статье.

 

Далее читайте:

Как Роскосмос поделили на два

«Ростех» и отечественное двигателестроение

ОАО вместо космоса

Галина Яшина

Написать комментарий

правила комментирования
  1. Не оскорблять участников общения в любой форме. Участники должны соблюдать уважительную форму общения.
  2. Не использовать в комментарии нецензурную брань или эвфемизмы, обсценную лексику и фразеологию, включая завуалированный мат, а также любое их цитирование.
  3. Не публиковать рекламные сообщения и спам; сообщения коммерческого характера; ссылки на сторонние ресурсы в рекламных целях. В ином случае комментарий может быть допущен в редакции без ссылок по тексту либо удален.
  4. Не использовать комментарии как почтовую доску объявлений для сообщений приватного характера, адресованного конкретному участнику.
  5. Не проявлять расовую, национальную и религиозную неприязнь и ненависть, в т.ч. и презрительное проявление неуважения и ненависти к любым национальным языкам, включая русский; запрещается пропагандировать терроризм, экстремизм, фашизм, наркотики и прочие темы, несовместимые с общепринятыми законами, нормами морали и приличия.
  6. Не использовать в комментарии язык, отличный от литературного русского.
  7. Не злоупотреблять использованием СПЛОШНЫХ ЗАГЛАВНЫХ букв (использованием Caps Lock).
Отправить комментарий


Капитал страны
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Отметьте самые значимые события 2021 года:
close
check_box check_box_outline_blank Демонстратор будущего двигателя для многоразовой ракеты-носителя в Свердловской области
check_box check_box_outline_blank Демонстратор нового авиадвигателя ПД-35 в Пермском крае
check_box check_box_outline_blank Полет МС-21-300 с крылом, изготовленным из российских композитов в Иркутской области
check_box check_box_outline_blank Открытие крупнейшего в РФ Амурского газоперерабатывающего завода в Амурской области
check_box check_box_outline_blank Запуск первой за 20 лет термоядерной установки Токамак Т-15МД в Москве
check_box check_box_outline_blank Создание уникального морского роботизированного комплекса «СЕВРЮГА» в Астраханской области
check_box check_box_outline_blank Открытие завода первого российского бренда премиальных автомобилей Aurus в Татарстане
check_box check_box_outline_blank Старт разработки крупнейшего в Европе месторождения платиноидов «Федорова Тундра» в Мурманской области
check_box check_box_outline_blank Испытание «зеленого» танкера ледового класса ICE-1А «Владимир Виноградов» в Приморском крае
check_box check_box_outline_blank Печать на 3D-принтере первого в РФ жилого комплекса в Ярославской области
Показать ещеexpand_more