22 ДЕК, 04:25 МСК
USD (ЦБ)    103.4207
EUR (ЦБ)    107.9576


Проблема инженерных кадров в России и пути ее решения

30 Марта 2011 9743 4 Новые возможности
Проблема инженерных кадров в России и пути ее решения

Проблему нехватки квалифицированных инженерных кадров в России обсуждали на брифинге в РИА "Новости" помощник президента РФ Аркадий Дворкович, заместитель Министра образования и науки Алексей Пономарев и заместитель Министра промышленности и торговли Андрей Дементьев. Какие же меры готовит государство для решения этой проблемы?

Проблемы подготовки инженерных кадров

В этой сфере необходимо рассмотреть три группы проблем: кого мы учим, как мы учим и чему мы учим, отметил замминистра образования Алексей Пономарев.

Существует два блока подготовки инженерных кадров, пояснил Андрей Дементьев. Для предприятий необходимы два типа инженеров:

- проектировщики - те, кто придумывает новый продукт и технологии его изготовления; и
- технологи - те, кто следит за соблюдением технологий и обеспечивает серийный выпуск продукции.

Инженеры-проектировщики - это "штучные" специалисты. Их подготовка и сегодня ведется на основе точечного взаимодействия компании и вуза. Компания буквально с первого курса ведет студента, привлекает его к работе в своих проектах, специалисты компании участвуют в педагогическом процессе. Необходимо институализировать эту работу, чтобы все эти процедуры были "не на уровне самодеятельности", а являлись нормальным учебным процессом, позволяющим компании тратить на это деньги, в т.ч. и не из прибыли, а за счет себестоимости.

Инженеры-технологи - это массовые специалисты, которых точечной работой не подготовишь. Это должна быть большая, системная работа. В части отраслей эту проблему пытаются решить на местах. Например, в металлургии у каждого металлургического комбината уже сегодня есть базовый подшефный вуз, который ориентирован на эти внутренние корпоративные стандарты и готовит специалистов отраслевых специалистов с учетом потребностей конкретного предприятия.

В каждой из отраслей промышленности ситуация с инженерными кадрами имеет свои особенности и решения. Особенно остро проблема нехватки инженерных кадров и их старения стоит в станкостроении и тяжелом машиностроении.

Инструментов решения кадровых вопросов пока не очень много. Даже такой инструмент как ФЦП (федеральные целевые программы) задействован мало. Пока только в одной из программ есть финансируемый блок по подготовке кадров - это программа развития фармации: там предусмотрены деньги и на обновление материально-технической базы в вузах, и на разработку отраслевых программ подготовки специалистов.

 

Чему учить будущих инженеров?

Ключевой проблемой является стыковка образовательных программ с потребностями работодателей. Минобрнауки проводит целый комплекс мероприятий по сближению вузов и предприятий. Реализуется ряд совместных программ по субсидированию предприятий, которые приходят в вузы, развивают исследовательскую компоненту. Большая работа ведется с госкомпаниями по совместным программам инновационного развития компаний и вовлечению в эти программы вузов.

Продолжится разработка профессиональных стандартов. Предприятия будут участвовать в общественно-профессиональной аккредитации учебных программ. В дальнейшем будет проводиться сертификация инженеров - тех, кто прошел эти аккредитованные учебные программы. Профессиональные стандарты разработаны уже в авиационной отрасли, в этом году они будут подготовлены по основным 12 специальностям автопромышленности.

Будут повышены требования к качеству программ вузов.

Как учить будущих инженеров?

Во многих вузах устарела материальная база, не лучшим образом обстоят дела с преподавательскими кадрами. Источник обновления стоит искать, прежде всего, в передовых высокотехнологичных компаниях. Для развития вузов необходима интеграция не только с компаниями, в т.ч. и зарубежными, но и с зарубежными вузами, привлечение зарубежных преподавателей и участие в программах международных стажировок, причем не только в вузах, но и на зарубежных предприятиях. Необходимо вернуть систему обязательной производственной практики.

 
Сколько стоят инженеры?

Необходимо сконцентрировать ресурсы на инженерных специальностях. Подготовка инженеров стоит значительно дороже, чем гуманитариев, в 2009 году на подготовку одного инженера тратилось 60-70 тыс. руб. в год. В 2010 г. эта цифра увеличилась до 78 тыс. руб., к 2012 г. этот показатель планируется повысить до 112 тыс. руб. в год, сообщил Алексей Пономарев.

Тем не менее, эти средства явно недостаточны, считает Аркадий Дворкович. По его мнению, стоимость подготовки инженеров надо увеличить в 1,5-2 раза, тогда можно будет привлечь серьезных преподавателей и улучшить качество преподавания. Увеличить финансирование подготовки инженеров планируется за счет сокращения средств, выделяемых на образование экономистов и юристов - поскольку специалистов этих специальностей готовиться будет меньше, особенно в технических вузах.
_268

Сколько нужно инженеров?

Инженеров сейчас нет, есть специалисты по разным направлениям, и выпускается их очень много - гораздо больше, чем существующий спрос на этих специалистов. Однако есть спрос на реальных инженеров, которые способны выполнять конкретные задачи. Этих инженеров как раз и не хватает, пояснил Аркадий Дворкович. Вся существующая система подготовки - вузы и система повышения квалификации - таких инженеров не выпускает По мнению Помощника Президента, общая потребность в инженерных кадрах исчисляется десятками тысяч человек.


Сколько инженеров выпускается сегодня?

Сегодня на инженерные специальности в вузы поступают, в общей сложности, чуть больше 200 тыс. чел. Выпускаются, в общей сложности, порядка 180-190 тыс. человек. По оценкам Минобрнауки, примерно треть выпускников по инженерным специальностям могут найти достойную работу - соответствующую их квалификации и с достойной оплатой.
 
Как повысить престиж инженеров?

Не секрет, что за последние 20 лет престиж инженерных специальностей упал, сегодня только 4% медалистов идут на инженерные специальности, поэтому первую проблему, которую необходимо решить, - это повышение престижа инженерного труда и обучения по инженерным специальностям. Часть этой проблемы необходимо решать работодателям, часть - высшим учебным заведениям.

Для этого предлагается несколько мер:

- повысить стипендии на приоритетных инженерных специальностях. Размеры стипендий будут определены на заседании Комиссии Президентом, однако, как подчеркнул Аркадий Дворкович, стипендии будут повышены не всем, а только самым талантливым студентам - правда, число их будет очень значительным. Имеет смысл разработать специальные стипендиальные программы для студентов, обучающихся на инженерных специальностях, - считает Андрей Дементьев, - аналогично действующей уже с 2004 г. специальной стипендиальной программе для молодых специалистов в оборонно-промышленном комплексе.

- изменить условия обучения;

- уделять большее внимание раннему профессиональному ориентированию, начиная со старших классов школы;

- заинтересовать инженеров масштабными проектами;

- повысить зарплаты инженеров. Решению этой задачи помогут, в т.ч., реализация приоритетных программ и увеличение спроса на продукцию предприятий. В ближайшее время этому будут способствовать федеральные целевые программы, ориентация госзакупок на инновационную и высокотехнологичную продукцию, увеличение гособоронзаказа. Спрос со стороны государства составляет очень большую долю в этих сферах. Кроме того росту зарплат инженеров будут способствовать также господдержка высокотехнологичных предприятий за счет госгарантий, длинных кредитов для тех частных проектов, которые входят в орбиту приоритетных. В любом проекте, который финансируется Банком Развития, огромный спрос на специалистов, и как раз за счет этих денег специалисты привлекаются. После того как будет запущен новый Фонд прямых инвестиций, о котором недавно говорил Президент, число проектов, где будут востребованы квалифицированные кадры, в течение ближайших 3-4 лет возрастет в разы, пояснил Аркадий Дворкович.

- обеспечить инженеров жильем. Пока это возможно только в рамках программы по поддержке молодой семьи (она предполагает значительное софинансирование по первоначальному взносу по ипотечному кредиту, и это позволяет снизить требования к зарплате), отметил Аркадий Дворкович. Объемы финансирования данной программы по этому направлению предполагается серьезно увеличить. Другие решения по обеспечению инженеров жильем (покупка квартир или предоставление служебного жилья) могут принимать сами предприятия, если им позволяет это бюджет. Важным шагом в этом направлении стало бы удешевление для предприятий финансирования по строительству корпоративного жилья, считает Андрей Дементьев. Механизмы такого удешевления могут быть разными: госгарантии, субсидирование процентной ставки по кредитам и т.д. Корпоративное жилье позволило бы обеспечить мобильность кадров - что становится особенно важным с ростом диверсификации бизнеса по территориям.

 

Галина Яшина

Написать комментарий

правила комментирования
  1. Не оскорблять участников общения в любой форме. Участники должны соблюдать уважительную форму общения.
  2. Не использовать в комментарии нецензурную брань или эвфемизмы, обсценную лексику и фразеологию, включая завуалированный мат, а также любое их цитирование.
  3. Не публиковать рекламные сообщения и спам; сообщения коммерческого характера; ссылки на сторонние ресурсы в рекламных целях. В ином случае комментарий может быть допущен в редакции без ссылок по тексту либо удален.
  4. Не использовать комментарии как почтовую доску объявлений для сообщений приватного характера, адресованного конкретному участнику.
  5. Не проявлять расовую, национальную и религиозную неприязнь и ненависть, в т.ч. и презрительное проявление неуважения и ненависти к любым национальным языкам, включая русский; запрещается пропагандировать терроризм, экстремизм, фашизм, наркотики и прочие темы, несовместимые с общепринятыми законами, нормами морали и приличия.
  6. Не использовать в комментарии язык, отличный от литературного русского.
  7. Не злоупотреблять использованием СПЛОШНЫХ ЗАГЛАВНЫХ букв (использованием Caps Lock).
Отправить комментарий
А
14.10.2014 0 0
Александр:

Уважаемое Министерство образования и науки! Кто же из руководства Министерства в сложившейся обстановке наберётся смелости "покаяться" и признать государственной ошибкой перевод высшего образования в России с инженерного на двухуровневое - бакалавр-магистр?! Вот к чему привели поездки чиновников в Болонью за средневековой стариной...

А
13.10.2014 0 0
Аркадий Оксанов:

Компетенцию автора можно оспорить. Он не понгимает, что проектировщики технологии не выдумывают, они проектируют производства по заданиям не технологов, а разработчиков. Разработчики - это высококвалифицированные специалисты, генерирующие новые идеи и новые процессы, способные поставить перед проектировщиками конкретные задачи по реализации этих идей и процессов. Высокоаквалиицированный разработчик - это синтез науки, технологий, инженерного воплощенния идей. Вот им-то нужны и талант, и знания, и исследовательское лабораторное оборудование. И проектровшики должны быть разными: одно дело - проектирование производства, т.е. цепочки технологически связанных процессов реализации продукта, другое дело - проектирование оборудования для конкретного участвка производства.Не говоря о преектировании продукта. Технологи - это, опять же, очень разносторонняя специализация. Технолог должен уметь наладить процесс, обучить работников работе без брака, нередко уметь показать, как надо выполнить те или иные операции. Соотношение разработчиков, проектировщиков и технологов определяется тематикой и спецификой производства. То, что говорит автор о конкретном соотношении, подразделяя инженеров по "категориям" на "высоколобых" и "тупоголовых", абсурдно. Не говоря о том, что результат достигается, если все работают в творческом контакте, взаимно обогащая друг друга. И не Дворковичу судить об инженерии: ему бы понять своё, и научиться отличать добавленную стоимость от прибавочной.

А
13.10.2014 0 0
Александр:

Давно пора перейти от слов к делу. Правду о истинном положении с подготовкой инженеров, например, в области химии и технологии полимерных композиций, порохов и твёрдых ракетных топлив, можно установить только "наездом" Государственно-правительственной комиссии на место. В Пермском национальном исследовательском политехническом университете и соответствующих оборонных предприятиях таких проблем тьма!

В
30.06.2014 0 0
Виталий:

за 3 года ничего не изменилось :)



Капитал страны
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Отметьте самые значимые события 2021 года:
close
check_box check_box_outline_blank Демонстратор будущего двигателя для многоразовой ракеты-носителя в Свердловской области
check_box check_box_outline_blank Демонстратор нового авиадвигателя ПД-35 в Пермском крае
check_box check_box_outline_blank Полет МС-21-300 с крылом, изготовленным из российских композитов в Иркутской области
check_box check_box_outline_blank Открытие крупнейшего в РФ Амурского газоперерабатывающего завода в Амурской области
check_box check_box_outline_blank Запуск первой за 20 лет термоядерной установки Токамак Т-15МД в Москве
check_box check_box_outline_blank Создание уникального морского роботизированного комплекса «СЕВРЮГА» в Астраханской области
check_box check_box_outline_blank Открытие завода первого российского бренда премиальных автомобилей Aurus в Татарстане
check_box check_box_outline_blank Старт разработки крупнейшего в Европе месторождения платиноидов «Федорова Тундра» в Мурманской области
check_box check_box_outline_blank Испытание «зеленого» танкера ледового класса ICE-1А «Владимир Виноградов» в Приморском крае
check_box check_box_outline_blank Печать на 3D-принтере первого в РФ жилого комплекса в Ярославской области
Показать ещеexpand_more