Facebook
Капитал страны
Капитал Страны
ENGLISH
Меню
28 ОКТ, 21:05 МСК
USD (ЦБ)    75,5379
EUR (ЦБ)    88,9960

28 ОКТ, 21:05 МСК
USD (ЦБ)    75,5379
EUR (ЦБ)    88,9960


Плохие русские. Кто и зачем прививает миру русофобию с экранов кинотеатров, телевизоров и компьютеров?

19 Сентября 2019 5373 0 Наука и технологии
Плохие русские. Кто и зачем прививает миру русофобию с экранов кинотеатров, телевизоров и компьютеров?

Достижение нестабильности психологического состояния общества – одна из ключевых целей информационных войн. Достичь этой цели весьма непросто. Конечно, в таком сложном деле используются все «средства массового поражения». И не зря говорил известный мастер пропаганды Владимир Ленин, что «из всех искусств для нас важнейшим является кино».

Продажа идей

Лобовая пропаганда давно ушла в прошлое. Даже рекламу банального йогурта делают исходя из психологического расчета на текущий тренд – забота о здоровье, семье и т.д. То есть покупку йогурта подают не как выгодное приобретение, а как символ: купил именно этот йогурт – показал себя человеком, заботящимся о своем здоровье и о счастье своей семьи. По сути, от продажи продукта современный маркетинг давно перешел к продаже идеи. Думаю, не удивлю вас, если скажу, что сам этот маркетинговый ход взят из военных наработок.

Обратимся к истории. Еще древнекитайский философ Сунь Цзы, который жил в VI–V веках до н.э. значительную часть своего «Трактата о военном искусстве» уделил приемам психологического воздействия на противника. Современные разработчики теории информационных войн также отмечают, что самое слабое место солдата – его мозг, ведь все остальное можно закрыть броней.

Средства психологического воздействия на противника оттачивались тысячелетиями! Чтобы ослабить моральный дух врага и воодушевить собственные войска использовались религиозные обряды, ритуализированные действия, народный эпос. Вот только один факт из древней истории: спартанцы, следуя предсказанию оракула, попросили афинян предоставить им полководца, который должен был помочь им одержать победу во Второй Мессенской войне. Те решили посмеяться над воинами и отправили к ним хромого школьного учителя Тиртея. Но шутка не удалась: своими героическими песнями Тиртей вдохновил спартанцев, и они легко победили врагов.

Массовый телегипноз

Сегодняшние методы ведения информационных военных кампаний строятся на тонком психологическом расчете и «массовом гипнозе», цель которого зомбировать некой идеей целые народы. Но принцип остался тем же: именно искусство (или близкие к нему явления) воздействует прямо на подсознание, обходя защиты разума, что позволяет в итоге управлять мыслями и поступками огромных масс людей.

Возьмем, к примеру, телешоу. Аудитория самых популярных – таких, как сериал «Доктор Кто» или реалити-шоу «I'm а Celebrity» – составляет более 10 миллионов зрителей только в стране-производителе. В России есть не менее глобальные по охвату телепередачи, например, реалити-шоу «Дом-2», который за 13 лет существования хоть раз видел каждый одиннадцатый россиянин старше четырех лет. И все эти «шоу» были «кальками» с зарубежных образцов «телеискусства».

Негативные аспекты появления таких программ в сети телевещания обсуждались не раз. В частности, указывалось на явную аморальность самой идеи реалити-шоу и ее воплощения на практике. И возмущало критиков не только не вписывающееся в рамки этических норм поведение самих участников, но и тот факт, что эти реалити-шоу прививали российскому зрителю чуждые для нашего общества ценности. Русскому народу на протяжении всей его истории была свойственна общинность и взаимовыручка. Широта русского характера, сила духа и жертвенность – отличительные черты нашей нации. Однако подобные реалити-шоу взращивают у своей аудитории прямо противоположные характеристики – эгоизм, стремление идти по головам, предательство доверившегося ради сомнительной чести остаться в телепроекте. С помощью подобного воздействия идет подспудное разрушение ключевых ценностей, исторически присущих нашему обществу, с параллельным внедрением абсолютно чуждых ценностей, характерных для общества потребления. Достаточно вспомнить скандал с одной из популярных блогерш, которая публично заявила, что ребенка, поцарапавшего гвоздем дорогую машину, нужно убить, поскольку он является быдлом, неспособным ценить достижения цивилизованного общества. Самое  страшное, что у этой дамы нашлось немало сторонников…

Таким образом, «телеискусство» исподволь меняет базовые принципы формирования национального характера, что облегчает специалистам, стоящим за проведением информационных атак, задачу насаждения в мире русофобии.

Уровень  русофобии

Целый пласт сериалов, фильмов, комиксов и видеоигр содержит откровенные выпады против русских как нации, рисуя образ недалекого, но крайне агрессивного человека с алкогольной зависимостью. В частности, множество ставших популярными кинолент американского производства строят конфликт на русском антигерое, либо русские присутствуют в качестве отрицательных героев второго плана: «Дедпул 2», «Красный воробей», «Взрывная блондинка», «Блеск», «Джек Райан: Теория Хаоса», «Солт».

В компьютерных играх поддерживается тот же антиобраз. Например, Call of Duty – Modern Warfare 2 предлагает перестрелять пассажиров в российском аэропорту совместно с группой экстремиста Макарова. И все для того, чтобы спровоцировать Россию напасть на Америку. В России этот уровень игры был заблокирован, но на рынки стран, например, ближнего зарубежья игра попала без купюр. И все эти фильмы и игры выходят на фоне массовой истерии в СМИ, которая сопровождает любое значимое событие как жизни нашей страны (выборы, крупные международные мероприятия, как это было с Олимпиадой в Сочи), так и за ее пределами, когда в самых разных событиях «находят русский след».

Последствия этих процессов весьма негативны. Растущий уровень русофобии, «благодаря» которой антироссийские действия политиков имеют общественную поддержку в своих странах, что влечет за собой не только попытки ослабить позиции нашей страны на мировой политической арене, но и влияет на национальную самооценку части нашего общества в силу открытости информационного пространства. У россиян, особенно молодых, часто можно наблюдать изменение восприятия собственной национальной принадлежности: от гордости быть русским до стыда за принадлежность к «нации агрессивных алкоголиков». Этим и достигается дестабилизация психологического состояния нашего общества.

Способы защиты

Конечно, выпады эти направлены не только против России. Процесс изменения образа страны и народа в угоду формирования соответствующего отношения мы ярко можем увидеть и на примере Ближнего Востока. Если вспомнить голливудские фильмы первой половины 20 века, то герой с Востока – это прекрасный восточный принц, загадочный и романтичный. Но проходит совсем небольшое по историческим меркам время, и теперь если представитель Ближнего Востока появляется в кадре, то это – террорист, во мраке ночи ползущий с кинжалом в зубах или собирающий взрывное устройство в облезлом и зловонном ангаре.

Еще один крупный в геополитическом плане игрок – Китай – в качестве ответных действий на экспансию чуждых ценностей даже ввел серьезные ограничения на допуск иностранной продукции на свой медиарынок. Во-первых, в кинопрокат Китая может попасть ограниченное количество иностранных кинолент в год. Во-вторых, в фильме обязательно должен сниматься китайский актер в роли положительного героя или часть съемок должна проходить на территории Китая, или как-то иначе должен быть создан положительный образ страны и нации. Для некоторых американских фильмов, чтобы они попали в прокат в Китае, доснимались или переснимались целые эпизоды, чтобы фильм соответствовал китайским требованиям. И выполнял их Голливуд как миленький, не желая потерять  огромный  китайский рынок. Такому уважению китайцев к собственной стране нам впору позавидовать.

Проблему противодействия информационным атакам безусловно нужно решать на государственном уровне, но прежде всего надо понимать, что победить в информационной войне нам поможет здравый смысл каждого россиянина, его критическое отношение к навязываемой извне русофобии и знание родной истории.

Наталия Красовская

Написать комментарий

правила комментирования
  1. Не оскорблять участников общения в любой форме. Участники должны соблюдать уважительную форму общения.
  2. Не использовать в комментарии нецензурную брань или эвфемизмы, обсценную лексику и фразеологию, включая завуалированный мат, а также любое их цитирование.
  3. Не публиковать рекламные сообщения и спам; сообщения коммерческого характера; ссылки на сторонние ресурсы в рекламных целях. В ином случае комментарий может быть допущен в редакции без ссылок по тексту либо удален.
  4. Не использовать комментарии как почтовую доску объявлений для сообщений приватного характера, адресованного конкретному участнику.
  5. Не проявлять расовую, национальную и религиозную неприязнь и ненависть, в т.ч. и презрительное проявление неуважения и ненависти к любым национальным языкам, включая русский; запрещается пропагандировать терроризм, экстремизм, фашизм, наркотики и прочие темы, несовместимые с общепринятыми законами, нормами морали и приличия.
  6. Не использовать в комментарии язык, отличный от литературного русского.
  7. Не злоупотреблять использованием СПЛОШНЫХ ЗАГЛАВНЫХ букв (использованием Caps Lock).
Отправить комментарий

Статьи

Маски навсегда. Греф предсказал будущее россиян

Маски навсегда. Греф предсказал будущее россиян
Политика

Доллар по 100 рублей. Apple установила свой курс российской валюты

Доллар по 100 рублей. Apple установила свой курс российской валюты
Экономика

Силуанова жестко отчитали в Госдуме. Он не слышит «запрос граждан»

Силуанова жестко отчитали в Госдуме. Он не слышит «запрос граждан»
Политика

Потребности нет. Кремль отказался поддерживать граждан и бизнес

Потребности нет. Кремль отказался поддерживать граждан и бизнес
Экономика

Новости бизнеса

Миллиарды импорта и сотни совместных компаний с Россией. Чем рискует Белоруссия в период кризиса

Миллиарды импорта и сотни совместных компаний с Россией. Чем рискует Белоруссия в период кризиса

Исследование: как изменились расходы компаний в пандемию

Исследование: как изменились расходы компаний в пандемию

Узнай, страна!

Современный рыборазводный завод за 1,5 млрд рублей начинают строить на Колыме

Современный рыборазводный завод за 1,5 млрд рублей начинают строить на Колыме

Ростовская беспилотная сельхозтехника признана лучшей в мире

Ростовская беспилотная сельхозтехника признана лучшей в мире
Капитал страны
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter