Очередная катастрофа «Прогресса». Куда и зачем лететь «Роскосмосу»?
Вечером 1 декабря запущенный с Байконура грузовой корабль «Прогресс-МС04» потерпел аварию на шестой минуте полета. Крушение это продолжило череду катастроф, которые преследуют наши корабли в последние годы. Причины нынешней аварии не известны, но все чаще говорят о кризисе, постигшем всю нашу космическую отрасль. Что представляет из себя сегодня отечественная космонавтика, каковы ее перспективы и каким видит руководство страны будущее отрасли?
И снова «Прогресс»
В минувший четверг с космодрома Байконур состоялся пуск ракеты-носителя (РН) «Союз-У» с транспортным грузовым кораблем «Прогресс МС-04». Грузовик должен был доставить к Международной космической станции (МКС) топливо, воду, сжатые газы, научное оборудование, комплектующие для системы жизнеобеспечения, продукты, одежду, медикаменты и многое другое, включая подарки для обитателей МКС к Новому году.
На 382-й секунде полета прием телеметрической информации с «Прогресса» прекратился, корабль на расчетную орбиту не вышел. Средствами ПВО Центрального военного округа 1 декабря был зафиксирован полет двух тел, которые идентифицировали как части корабля «Прогресс».
Крушение произошло на высоте 190 км над труднодоступными районами Республики Тыва. На данный момент государственная комиссия разбирается с причинами аварии, информации о жертвах или пострадавших нет, большинство фрагментов корабля сгорело в атмосфере, а на местности специалисты МЧС ищут оставшиеся обломки.
В СМИ часто отмечают сходство этой аварии с катастрофой 2011 года, когда та же ракета-носитель «Союз-У» с грузовым кораблем «Прогресс» потерпели крушение над Тывой. Тогда пришли к выводу, что причиной аварии стала нештатная работа двигателя РД-0110 третьей ступени «Союз-У».
В связи с нынешней аварией намеченные запуски с Байконура решено отложить, двигатели этого типа (в том числе и уже установленные на ракеты-носители) будут сняты и отправлены производителю на воронежское КБ Химавтоматики, а системы управления – на харьковское ГНПП «Коммунар».
Семейство РН «Союз» представляет из себя, по сути, модификацию ракеты «Р-7», которая использовалась в РН «Восток», когда в 1961 году Юрий Гагарин совершил первый пилотируемый полет в космос. За всю историю на этих ракетах совершено почти 2 тыс. пусков, с 1973 года сделано около 800 пусков, из которых нештатными были менее 3%. Это очень неплохой показатель. Гораздо хуже дело обстоит с семейством ракет «Протон» – тут из 300 запусков успешными являются только 90%. У ближайших иностранных аналогов (европейская Ariane 5, американская Atlas V и Delta IV Heavy) этот показатель лучше в разы. Стоимость запусков иностранных ракет при этом выше. Сильно подпортили статистику наших РН запуски последних лет – в период 2011-2015 годов при 36 пусках «Протонов» они и разгонные блоки шесть раз не выполнили свою задачу.
В прессе все чаще говорят о том, что на ухудшающуюся статистику оказывает влияние человеческий фактор и даже прослеживаются намеки на чей-то злой умысел.
Велики ли потери?
Среди груза, который должен был доставить на МКС «Прогресс», были вещи, которые являются уникальными. К таким можно отнести образец нового скафандра для работы в космосе «Орлан-МКС», оранжерею, в которой предполагалось проводить эксперименты по выращиванию некоторых сельхозкультур, оборудование для приготовления кисломолочных продуктов на борту станции и система регенерации воды для установки в российском модуле «Рассвет». Потеря остального груза критичной не является.
Обитателям МКС авария грузовика ничем не угрожает, запас жизнеобеспечения на станции рассчитан на несколько месяцев, а в случае режима экономии – до полугода.
По информации НАСА, ближайший пуск к КМС будет совершен 9 декабря японским аэрокосмическим агентством, грузовик «Конотори-6» доставит на станцию продукты питания, воду, солнечные батареи. В январе запланирован старт к МКС американского SpaceX CRS-10, возможно, передвинут сроки запуска резервного «Прогресс МС-05», запланированного ранее на февраль 2017 года.
Если же говорить о потерях в денежном выражении, то они таковы. Стоимость корабля «Прогресс МС-04» производства РКК «Энергия» составляет около 1 млрд руб. Пусковые работы, включая стоимость ракеты «Союз-У», подготовку к старту, работу наземной инфраструктуры превышает 3 млрд руб. (50–60 млн долларов). Запуск осуществлялся в рамках федеральной космической программы, таким образом, бюджету эта авария обошлась в 4 млрд руб. Страховку рисков запуска корабля «Прогресс МС-04» и РН «Союз-У, а также стыковки с МКС осуществляла компания «ВТБ-страхование».
Страховая премия составила 90 млн руб., перестрахованы эти риски были в известных российских и зарубежных компаниях. Если страховой случай будет признан, то выплаты за «Союз-У» составят около 800 млн руб., а за «Прогресс МС-04» – 1,3 млрд руб. Таким образом, выплаты, если они будут произведены, покроют около половины всех затрат бюджета.
Больше не лидеры
В прошлом году треть всех мировых пусков ракет-носителей приходились на Россию. В этом году наша страна уступила по числу пусков Китаю и США.
Мировой рынок коммерческого космоса превышает 300 млрд долларов, космические пуски в его объеме составляют менее 4%. Основная доля рынка приходится на космические услуги связи, на втором месте – производство платформ и приборов для космоса. В этих сегментах рынка доля России практически близка к нулю. То есть, зарабатывать удается только на продаже ракетных двигателей и доставке грузов и иностранных космонавтов на орбиту. Все вместе это позволяет первой космической державе владеть менее чем 1% мирового рынка коммерческого космоса. С 2018 года США планируют самостоятельно доставлять своих космонавтов на МКС, а грузовые полеты к станции США и Япония в состоянии осуществлять своими силами уже сегодня.
Заявлять о себе на мировом рынке космических услуг чем либо еще кроме доставки нам не позволяет отсутствие собственной микроэлектроники. Импортозависимость в этой части достигает 80–90%. Санкционная война с Западом не могла не отразиться на отрасли, а китайцы, пользуясь случаем, на свою электронику взвинтили цены тотчас же. Кроме того, качеством китайская продукция заметно уступает европейской или американской.
Эксперты говорят, что в той части космической отрасли, которая относится к оборонке, дело обстоит несколько лучше. Но и там проблем хватает – например, спутники производимые нашей промышленностью, оказываются существенно тяжелее западных аналогов (иногда их не выводят на орбиту именно по этой причине) и срок службы у наших в несколько раз ниже, чем у западных спутников (3–4 года против 15 лет).
«Преумножить позиции России в мировой космической индустрии»
Так обозначил задачи отечественной космонавтики президент Путин на совещании по стратегии развития «Роскосмоса» до 2030 года. По его мнению, «Роскосмосу» нужно активнее участвовать в коммерческих проектах, повышать объемы товаров и услуг, которые Россия может предложить потребителям. Также президент сообщил, что нужно «добиться прорывных достижений в изучении космоса, предложить рынку инновационные технологии и востребованные услуги в космической сфере». А еще «большую отдачу должен приносить и российский сегмент МКС», так как «на финансирование станции направляются значительные бюджетные ресурсы».
Требовал ли кто-нибудь из советского руководства от Гагарина перед его полетом в космос, чтобы тот «большую отдачу» приносил, так как «значительные бюджетные ресурсы» потрачены, информации нет. Также неизвестно, шла ли речь о большом профите, когда в далеком 1955 году основатели советского (а теперь и российского) ракетостроения Королев, Келдыш и Тихонравов вышли в правительство с предложением запустить искусственный спутник земли. На тот момент знаменитая «Р-7» даже не прошла еще летных испытаний, но спутник в 1957 году был запущен. Всего через 11 лет после окончания войны. А еще через четыре года в космос отправили космонавта.
Сегодня «Роскосмос» страшно горд тем, что американцы не могут обойтись без его ракетных двигателей РД-180 и РД-181. Так это двигатели из далекого прошлого, продукт той самой коммерчески никак не обоснованной (по нынешним меркам) деятельности Королева. То же самое можно сказать и о «Союзах», и о «Протонах». «Роскосмос» может предложить только их модификации, которые, к тому же, все чаще «сбоят». Программы по испытаниям «Ангары-А1.2» едва теплятся, проект по тяжелой «Ангаре-А5» и вовсе заморожен. Программа освоения космоса, принятая в прошлом году, сокращена вдвое по причине отсутствия денег. Судя по всему, заработать на космосе нашим потомкам лет через 50 будет проблематично.
Написать комментарий
Заработать на космосе России будет проблематично уже через 20 лет или раньше, с учетом того, что закончатся сделанные в прошлые годы двигатели, а новых нет. Пойдут на пенсию остатки тех, кто еще как-то разбирался в космической технике. И все. Но это все фигня, главное - маневры. Импортозамещение, контрсанкции, Крымнаш, Путинбох...