Почему национальная безопасность в России должна начинаться с одноразовых шприцов
Ведущий научный сотрудник Центра макроэкономических исследований Финансового университета при Правительстве Российской Федерации Александр Гусев раскрывает серьезность ситуации на рынке одноразовых шприцов. Сколько нужно стране шприцов и сколько может их произвести отечественная индустрия?
С чего начинается национальная безопасность? Известно, что «ядерный щит» обеспечивает стратегическую неприкосновенность государственного суверенитета России. Однако есть более простые и, на первый взгляд, второстепенные, но, как потом выясняется, не менее значимые факторы национальной безопасности, сопоставимые с оружейной компонентой. Одной из таких точек отсчета национальной безопасности, которая вроде лежит на поверхности, но присыпана невнимательностью и беззаботностью, являются шприцы однократного применения (ШОП).
В современных условиях важность одноразовых шприцов не нуждается в обосновании, поскольку последствия дефицита таких изделий могут стать горячее эффекта гиперинфляции и любого другого экономического кризиса. Обеспечение достаточного объема одноразовых шприцов следует рассматривать как врожденный рефлекс любого уважающего себя государства.
Каков объем потребления одноразовых шприцов в России? Точный ответ на данный вопрос можно получить в результате скрупулезного маркетингового исследования. Для упрощения будем считать, что минимально необходимое для страны количество одноразовых шприцов определяется как произведение норматива их потребления и численности населения. При этом под нормативом потребления будем понимать количество шприцов, необходимое для проведения гражданину в год одного стандартного курса антибиотиков: 2 укола ежедневно в течение 10 дней – то есть 20 ШОП. Таким образом, с учетом численности населения годовая потребность в одноразовых шприцах составляет около 3 млрд. ед. Данный объем может вызывать скептицизм в Минздраве России, однако официальных ведомственных оценок мы не имеем.
Надо сказать, что грипп 2014-2015 годов, захлестнувший российские города, явился, по оценкам врачей, за последние годы самым тяжелым по своим осложнениям (бронхит, воспаление легких и др.). Это привело к лавинному спросу на весьма популярный антибиотик «цефтриаксон», вводимый внутримышечно или внутривенно. Несмотря на то, что данный препарат производят многие российские предприятия в регионах, вместе они с трудом смогли удовлетворить спрос, который был, например, в Москве. Зачастую необходимое количество лекарства приходилось собирать поштучно в разных аптеках города. Получается, что эпидемия проходит на гране дефицита антибиотика.
Каким образом закрывается данная потребность в ШОП? Крупнейшим отечественным производителем одноразовых шприцов является самарское ОАО «РКЦ «Прогресс», подконтрольное Роскосмосу и входящее в сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса. Доля этого предприятия в общем объеме внутреннего производства шприцов составляет 30%, или 252 млн.ед. ежегодно. Всего отечественные шприцы закрывают только 28% от потребности в 3 млрд.ед. Оставшийся спрос удовлетворяется импортной продукцией преимущественно из ФРГ (более 50% импорта шприцов в Россию), Китая и ряда других стран.
Фактически, собственное производство шприцов ОАО «РКЦ «Прогресс» может обеспечить только потребности вооруженных сил и правоохранительных органов. Общая численность работников данных государственных структур составляется ориентировочно 2,5 млн.чел. и, таким образом, на каждого служащего приходится по 100 одноразовых шприцов в год. Кроме того, ОАО «РКЦ «Прогресс» официально сообщает, что в случае необходимости может увеличить производство на 39% - до 350 млн. штук в год. Таким образом, можно считать, что военные нужды полностью обеспечиваются производством единственного поставщика, однако гражданский сектор продолжает оставаться под «дамокловым мечом» импорта.
Уязвимый объем внутренней потребности в ШОП, составляющий 72% (2,16 млрд.ед.), представляет серьезную угрозу всей сфере отечественного здравоохранения. В условиях экономических санкций основные страны-экспортеры ШОП в Россию в один прекрасный день могут поступиться своими коммерческими интересами, чтобы действительно спровоцировать кризис в стране-импортере. При этом отказ в поставках можно легко аргументировать необходимостью удовлетворять собственные нужды, особенно Китаю. Потенциальная «шприцовая» блокада России вызовет социальную и производственную панику. В этих условиях возможно придется принимать сложные решения, устанавливая приоритетность расходования дефицитных одноразовых шприцов: на раненых военнослужащих либо больных детей и пенсионеров. Об ущербе здоровью нации и потерянных жизнях лучше и не рассуждать. Не исключено, что какой-то запас ШОП имеется в государственном резерве, но он может лишь временно смягчить, а не решить проблему.
Несмотря на очевидную «шприцовую» угрозу национальной безопасности ситуация с течением времени не изменяется. При этом финансовые ресурсы, оборудование и технологии являются доступными в отличие от технологий производства компьютеров. По предварительным оценкам, запуск «с нуля» производства ШОП (вместе с иглами) годовой мощностью порядка 300 млн.ед потребует 2-3 млрд.руб. инвестиций Соответственно, общий объем инвестиций для полного обеспечения внутренней потребности в одноразовых шприцах не превысит 22 млрд. руб. Для сравнения, средства в размере 22 млрд.руб. сопоставимы с годовым бюджетом Российского научного фонда или, например, с годовым объемом финансирования ФЦП «Исследования и разработки» на 2014-2020 годы.
Даже в современной сложной финансовой ситуации выявленная «цена» угрозы национальной безопасности представляется минимальной. В условиях, когда расчет на инвестиции со стороны частного бизнеса себя не оправдывает, государственный сектор должен принять на себя данный вызов. Некорректное позиционирование производства шприцов как обычной рыночной ниши приведет к драматическим последствиям. Например, неадекватная идентификация отрасли совсем недавно уже спровоцировала отмену пригородных поездов в регионах из-за неработоспособности придуманной рыночной модели.
Официальная позиция по вопросу развития собственного производства ШОП стара как мир: непризнание угрозы национальной безопасности, выражающееся в упорном молчании, либо клише «у нас все хорошо, а если захотим, то сами наделаем шприцов в любом огромном количестве, а пока импорт удобнее».
Что же должно произойти, чтобы появилась государственная воля к «шприцовой» независимости? Самый лучший допинг для государственной мысли в здравоохранении – это война или угроза ее начала. Но похоже, что и допинг вводится в государственную машину не через визуальное восприятие действительности, а только внутривенно.
В заключении подчеркнем, что импорт одноразовых шприцов по своему содержанию эквивалентен импорту патронов к автоматам Калашникова и является категорически недопустимым. Не дать ни одного шанса реализоваться «шприцовой» блокаде России и на 100% обеспечить удовлетворение внутреннего спроса в ШОП за счет продукции собственного производства, диверсифицированного по федеральным округам, – приоритетная и весьма оперативная задача государственной политики. Время не ждет.
Написать комментарий
Я Родионов Юрий Николаевич Заслуженный изобретатель СССР вот эта фраза враньё офицера. Таких изобретателей всего 16 человек и все они перечислены в википедии.
Я Родионов Юрий Николаевич Заслуженный изобретатель СССР изобрёл саморазрушающийся шприц 3-го поколения и уже несколько лет бьюсь с бюрократами по вопросу реализации и всё тщетно. Я полковник РВСН в отставке и полностью согласен с Сашей. Это действительно задача в ранге национальной безопасности. Медицина должна кричать об этом,а она молчит. 80%импорта - это как? Это смахивает на вредительство. Где стратегия импорто-замещения?
Как обычно в этой стране, всем все просто похрену, а развития нет скорее всего из за огромного лобби импортных производителей и продажности российских чинуш.