Ловушка для медведя: или как развитые страны защищаются от «восточных» инвестиций
Потребность в притоке дополнительного финансирования испытывают все страны мира. Особенно ценен импорт капитала в виде прямых иностранных инвестиций, поскольку они представляют собой вложения в реальный сектор экономики и привносят в производство новые технологии, ноу-хау и системы дистрибуции.
После каждого экономического форума, которые стали так популярны в нашей стране, мы слышим о большом количестве подписанных договоров, привлеченных средств и грандиозных планах на будущее России.
Однако у иностранных инвестиций есть оборотная сторона. Преобладание чужого капитала в стратегических областях делает государство объектом манипулирования со стороны других держав. Это понимают все и пытаются принять меры, чтобы защитить свой суверенитет. В последнее время процесс обострился. Страх перед потоком нефтедолларов, способном изменить мировую экономику, особенно ощутим в развитых странах. В авангарде – США и Германия.
На Нью-йоркской фондовой бирже работать и раньше было достаточно трудно – «входной билет» стоил дорого. Однако в последнее время условия становятся все более невыносимыми – уже в течение нескольких лет ни одно российское предприятие не смогло реализовать там свои планы. Более того, есть прецеденты вывода акций. Так поступила компания «Татнефть». Об этом подумывает и «Ростелеком». Тем более что принятие Соединенными Штатами нового закона «О повышении транспарентности и реформировании системы национальной безопасности в области иностранных инвестиций» заметно осложнит деятельность предпринимателей из-за рубежа. Теперь их заявки будут рассматриваться не 30 дней, как это было раньше, а 75. Но самое интересное заключается в том, что отныне каждая сделка будет обсуждаться национальной разведкой США. В этом случае от предприятий, готовых разместить свои акции, потребуется чрезмерная открытость, которую они вряд ли смогут себе позволить.
Не отстают от США и страны Евросоюза. Особенно преуспела в этом Германия. Все чаще ее лидеры высказывают мнения об ограничении «чужеродного» влияния на экономику Европы. «В России, Китае и других странах укрепляется новый госкапитализм, - цитирует главу Дойче Банка Й. Аккермана газета Handelsblatt, - в частности, Россия целенаправленно развивает свои стратегические отрасли. Германия должна политически на это отреагировать, чтобы не стать объектом поглощения».
В действительности, уже отреагировали. В ФРГ создается специальный контрольный орган, ограничивающий приток капитала из России, Китая, Индии и некоторых других стран. Боле того, и канцлер Германии А. Меркель, и председатель комитета бундестага, и один из лидеров правоконсервативной партии ХДС Р. Поленц с целью сохранения национальной безопасности предлагают воссоздать институт «Золотой акции». Однако подобную технологию самосохранения возможно использовать только в компаниях с участием государства. Частные фирмы в этом случае остаются бесконтрольными и как «защитить» их пока остается неясным. В качестве противовеса А. Меркель предлагает тем иностранным инвесторам, которые уже приобрели 5% акций немецкого предприятия, отчитываться перед властями о своих дальнейших планах. Однако эта мера носит скорее уведомительный характер и поэтому вряд ли сможет существенно повлиять на экономическую политику страны.
В отличие от Германии, некоторые другие государства предпочитают действовать более жестко. Например, Великобритания просто не позволила «Газпрому» завладеть крупной газораспределительной компанией Centica. Аэрофлот, пытавшийся приобрести итальянскую Alitalia, столкнулся с серьезным противодействием итальянских властей. То же самое произошло и в случае попытки банка ВТБ купить пакет акций аэрокосмического концерна EADS. Кстати, 3.12% акций EADS, приобретенных госфондом Дубая, вызвало немало пересудов, особенно, когда стало известно, что дубайцы осуществили мудрый стратегический ход – за 1.3 млрд. долларов завладели Doncasters - поставщиком комплектующих для аэробуса, что позволило им оказывать существенное влияние на политику EADS.
Опасения этих стран можно понять. Накопив значительные финансовые ресурсы, Россия, Китай, Индия и ряд других государств стремятся повторить успех Сингапура. Созданный там четверть века назад госфонд Temasek долгие годы инвестировал свой капитал в различные отрасли развитых стран, такие как недвижимость, акции, добычу полезных ископаемых и т.п. Подобные «рискованные» вложения принесли существенную прибыль. Сегодня Китай создает подобный гигантский инвестиционный фонд, бюджет которого составит 300 млрд. долларов. Цель – новые технологии и рынки западных государств. Причем, это не только слова. Так, одна из крупнейших китайских компаний Lenovo Group – владелица IBM, блокирующей пакет акций которой принадлежит государству, чтобы упрочить свои позиции на территории ЕС, лелеет мысль о приобретении голландской компании Packard Bell. Если это произойдет, то Lenovo Group станет четвертым по величине продавцом ПК в Европе.
Чтобы предотвратить финансовую экспансию с Востока, развитым странам придется принимать всевозможные «охранные меры». Однако защитит ли это их экономику – неизвестно. Ведь больше всего инвестиций, например, в облигации американского казначейства, поступает из Великобритании через частные фонды, которые просто нанимаются для управления ресурсами. Если их заставят предоставлять закрытую информацию, это может пагубно отразиться на всей экономической системе, поскольку конфиденциальность – основное правило, согласно которому существовал и существует мировой финансовый рынок.
Написать комментарий