Как уличные протесты вредят экономике
Волна протестов в столице не думает затухать. Совершенно очевидно, что с экономической точки зрения митинги дестабилизируют обстановку в стране. Но как конкретно гражданский протест сказывается на российской экономике? И какой экономической политики следует ждать от новой Госдумы?
Парадоксально, но, кажется, что возмущение нарастает в отсутствие реальной оппозиции. Лидеры протестных движений не тянут по своему масштабу на то, чтобы быть политическими фигурами и оседлать ими поднятую волну. Они примеряют на себя не без помощи правоохранительных органов образы жертв сопротивления, как например, Алексей Навальный и вызывают у своих соратников героические судороги сердца. Правда, каким бы ни был исход ясно, что легитимность власти перестала быть несомненной, а это главное условие для проявления пресловутой политической воли. Не менее важно это и для экономики.
Резко увеличившиеся политические риски моментально сказались на самом чувствительном секторе – финансовом. Во вторник понизился курс рубля, а индексы ММВБ и РТС упали на 4% и 4,7% соответственно. Экономисты предлагают судить о результатах выборов по объему оттока капитала по окончанию года. За первые три квартала текущего года $64 млрд уже сделали ноги. Различные ведомства прогнозируют, что за один четвертый квартал сумма может быть настолько внушительной, что составит от $80 до $100 млрд. Причем экономических причин у оттока таких размеров не так много. Безусловно, доминирует политический фактор, вводя инвестиции в зону турбулентности.
По идее растущая российская экономика, несмотря на все злокачественные условия, должна вбирать в себя все больше и больше вложений и быть привлекательным рынком. Но расположенная под дамокловым мечом политики она находится в неопределенном состоянии. С одной стороны в предвыборную пору рассчитывать на большой приток инвестиций и закладку крупных проектов было бы глупо. Инвесторы действуют прямо противоположным образом, выводя свои капиталы на время неопределенности. Но и при сложившемся раскладе есть несколько серьезных угроз.
Если состав Думы не будет пересмотрен и проработает в следующие пять лет, то «Единая Россия», как это не поразительно окажется в традиционной роли правых партий и будет отстаивать консерватизм и умеренность в отношении бюджетных трат. Левые партии примутся претворять свои популистские программы, которые обременят и без того недостаточный на все нужды бюджет. Экс-председатель «Правого дела» Михаил Прохоров написал в своем ЖЖ, что 40% людей не пришли на выборы потому, что им никого не предложили, в избирательном списке остро недоставало правой партии, на которую есть запрос в обществе. «Правое дело» сентябрьского образца, по его мнению, была лучшей альтернативой партии власти и поэтому она бы стала второй по количеству мандатов в Думе.
«Забавно, что в реальности «Единая Россия» окажется самой правой партией в парламенте», – пишет Прохоров, но оговаривается, что «если выполнить все то, что наобещали вместе «Справедливая Россия» и «Единая Россия», то на занятии бизнесом в России надо ставить крест». И действительно, аналитическое агентство Bloomberg опросило аналитиков ведущих европейских банков, которые считают увеличение госрасходов неизбежным перед президентскими выборами в России. Поддержка имеющейся лояльности населения потребует наращивания финансирования социальной сферы. Это уже само по себе похоже на популизм со стороны «Единой России». Поднятие пенсий и зарплат бюджетников, реформа МВД и армии, подготовка к олимпиаде и чемпионату мира по футболу – все это правительственные обязательства, от которых нельзя отказаться. Но популистская Дума нанесет невосполнимый ущерб экономике, учитывая то, что практически нет никаких инициатив, чтобы строить индустриальную промышленность и диверсифицировать экономику.
После президентских выборов придет время решительных реформ. Социальный популизм, без сомнений, приведет к дифференциации налогов с введением прогрессивного налога и увеличению нагрузки на бизнес. Ровно то, о чем говорит Прохоров, – когда предпринимательство станет невыгодным занятием. Поэтому сейчас идет поиск лидеров, которые ответили бы на экономические требования, но их точно нет среди уличных бунтарей. Пока все так и пребывает, Путин может использовать экономические ожидания в свою пользу, как и то, что в нем средний избиратель видит подтверждение собственному культурному достоинству.
Россия все дальше отдаляется от признаков экономического прогресса и только в шуме протеста расслышала голос средней городской прослойки, которая и есть нарождающийся средний класс, оставленный без политического представительства. Власти все еще не могут обеспечить справедливость в обществе и присваивают демократию, что позволяет ей подменять понятия, потому что она не привычна к прозрачному управлению.
Политическим сторонникам правящей верхушки результаты парламентских выборов показались уходом от управляемой демократии к демократии подлинной. Фигура Путина ассоциируется со стабильностью не только у российских обывателей, но и у европейских инвесторов. Журнал Der Spiegel посвятил этому статью, выяснив, что немецкие инвесторы хотели бы иметь дело с Путиным, вопреки тому, что его стабильность это еще и медленное или безрезультатное проведение реформ. Надо напомнить, что Германия второй после Китая торговый партнер России.
Оппозиционер Борис Немцов обвинил таких инвесторов в преследовании лишь своих интересов, «когда менеджеры интересуются прибылью, а не демократией». Но проблема еще и в том, что сильно заинтересованные демократией толпы совсем не интересуются экономикой. Знают ли они, во что обойдется государственный переворот или смена власти? Как иначе, чем инициалы политика расшифровывается аббревиатура ВВП? И на самом ли деле они хотят справедливости?
Написать комментарий
Политические протесты, в разных точках мира начиная от Греции и заканчивая США в особенности акция захвати уолл-стрит привели к нервозности и нестабильности на фондовых рынках что в свою очередь отразилось на экономике всего развитого мира. Если политическое недовольство в нашей стране будут продолжаться то возможно это отразится и на наших биржах. И это приведет к краху всей финансовой и политической системы .
Александ Владимирович! Не надо так безоглядно бросаться в омут. В Ваших статьях и раньше была видна ангажированность властью, но нельзя же до такой степени! Вы написали: "Лидеры протестных движений не тянут по своему масштабу на то, чтобы быть политическими фигурами и оседлать ими поднятую волну.". А ведь, кто знает, пройдёт совсем немного времени, и эти "лидеры" могут оказаться во главе России. И куда тогда поедете Вы? Ведь Вы провоцируете насилие власти, расписывая никчёмность оппозиции. Послушает власть таких, как Вы - и вместо взвешенных решений начнёт стрелять. А стрельба всегда непредсказуема. Вы же знаете историю - убили какого-то Баумана, а Москва ответила таким, что аукнулось аж Октябрём. Я не знаю причин, по которым Вы провоцируете. Убеждая читателей в том, что " Фигура Путина ассоциируется со стабильностью не только у российских обывателей, но и у европейских инвесторов." Каддафи тоже ассоциировался в своё время. Пожалейте хотя бы Путина, если Вам не жаль Россию. А на "европейских инвесторов" надеяться не надо: милостыню Вам они не подадут, будут блюсти свои интересы, и если в России начнётся что-то "цветное", то выступят против нынешнего режима. Демократия принесёт им намного больше, чем союз с авторитарным режимом. Ваши уговоры для инвесторов ничего не значат: ведь они разбираются куда лучше Вас. Особенно те, кто читал Ваши статьи - там всё такими белыми нитками, что издалека видно. Лучше подумайте о своих. И не обижайте российских "обывателей" -они поумнее тех, кто ныне лезет на рожон, засвечиваясь. Оксанов.
Лучше бы написали Как Ё-россия разваливает страну, а народ такой терпеливый, что дальше уже некуда... Такое впечатление, что большинство (с подачи Ё-россии) стали ворами и жуликами и на все им наплевать.