18 АПР, 06:41 МСК
USD (ЦБ)    93.4419
EUR (ЦБ)    99.7264


Как накормить людей инсайтами в эпоху ковида

22 Октября 2021 9946 0 Бизнес и психология
Как накормить людей инсайтами в эпоху ковида

Современный мир предъявляет все новые и новые требования к гибкости и адаптивности организаций. Традиционные инструменты, что показывали свою значимость ранее в условиях "черных лебедей" современности (Covid-19 один из последних) теряют свою эффективность. Им на смену приходят новые.

Важность практики рефлексии в организации

Если раньше можно было говорить, что один человек-лидер, с гениальной идеей мог вести за собой массы людей, то теперь ставится вопрос о том, как из групп формировать команды, с внутренним умением само-лидерства. И повсеместный старт и развитие Agile-трансформаций в организациях тому яркий пример.

В таком мире одним из самых важных навыков становится рефлексия - способность сознательно обращать внимание на свои мысли, эмоции и поведение, оценивать принятые решения и перспективы. И умение делать это не в одиночку, а в составе команды является важным конкурентным преимуществом

Одним из инструментов групповой рефлексии являются встречи Мировое Кафе.

Мировое кафе как инструмент рефлексии

История появления этого фасилитационного инструмента интересна своей случайностью. Дэвид Исаакс и Хуанита Браун в 1995 году собрали круг своих знакомых (люди бизнеса и науки). Обсуждая одну из идей, компания хотела пообедать в саду за одним большим круглым столом. Внезапный дождь изменил их планы, и им пришлось перейти в помещение.

Чтобы продолжить общение были созданы группы из 3-4 человека. И теперь та же самая идея обсуждалась за чашкой чая в руках и уже в нескольких разных местах, разными людьми, параллельно с остальными группами. Если появлялась мысль особенно ценная или интересна, ее передавали в другие группы. В результате рождались новые мнения, идеи, инсайты.

Для каких целей могут применяться встречи по типу Мирового кафе, если мы говорим о практике рефлексии? Можно назвать следующие:

  • Исследование проблемных ситуаций.
  • Совместный обмен мнениями и поиск решений по важным вопросам.
  • Формирование коллективного опыта, знаний и получение инсайтов.

Методика проведения встречи Мировое Кафе

Подготовка: формулирование запроса и поиск хозяев столов

  • Групповая работа требует слаженной работы. Если количество участников превышает несколько десятков, то требуется хорошая предварительная подготовка. Есть форматы при которых вопросы, над которыми будут работать группы формулируются на самой встрече, но желательно сделать это заранее.
  • Запрос может формулироваться кем-то, например руководством. Но также можно для сообществ предложить сбор запросов, а затем провести голосование и выбрать наиболее ценные.
  • Когда запросы сформулированы и выбраны топ 3-5 тем для обсуждения, рекомендуется найти хозяев столов - людей, которые будут фасилитировать (модерировать и помогать находить общее решение) группы обсуждений. Это необходимо, если количество участников таких групп превышает 6-9 человек. Если меньше, то как правило отдельного человека для фасилитации не требуется. Но, когда наступит этап ротации столов (об этом ниже) будет необходимо оставить одного человека для общения и сбора обратной связи от представителей других групп.

Брифинг

В начале встречи необходимо еще раз напомнить участникам о практике Мировое Кафе, объяснить правила и поделиться планом работы. На картинке ниже можно увидеть пример того, как может выглядеть структура встречи на 2 часа для 5 команд (~40 человек в группе).

План работ Мировое Кафе, Брифинг

Методика проведения встречи Мировое Кафе

Подготовка: формулирование запроса и поиск хозяев столов

Групповая работа требует слаженной работы. Если количество участников превышает несколько десятков, то требуется хорошая предварительная подготовка. Есть форматы при которых вопросы, над которыми будут работать группы формулируются на самой встрече, но желательно сделать это заранее.

Запрос может формулироваться кем-то, например руководством. Но также можно для сообществ предложить сбор запросов, а затем провести голосование и выбрать наиболее ценные.

Когда запросы сформулированы и выбраны топ 3-5 тем для обсуждения, рекомендуется найти хозяев столов - людей, которые будут фасилитировать (модерировать и помогать находить общее решение) группы обсуждений. Это необходимо, если количество участников таких групп превышает 6-9 человек. Если меньше, то как правило отдельного человека для фасилитации не требуется. Но, когда наступит этап ротации столов (об этом ниже) будет необходимо оставить одного человека для общения и сбора обратной связи от представителей других групп.

Брифинг

В начале встречи необходимо еще раз напомнить участникам о практике Мировое Кафе, объяснить правила и поделиться планом работы. На картинке ниже можно увидеть пример того, как может выглядеть структура встречи на 2 часа для 5 команд (~40 человек в группе).

Работа за столами

Каждый стол, как правило, может выбрать свою тему для обсуждений. То есть могут быть ситуации когда каждый стол обсуждает что-то свое, или несколько столов обсуждают одну тему.

Спустя определенное время, например 10-20 минут первоначальное обсуждение заканчивается. Начинается этап ротации столов.

Ротация столов

Главная задача на этом этапе - сбор альтернативных мыслей.

Группы начинают по часовой стрелке посещать другие столы, слушать результаты брейншторма и давать обратную связь. За столами остается по одному человеку (хозяину стола). Их задача состоит в том, чтобы наиболее полно, но кратко поделится результатами предыдущего этапа с гостями стола, и собрать от новых участников обсуждения идеи, мысли, размышления и советы.

Ротация столов происходит каждые 5-10 минут, до тех пор, пока все не вернутся на свои места. В некоторых случаях, когда время ограничено этот этап может закончится после нескольких итераций.

Подведение итогов

В конце встречи каждый стол представляет результаты работы. Участники делятся мнениями, инсайтами. По окончании таких встреч, как правило, формируется план действий и находятся те, кто будет его претворять в жизнь.

Инструменты проведения онлайн встреч

Для проведения онлайн встречи Мировое Кафе необходимы дополнительные инструменты.

Формы голосования и сбора вопросов

Перед началом встречи желательно подготовить список вопросов заранее. Это поможет с одной стороны подготовится участниками, а с другой - оценить их выбрать фокус встречи.

Для этих целей можно использовать один из онлайн инструментов создания электронных форм:

Сервисы онлайн конференций

Удаленная работа подразумевает наличие инструментов. Год-два назад было совсем сложно найти профессиональные сервисы онлайн-конференций, но сейчас есть целая россыпь мессенджеров для проведения встреч. Из тех что на слуху и чаще используются:

Выбирая тот или иной инструмент стоит обратить внимание на наличие следующих функций:

  • голосовая и видео связь
  • создание сессионных комнат
  • возможность записи встречи
  • интерактивные инструменты (поднять руку,
  • количество участников и зрителей (те кто не может говорить)

Практически любой сервис предлагает бесплатное решение с ограниченным функционалом (например - по количеству участников). Если группа не превышает 15-20 человек, всегда можно найти достаточно функциональный бесплатный или условно-бесплатный сервис.

Инструменты совместной работы

Для групповой совместной работы требуются и интерактивные инструменты, которые позволяют совместно рисовать, писать, объединять информацию. Если достаточно таблиц или текстовых документов, то на помощь придут:

Если хочется больше инструментария, то используются интерактивные доски. Лидером на текущий момент является сервис Mirе: https://miro.com/

В миро есть несколько англоязычных шаблонов для проведения встречи онлайн:

Но можно воспользоваться и русскоязычной версией, которую необходимо клонировать: ссылка на шаблон. Miro (Миро) World Café

Шаблон разделен на 5 частей:

  • Описание шаблона,
  • Список работ (в виде канбан доски, ее можно заменить чек листом),
  • Зона брифинга,
  • Зона групповой работы,
  • Ретроспектива встречи.

Заключение

Мировое кафе как практика рефлексии позволяет вовлекать различные, практически сколь угодно большие, группы участников, и совместно прорабатывать важные для организаций или сообществ темы и вопросы.

Работа онлайн, конечно же, влияет на вовлеченность участников в групповых практиках рефлексии. Однако, имея четкий план и подготовленные инструменты можно уменьшить это негативное влияние. Более того совместная работа позволяет создавать электронные артефакты, с которым можно продолжать работать в будущем.

Автор статьи: Александр Селяев. Организационный консультант, IT руководитель и Agile Coach. Помогает лидерам, командам и компаниям выйти на новый уровень. Запускает трансформации и сопровождает компании и руководителей. Автор телеграмм канала «Бессознательное в организации»: https://t.me/psycomp

Михаил Стависский <span class=fnormal>(автор проекта «Бизнес-коучинг»)</span>

Написать комментарий

правила комментирования
  1. Не оскорблять участников общения в любой форме. Участники должны соблюдать уважительную форму общения.
  2. Не использовать в комментарии нецензурную брань или эвфемизмы, обсценную лексику и фразеологию, включая завуалированный мат, а также любое их цитирование.
  3. Не публиковать рекламные сообщения и спам; сообщения коммерческого характера; ссылки на сторонние ресурсы в рекламных целях. В ином случае комментарий может быть допущен в редакции без ссылок по тексту либо удален.
  4. Не использовать комментарии как почтовую доску объявлений для сообщений приватного характера, адресованного конкретному участнику.
  5. Не проявлять расовую, национальную и религиозную неприязнь и ненависть, в т.ч. и презрительное проявление неуважения и ненависти к любым национальным языкам, включая русский; запрещается пропагандировать терроризм, экстремизм, фашизм, наркотики и прочие темы, несовместимые с общепринятыми законами, нормами морали и приличия.
  6. Не использовать в комментарии язык, отличный от литературного русского.
  7. Не злоупотреблять использованием СПЛОШНЫХ ЗАГЛАВНЫХ букв (использованием Caps Lock).
Отправить комментарий


Капитал страны
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Отметьте самые значимые события 2021 года:
close
check_box check_box_outline_blank Демонстратор будущего двигателя для многоразовой ракеты-носителя в Свердловской области
check_box check_box_outline_blank Демонстратор нового авиадвигателя ПД-35 в Пермском крае
check_box check_box_outline_blank Полет МС-21-300 с крылом, изготовленным из российских композитов в Иркутской области
check_box check_box_outline_blank Открытие крупнейшего в РФ Амурского газоперерабатывающего завода в Амурской области
check_box check_box_outline_blank Запуск первой за 20 лет термоядерной установки Токамак Т-15МД в Москве
check_box check_box_outline_blank Создание уникального морского роботизированного комплекса «СЕВРЮГА» в Астраханской области
check_box check_box_outline_blank Открытие завода первого российского бренда премиальных автомобилей Aurus в Татарстане
check_box check_box_outline_blank Старт разработки крупнейшего в Европе месторождения платиноидов «Федорова Тундра» в Мурманской области
check_box check_box_outline_blank Испытание «зеленого» танкера ледового класса ICE-1А «Владимир Виноградов» в Приморском крае
check_box check_box_outline_blank Печать на 3D-принтере первого в РФ жилого комплекса в Ярославской области
Показать ещеexpand_more