Черный день предпринимателя в Смоленске
В последнее время в Смоленске сложилась ситуация, похожая на бойкотирование властями местных компаний при распределении госзаказа и в тоже время симметричный отказ местных бизнес-кругов инвестировать в свой регион. Есть ли выход из создавшегося положения и есть ли будущее у смоленских предпринимателей? Насколько коррумпированность снижает их конкурентноспособность?
В Смоленской области давно входу удобная для органов самоуправления практика. Она напрямую связана с главным инструментом развития локальной экономики - государственным заказом. Важную роль федеральных бюджетных средств, распределяемых на нужды субъекта федерации, не стоит недооценивать, особенно, если мы говорим о дотационном регионе (Смоленская область занимает 45 позицию из 70). Уже одним правильным и равномерным распределением дотаций можно улучшить экономический климат, создать рабочие места и пустить деньги во внутренний оборот субъекта. Смоленск в этом смысле показывает отрицательный пример.
Журналистское многоголосье, слившееся в единый глас вопиющего в пустыне, по-видимому, никто не слышит или не хочет ему внять. Тем не менее, смоленские разгребатели грязи, добросовестно исполняют свой долг и наглядно обозначают коррупционные схемы и нервы этого процесса. В статьях областного ежемесячного журнала «Смоленск» часто всплывают неприличные суммы, скорее всего, не потраченные по своему прямому назначению. Так, к круглой дате со дня основания, а конкретнее к 1150-летию Смоленска, в городской администрации наметили обширные ремонтные работы. К юбилею из федерального бюджета было выделено 16 млрд. рублей. Далее дело встало за тендерами, технические задания которых в Смоленске нередко и неприкрыто нарушают действующее законодательство, а конкретно 94-ФЗ.
Решили, к примеру, в администрации ЖКХ в 2010 году реконструировать городские улицы. Объявили, как положено открытый аукцион на право заключить муниципальные контракты, но с условием, что вместо страховых гарантий по обеспечению контракта с компании-подрядчика возьмут сумму в размере 11,5 миллионов рублей. Это моментально исключило смоленских проектировщиков, у которых таких денег не было, но тоже препятствие нисколько не смутило московских и санкт-петербургских заинтересованных лиц, ведь они имели поддержку крупных банков.
Также брянскую фирму не остановило требование сбора недостающих данных об объекте и получение положительной государственной экспертизы, которые были прописаны обязательными условиями реконструкции медицинского диспансера. Для справки - требования эти по закону должны выполняться заказчиком, а не подрядной организацией. Но дело доходит до смешного: проектирование котельной в микрорайоне Белорусская-Сортировочная города Смоленска по документации будет сделано компанией «Мосинтерно» за номинальную стоимость - 00 рублей и 00 копеек. А иногда, как перед приездом Патриарха Кирилла II пермские застройщики «Эксим» строят без документов необходимые для официального приема в Смоленске автостоянки. С благоволения властей и так ведь можно.
Эти и другие бросающиеся в глаза нарушения не пробуждают смоленскую прокуратуру от спячки. Уже на небольшой выборке можно разглядеть узаконенную практику оттеснения местных компаний, лишение их «домашних» преференций и предпочтение иногороднего подрядчика. Причем конституированная ориентация на низкую стоимость работ абсолютно не годится, так как усиливает элемент коррупции и совершенно не учитывает техническую оснащенность, квалификацию и предыдущие проекты претендентов на заказ. Но, по всей видимости, противостоять сговору организаторов аукциона и его участников четко выверенной доказательной аргументацией решительно невозможно.
Подобные установившиеся тенденции сильно ослабляют не получающие заказа местные компании. Возникает ряд вопросов. Первый у поборников строительной и производственной самостоятельности области. Выступая непреклонными консерваторами, они стоят за узко понимаемый отечественный продукт. Соответственно их беспокоит то, насколько качественно выполняются подрядные работы, разумно ли тратятся средства из казны и не видоизменяется ли смоленщина, если производится застройка или реконструкция. Перечисленные действия властей не поощряющие внутреннюю деятельность компаний приводят их в депрессивное состояние, а экономику планомерно ведут к стагнации. Их коррумпированные ходы обескрыливают любое начинание, рассчитывающее на госзаказ и честную игру на аукционе. Личные интересы от прецедента к прецеденту становятся все выпуклее, являя классический образец коррупции.
На фоне этого ответы на волнительные вопросы об инвестициях и улучшении экономики кажутся сами собой разумеющимися. На празднование дня города Смоленска было запланировано получение 2,5 млрд. рублей не-бюджетных поступлений, т.е. от частных инвесторов. Эти средства были предназначены на развитие областного центра и области. Но на апрельском заседании оргкомитета под председательством заместителя председателя Правительства Российской Федерации, Дмитрия Козака, губернатор Смоленской области, Сергей Антуфьев, фактически отказался работать с частными инвесторами. Сказанное им противоречит логике привлечения инвестиций и показывает глубокое нежелание предпринимать хоть какие-то действия на этом пути: «Заниматься привлечением инвесторов в областной центр, конечно, нужно, с этим невозможно спорить, - сказал Антуфьев - но это процесс тонкий и долгий. Сейчас понятно, что необязательно было включать в план подготовки к 1150-летию Смоленска, утверждаемый постановлением правительства России, мероприятия, которые предполагается финансировать за счет внебюджетных источников». Приведенные слова привели Дмитрия Козака в состояние недоумения. Ему оставалось посоветовать продолжать поиск внебюджетного финансирования, несмотря ни на что. Этот эпизод демонстрирует не столько административную линию, сколько полное недоверие местного малого и среднего предпринимательства к областным властям.
Смоленская область, прежде всего индустриальный центр. Социальная стабильность и занятость населения достигается именно в этой сфере. И, по сути, на сегодняшний день с грубой, дикой и наглой дележкой государственных средств Смоленску нечем привлечь внимание инвесторов, тем более предоставить долгосрочные гарантии и ограничить частный интерес чиновников по отношению к частным инвестициям. Целые отрасли - сельское хозяйство и туризм - пребывают в зачаточном виде. С другой стороны, те компании, которые могли бы за счет госзаказа набирать производственные мощности, и расти, вынуждены отсиживаться на скамейке запасных. Фирмы из благополучных регионов хищно и бесчестно перехватывают все, что доходит до аукциона в виде тендера. Ко всему прочему, местные представители бизнеса далеки от лояльности к администрации и не вкладывают личные средства в будущее региона. Вполне вероятно, в перспективе такой расклад приведет к атрофии внутреннего предложения, а правила ведения хозяйство и впредь не будут нацелены на достижение общественного блага.
Журналистское многоголосье, слившееся в единый глас вопиющего в пустыне, по-видимому, никто не слышит или не хочет ему внять. Тем не менее, смоленские разгребатели грязи, добросовестно исполняют свой долг и наглядно обозначают коррупционные схемы и нервы этого процесса. В статьях областного ежемесячного журнала «Смоленск» часто всплывают неприличные суммы, скорее всего, не потраченные по своему прямому назначению. Так, к круглой дате со дня основания, а конкретнее к 1150-летию Смоленска, в городской администрации наметили обширные ремонтные работы. К юбилею из федерального бюджета было выделено 16 млрд. рублей. Далее дело встало за тендерами, технические задания которых в Смоленске нередко и неприкрыто нарушают действующее законодательство, а конкретно 94-ФЗ.
Решили, к примеру, в администрации ЖКХ в 2010 году реконструировать городские улицы. Объявили, как положено открытый аукцион на право заключить муниципальные контракты, но с условием, что вместо страховых гарантий по обеспечению контракта с компании-подрядчика возьмут сумму в размере 11,5 миллионов рублей. Это моментально исключило смоленских проектировщиков, у которых таких денег не было, но тоже препятствие нисколько не смутило московских и санкт-петербургских заинтересованных лиц, ведь они имели поддержку крупных банков.
Также брянскую фирму не остановило требование сбора недостающих данных об объекте и получение положительной государственной экспертизы, которые были прописаны обязательными условиями реконструкции медицинского диспансера. Для справки - требования эти по закону должны выполняться заказчиком, а не подрядной организацией. Но дело доходит до смешного: проектирование котельной в микрорайоне Белорусская-Сортировочная города Смоленска по документации будет сделано компанией «Мосинтерно» за номинальную стоимость - 00 рублей и 00 копеек. А иногда, как перед приездом Патриарха Кирилла II пермские застройщики «Эксим» строят без документов необходимые для официального приема в Смоленске автостоянки. С благоволения властей и так ведь можно.
Эти и другие бросающиеся в глаза нарушения не пробуждают смоленскую прокуратуру от спячки. Уже на небольшой выборке можно разглядеть узаконенную практику оттеснения местных компаний, лишение их «домашних» преференций и предпочтение иногороднего подрядчика. Причем конституированная ориентация на низкую стоимость работ абсолютно не годится, так как усиливает элемент коррупции и совершенно не учитывает техническую оснащенность, квалификацию и предыдущие проекты претендентов на заказ. Но, по всей видимости, противостоять сговору организаторов аукциона и его участников четко выверенной доказательной аргументацией решительно невозможно.
Подобные установившиеся тенденции сильно ослабляют не получающие заказа местные компании. Возникает ряд вопросов. Первый у поборников строительной и производственной самостоятельности области. Выступая непреклонными консерваторами, они стоят за узко понимаемый отечественный продукт. Соответственно их беспокоит то, насколько качественно выполняются подрядные работы, разумно ли тратятся средства из казны и не видоизменяется ли смоленщина, если производится застройка или реконструкция. Перечисленные действия властей не поощряющие внутреннюю деятельность компаний приводят их в депрессивное состояние, а экономику планомерно ведут к стагнации. Их коррумпированные ходы обескрыливают любое начинание, рассчитывающее на госзаказ и честную игру на аукционе. Личные интересы от прецедента к прецеденту становятся все выпуклее, являя классический образец коррупции.
На фоне этого ответы на волнительные вопросы об инвестициях и улучшении экономики кажутся сами собой разумеющимися. На празднование дня города Смоленска было запланировано получение 2,5 млрд. рублей не-бюджетных поступлений, т.е. от частных инвесторов. Эти средства были предназначены на развитие областного центра и области. Но на апрельском заседании оргкомитета под председательством заместителя председателя Правительства Российской Федерации, Дмитрия Козака, губернатор Смоленской области, Сергей Антуфьев, фактически отказался работать с частными инвесторами. Сказанное им противоречит логике привлечения инвестиций и показывает глубокое нежелание предпринимать хоть какие-то действия на этом пути: «Заниматься привлечением инвесторов в областной центр, конечно, нужно, с этим невозможно спорить, - сказал Антуфьев - но это процесс тонкий и долгий. Сейчас понятно, что необязательно было включать в план подготовки к 1150-летию Смоленска, утверждаемый постановлением правительства России, мероприятия, которые предполагается финансировать за счет внебюджетных источников». Приведенные слова привели Дмитрия Козака в состояние недоумения. Ему оставалось посоветовать продолжать поиск внебюджетного финансирования, несмотря ни на что. Этот эпизод демонстрирует не столько административную линию, сколько полное недоверие местного малого и среднего предпринимательства к областным властям.
Смоленская область, прежде всего индустриальный центр. Социальная стабильность и занятость населения достигается именно в этой сфере. И, по сути, на сегодняшний день с грубой, дикой и наглой дележкой государственных средств Смоленску нечем привлечь внимание инвесторов, тем более предоставить долгосрочные гарантии и ограничить частный интерес чиновников по отношению к частным инвестициям. Целые отрасли - сельское хозяйство и туризм - пребывают в зачаточном виде. С другой стороны, те компании, которые могли бы за счет госзаказа набирать производственные мощности, и расти, вынуждены отсиживаться на скамейке запасных. Фирмы из благополучных регионов хищно и бесчестно перехватывают все, что доходит до аукциона в виде тендера. Ко всему прочему, местные представители бизнеса далеки от лояльности к администрации и не вкладывают личные средства в будущее региона. Вполне вероятно, в перспективе такой расклад приведет к атрофии внутреннего предложения, а правила ведения хозяйство и впредь не будут нацелены на достижение общественного блага.
Написать комментарий
Такая ахинея по всей стране. А в отдельных регионах еще хуже!
Ахинея.