Двухмоторный самолет российской импортируемой инфляции
Как хорошо для некоторых чиновников, что в безумном информационном потоке общество очень быстро забывает об их недавних высказываниях. Помнится, весной 2021 года, когда инфляционные всплески стали беспокоить граждан, кое-кто из Финблока Правительства стал успокаивать народ, дескать это разовые временные факторы, которые уже исчерпали себя. А в июле главный макроэкономист Правительства пообещал Президенту снизить темпы инфляцию аж в 3,5 раза и удержать ее в пределах 5% за год. К концу года стало ясно, что факторы себя далеко не исчерпали, 5% похожи на сон, и вообще, «все только начинается».
Согласно данным Минэкономразвития, инфляция в России с 16 по 22 ноября выросла на 0,20% (на предыдущей неделе она составляла 0,18%). С начала месяца цены прибавили 0,5%, а с начала года превысили 7%. Годовой же показатель скорректировался до 8,05%, но исключительно за счет эффекта базы – в прошлом году цены начали резко расти в ноябре – декабре. Сильнее всего подорожали продукты – на 0,85% с 1 ноября и на 10,54% за год.
«Поздравим» Минэк с горьким, но честным признанием, что потребительская продовольственная инфляция вышла на двузначный уровень! Реальная инфляция на потребительском рынке у нас обычно в три раза выше официально декларируемой, но за 2021 год следует ожидать большего! После того как мне жена показала в "Перекрестке", что цена на гречку по сравнению с весной выросла к ноябрю фактически в три раза, т.е. на 200%, самые вольные представления о фактическом росте индекса потребительских цен не будут избыточными! Посмотрим, насколько хватит мужества экономическим ведомствам показать годовой уровень инфляции по дефлятору ВВП и индексу потребительских цен выше двузначной отметки 10%. Особенно после обещаний 5%-ной инфляции.
Главная причина нашей инфляции ясна всем здравомыслящим экономистам - мощные инфляционные импульсы со стороны мировой экономики из-за коренной перестройки мирохозяйственной системы и глобальных цепочек поставок, что, кстати, нами давно было предсказано. Глобальные цепочки поставок рушатся по всем периметрам. Сейчас это безусловно связывается с ковидной эпидемией, хотя даже если она не случилась, то кризис поставок все равно бы случился в силу развертывания внутренних глубинных мирохозяйственных причин – решоринг, вопросы национальной безопасности. Так что ковид удачно взял на себя ответственность за те могучие тенденции, которые и так проявляли себя нарастающим эффектом.
Мы уже отмечали, что впервые за всю историю новой России для нее главная инфляционная угроза находится извне, а не внутри страны. Это новый и совершенно неожиданный мотор российской инфляции. Мировая инфляция неотвратима из-за чудовищной эмиссии всех мировых резервных валют. В США наблюдается беспрецедентная долларовая инфляция, которая также всемерно приуменьшается официальной статистикой. Реальная инфляция потребительского рынка там уже вышла на двузначный уровень и будет расти дальше. Потому что нельзя безнаказанно печатать триллионы долларов на фоне не растущей экономики. До поры до времени аж целых 12 лет с 2009 года эту чудовищную эмиссию абсорбировал фондовый рынок, курсы акций компаний взлетели до небес, фондовый пузырь надулся до неимоверных размеров. раздуваться дальше за счет эмиссионных денег у него уже нет мочи! Потому весь безумный поток пустых бумажек ФРС США и центральных банков ЕС, Японии, Китая полился на товарные рынки.
Зачинателем этого инфляционного цунами стали биржевые рынки сельхоз продукции, там в силу отлаженности биржевых технологий удобнее раздувать пузыри – стандартизированные срочные контракты фьючерсы такой же спекулятивный инструмент как и акции компаний. Поэтому на рынках пшеницы, растительного масла и прочих биржевых сельхозтоваров стали резко расти цены еще в начале 2021 года. Российские поставщики, разумеется, увеличили свой экспорт, оголили внутренний рынок, на котором тоже стали расти цены еще весной. Например, стоило Правительству разрешить с 31 августа экспорт гречки и овсянки, как наши доблестные производители тут же предупредили о росте внутренних отпускных цен на 10-20 %, прикрывшись «легендой» о росте стоимости упаковки.
Вообще, наши многие внутренние цены формируются от экспортного паритета, по принципу нетбэк, т.е. ориентируются на мировые долларовые цены и переводятся в рублевый эквивалент по текущему валютному курсу. А значит, наши цены могут расти даже в условиях стабильного валютного курса, что, собственно и происходит в октябре-ноябре. Курс рубля даже чуть повышается за счет высокой нефти, а цены повсеместно растут!
Нынешняя инфляция пока еще летит на одном моторе, но уже сопоставима с 2014 годом, когда Россия переживала шок от обвала нефти и девальвации рубля. Но тогда работал именно второй моторчик импортируемой инфляции, хорошо знакомый моторчик инфляции за счет обесценения рубля. Он всегда нас «радовал» своими шоками – вспомним еще 1998, 2008 годы. А рублик неизбежно упадет, не для того же он укрепился осенью, чтобы и дальше укрепляться! Факторы падения накапливаются: нефть перестанет расти и будет снижаться на фоне возврата к мировой депрессии после вялого постковидного восстановления, рекордный отток капитала по итогам 2021 года, ухудшение мировой политической обстановки и новые санкции против России, и пр. Среди этих пр. не забудем традиционный бюджетный фокус – снижение рубля для выполнения бюджетных обязательств!
Самый верный инжектор второго мотора – это, конечно, отток капитала. Могучая тенденция налицо. Согласно данным Центробанка, с января по октябрь 2021 года из России вывезли 65,7 млрд долларов, тогда как за весь 2020 год отток капитала составил 42,7 млрд. Для успокоения общественного мнения подключился Пресс-секретарь Президента и призвал не беспокоиться из-за растущего оттока капитала из России. «Ситуация же волатильная достаточно на мировых рынках, мы видим, что волатильность достаточно большая. Рынки все развиваются по синусоиде, деньги приходят и уходят». Все бы так, но как мы знаем потоки капитала не подчиняются законам маятника, уход не равен приходу, иначе бы за рубежом не накопились триллионы (именно триллионы! Триллион это двенадцать нулей -1 000 000 000 000) долларов активов российского происхождения!
Итак, не надо быть мудрецом для предсказания включения второго мотора в 2022 году. Этот фактор никуда не делся и еще напомнит о себе! Пока Россия беззащитна против импортируемой инфляции по всем каналам.
Но еще раз подчеркнем, что впервые за всю историю в 20021 году у нас стал мощно работать общемировой фактор инфляции! Защита от этого глобального катаклизма возможна только на пути радикального пересмотра всей внешнеэкономической политики - отказ от полной конвертируемости рубля, ограничение экспортно-импортных операций. Собственно, Правительство уже вынужденно проводит элементы такой политики, когда ограничивает квоты на вывоз пшеницы или минеральных удобрений, но пока эти инструменты включаются в пожарном несистемном порядке. Даже в случае перехода к системности все равно полностью оградить экономику от импортируемой инфляции не получится, но заметно снизить ее уровень и негативные последствия возможно!
Написать комментарий