Цифровой этикет: самопрезентация, безопасность и комфорт в общении
Значительная часть нашего общения сегодня проходит в сети. В мессенджерах и соцсетях, на форумах и в чатах мы ведём деловые переговоры, болтаем с друзьями и родными, знакомимся с единомышленниками, а то и ввязываемся в яростные споры с «идейными противниками». И, как и в реальном общении, в сети действуют свои правила поведения – «сетикет», «нетикет» – соблюдение которого может помочь вам добиться своих целей, защитить личную информацию, сохранить репутацию, нервы и отношения.
Многим доводилось попадать в неприятные ситуации в сети – сталкиваться с непониманием, обижать людей и самим нарываться на оскорбления, получать досадные баны и т.д. Чтобы это происходило в вашей сетевой жизни как можно реже, стоит придерживаться несложных правил поведение и общения в интернете:
– Всегда первым делом спрашивайте себя: для чего именно вы вступаете в общение, кто ваш собеседник или аудитория. У деловой переписки и личного общения в сети и мессенджерах – своя специфика, хотя пандемия с самоизоляцией и удалёнкой внесла в цифровую коммуникацию свои коррективы. Стикеры и эмодзи, шутки и мемы в рабочих чатах, при дозированном употреблении, теперь не считаются дурным тоном, ведь они помогают разрядить обстановку, привнести в общение позитив, улучшить настроение и производительность. Проанализируйте свою цель, посыл и желаемую обратную реакцию – это поможет вам выбрать форму своего высказывания, понять, уместен ли будет ваш коммент, шутка и т.д.
Помните, что в каждой социальной группе – свой набор правил и этикета, и нетикета – он будет очень разным для деловых людей, школьников, домохозяек и т.д., отличается в разных странах и культурах. Соблюдайте правила конкретного чата, форума или сообщества – зачастую они чётко прописаны.
– В общении имеет смысл ориентироваться на собеседника – обращаться к нему так, как он представляется, и использовать те же методы коммуникации, что и он. Если человек отправляет вам эмодзи, голосовые сообщения и отпускает «солёные» шутки – при желании, вы вполне можете делать то же самое. Главное, соблюдайте разумную субординацию и вежливость, пока не познакомитесь ближе, – вовсе не все в интернет-пространстве приветствуют тотальное панибратство. Правила хорошего тона из «реала» действуют и в сети: к незнакомым взрослым людям в любой ситуации стоит обращаться на «вы», не забывая о «пожалуйста» и «спасибо». Помните, что у каждого человека свои границы допустимого, своё чувство юмора и т.п.
– Относитесь к любому разговору в сети как к реальному взаимодействию в общественном пространстве. Любая площадка в сети – это именно общественное пространство, где действуют не только неписаные правила нетикета, но и реальные законы. Оскорбления или клевета в интернете вполне могут привести и к общественному порицанию, и к уголовной ответственности. Достоянием широкой публики и правоохранителей может стать даже удалённый пост в виде скриншота или личная переписка. Старайтесь осторожнее высказываться на острые темы, например, политические или религиозные, ведь все наши слова и действия в сети фиксируются, не проходят бесследно.
– Не пытайтесь «выпустить пар» в сетевом общении. Интернет-хулиганством и травлей – кибербуллингом – занимаются отнюдь не только склонные к радикализму подростки. Но анонимность и безнаказанность сетевого общения – кажущиеся. Гораздо безопаснее избавиться от накопившейся агрессии в спортзале, чем в интернет-склоке. Сетевые конфликты легко эскалируются, и очень скоро под удар может попасть уже сам агрессор, получив вместо сброса напряжения новый вал негативных эмоций, психологический дискомфорт, а то и невроз или проблемы в реале.
Старайтесь не общаться в сети «на эмоциях», ведь написанное, как известно «не вырубишь топором». Самоцензуру провести несложно – просто не говорите и не делайте того, что было бы неприятно вам самим.
– Берегите свою репутацию и личную информацию. Если вы не хотите общественного осуждения или дисциплинарных мер со стороны работодателя, никогда не публикуйте того, что может скомпрометировать и дискредитировать вас, повредить вашей репутации, будь то «эротичная» обнажёнка или «весёлое» фото вас в пьяном виде. А интернет-мошенники и вовсе могут извлечь выгоду не только из номера вашего телефона или карты, но даже из информации о кличке вашего питомца или школе вашего ребёнка. Уважайте и личную информацию других людей, никому не пересылая её, не публикуя без спроса присланные вам фото и данные, чтобы не лишиться доверия собеседников.
– Старайтесь не нарушать чужие личные границы, скажем, регулярно обращаясь по рабочим вопросам в нерабочее время или в личный аккаунт вместо делового. И не стесняйтесь отстаивать собственные личные границы – как правило, вы вовсе не обязаны быть круглосуточно доступны в сети для кого бы то ни было. Помните, что и вы, и другие люди имеют право на безопасное общение и в реале, и в интернете – не стоит выносить в общие чаты личные вопросы, вроде: «Почему вы разошлись?» или «Ну как там твой двоечник?»
– Помните, что в сети ничего невозможно навсегда скрыть – не пытайтесь создать ложное впечатление о себе. Даже если вы инфлюэнсер, артистическая и творческая натура, – старайтесь, чтобы ваш сетевой образ не слишком отдалялся от реального. Тайное всегда становится явным, по крайней мере, – в интернете. Злоупотребляя фотошопом и фильтрами, приписывая себе чужие заслуги и чужую «глянцевую» жизнь, вы рискуете болезненным разоблачением и жестоким осуждением людей, которые очень не любят, когда их цинично обманывают ради своей выгоды.
– Уважайте чужие чувства и чужое время. Чтобы общение в сети становилось кооперативным – удобным, полезным и комфортным для всех, специалисты советуют минимизировать лишнюю информацию, следить за истинностью своих высказываний и адекватностью реакций, выражаться ясно и вежливо. Выберите самый удобный способ общения со всеми людьми в вашей жизни – скажем, родителям лучше позвонить, детям – написать в мессенджер, для детальной рабочей информации больше подойдёт почта и т.п. Старайтесь, по возможности, не задерживаться с ответами на сообщения, особенно от близких, чтобы не заставлять их испытывать стресс. А главное – договаривайтесь – обсуждайте с вашими визави то, когда и как вам обоим будет удобнее всего общаться: «давай созвонимся не раньше 9-ти», «я напишу тебе во вторник».
– Будьте тактичны и позитивны, поддерживайте других, делитесь информацией и опытом. Чтобы общение в сети стало по-настоящему комфортным, все мы должны прикладывать к этому усилия, соблюдая уместную дистанцию и такт, стараясь не ставить других в неудобное положение, строя отношения на принципе уважения и взаимовыручки, обоюдной коррекции поведения и отказа от конфликтов. Нетикет приветствует доброе отношение: тёплые слова, лайки и прочие позитивные реакции, умение корректно донести свою точку зрения, не провоцируя драму.
Замечательно, если вам есть, чем поделиться с интернет-сообществом. Будь то уникальный рецепт пирога или ответ на сложную задачу из школьного курса – кто-нибудь обязательно воспримет эту информацию с радостью, и ваши труды не останутся напрасными. Не забывайте благодарить, когда пользуетесь чьими-то советами, например, в кулинарном блоге или родительском чате. Интернет и соцсети – это огромная творческая площадка, где особенно ценится позитивная оценка, доброжелательность и одновременно – реалистичная самооценка, умение принимать похвалу, не зазнавшись.
– Помните, что в сети о вас судят по вашим словам. Зачастую в сетевом общении вы доносите свою информацию лишь текстом, по которому и складывается впечатление других о вас. Только текст транслирует собеседнику ваши цели, настроение, интонацию и т.п. Никакая глянцевая картинка на аватарке не сможет замаскировать неграмотность, вульгарность и грубость. Старайтесь использовать корректные, ёмкие и недвусмысленные формулировки, следите за правописанием и вдумчиво перечитывайте написанное, прежде чем представить на всеобщее обозрение. Помните, что ваше поведение в сети ярко демонстрирует ваш уровень интеллекта, воспитания, степень осознанности.
– Не спешите судить других в сети. Как о вас иногда судят лишь по словам, так и вы зачастую ориентируетесь лишь на них, и можете что-то неверно понять. Если «Ок» собеседника показалось вам обиженным и холодным – просто переспросите, всё ли нормально. Возможно, человек отвечал на ходу, а сам горячо поддерживает вашу идею.
– Не распространяйте слухи, фейки, «письма счастья» и прочий спам. Проверяйте всё, что постите. Элементарный фактчекинг, здравый смысл и критическое мышление могут уберечь вас от невольного соучастия в манипуляции, дезинформации, мошенничестве. Старайтесь не не нагромождать бессмысленных повторов, особенно, в виде стикеров, не спорить ради самого процесса спора в хаотичных перепалках – всё это может значимо повредить вашей самопрезентации.
– Погружаясь в виртуальное общение – не забывайте о реальном. Люди, которые рядом с вами, тоже нуждаются в вашем внимании. Сведите к минимуму использование гаджетов, когда общаетесь с кем-то лично, особенно один на один. Человек, с которым вы контактируете в реале прямо сейчас, как правило, должен быть в приоритете. Далеко не всегда уместно прервать разговор, чтобы проверить почту или ответить на сообщение. Если дело в сети может подождать, стоит его отложить, чтобы не прослыть невнимательным, неуважительным и грубым человеком, растеряв реальных друзей в погоне за «фолловерами» и «френдами».
Существует ещё множество рекомендаций по поведению и общению в сети, как общеизвестных, так и частных: не использовать излишне CAPS LOCK, который приравнивается к крику, не разбивать текст на слишком мелкие фрагменты, не злоупотреблять голосовыми сообщениями и эмодзи, не задавать глупых вопросов, не погуглив, и т.д. Нетикет быстро меняется, ведь и сам цифровой мир стремительно развивается и усложняется. А значит, и свои навыки поведения в сети нам нужно постоянно улучшать. Сегодня научить детей вести себя в виртуальном пространстве даже важнее, чем объяснить им правила поведения в гостях или в театре – от этого напрямую зависит их безопасность, учёба, самореализация и т.д. Помните: то, как мы презентуем и выражаем себя, как действуем и общаемся в сети, становится частью нашей идентичности, отражается на нашей личной жизни и деловой репутации.
Написать комментарий