Будущее олимпийского спорта или конец мифа о национальном превосходстве
Олимпиада еще не закончилась, но уже можно подводить некоторые итоги. Как и ожидалось, было окончательно разрушено несколько мифов, и остался главный вопрос: «Зачем сегодня нужен спорт?»
Сначала об итогах Олимпиады. Как и ожидалось, Китай доказал свое превосходство над всеми и в одночасье стал Великой спортивной державой. Россия уже объективно не могла конкурировать за общекомандные высоты, а Америка, похоже, уже не сильно этого хотела.
Олимпиада в Китае стала, пожалуй, третьей «эпохальной» за всю историю Игр. Первая – Олимпиада в фашистской Германии в 1936 году, вторая – в Советском Союзе в 1980 году, третья – в Китае в 2008 году. Соответственно каждая из этих Олимпиад закончилась (в Пекине к этому все идет) триумфом страны-хозяйки, хотя главные олимпийские страны участвовали и не во всех Олимпиадах.
Что показали эти и другие Олимпиады? Какие мифы о спорте и о его роли в мире сегодня следует подвергнуть сомнению?
Во-первых, надо отбросить миф, о том, что политическая система или экономический строй являются важным фактором олимпийских успехов. Легко заметитить, что выигрывать медали можно и при фашизме, и при социализме, и при развитом или недоразвитом капитализме. Значит вопрос только в том, какой стране в каждый конкретный момент это больше нужно и кто готов вкладывать в это больше ресурсов. Хотя, как это ни парадоксально, в каждом конкретном случае страна-победительница использовала олимпийский успех в качестве идеологического аргумента для доказательства собственной исключительности и превосходства над остальными странами.
Во-вторых, совершенно не состоятелен миф о том, что достижения в спорте обусловлены расовыми, этническими или национальными факторами. Этот миф был запущен на Олимпиаде в Берлине, а окончательно развенчан – в Пекине. Кстати, американцы при определенной коррекции своей спортивной системы могли бы существенно увеличить число чернокожих спортсменов-победителей в своей команде.
В-третьих, совершенно изжил себя миф о том, что судейство в спорте может быть объективным. Очевидно, что в каждой из трех «исторических» Олимпиад вся система судейства была направлена на создание неравных условий в пользу страны-организатора.
Теперь несколько слов о рецептах национальной модели спортивного успеха.
На наш взгляд, из проверенных временем подходов можно выделить два. Первый – это изобретение Германии. Спорт как национальная идея, которая обеспечивается мощной поддержкой государства и предполагает в своей основе массовость, престижность и тотальность. Он культивируется во всех учреждениях и его девиз «От массового спорта к высшим спортивным достижениям». Нам он хорошо знаком. Спортивная слава Советского Союза, да и постсоветской России основана именно на этом принципе. Сюда же надо добавить и передовую спортивную науку – и мы получим «секрет полишинеля» нынешнего успеха Китая. Та же массовость, та же государственная спортивная инфраструктура, та же государственная поддержка перспективных спортсменов.
Другую модель олимпийского успеха предложили американцы. Та же массовость и материальная поддержка спортсменов, но только на уровне образовательной системы, особенно в колледжах и университетах. Главный стимул – оплата учебы и поистине фантастическая спортивная инфраструктура в университетах страны. Типичный стадион какого-нибудь американского университета на 50 тыс. человек заполняется полностью на первенство вуза по легкой атлетике. Такого больше нет нигде в мире! Но и эта система, как мы сейчас видим, имеет свои ограничения. Индивидуальный успех – на первом месте. Появился какой-нибудь уникум типа Фелпса – получите 8 золотых наград, не появился – никто особенно не расстроится. Командного духа у американцев как такого нет. Зато у них и с наукой все нормально, и с биохимией.
Что дальше?
Путь полной деградации олимпийского спорта определил Хуан Антонио Самаранч, хотя именно он на какое-то время вытащил его из пучины бесконечных разборок супердержав и недофинансирования. Сегодня со спонсорскими деньгами все отлично, остальные расходы несет страна-организатор. Но при колоссальном интересе зрителей к этому событию заметно и то, что есть несколько основных видов спорта, которые и так проживут без олимпиады, а вот есть огромное количество видов спорта, включение которых в олимпийскую программу превращает это событие в какой-то шутовской карнавал или даже балаган. Разбираться с программой Олимпиады дело безнадежное. Хотя, если, по-хорошему, и говорить о некоторой традиции, пусть тоже несколько мифической, то только легкая атлетика имеет абсолютно незыблемый статус в олимпийской программе. Несмотря на то, что этот вид спорта переживает не лучшие времена с точки зрения коммерческой привлекательности.
Теперь другой вопрос: для чего нужен спорт?
Хотелось бы сказать только о практической стороне дела. Конечно, в перспективе нельзя исключить новых попыток других стран на то, чтобы использовать спорт в идеологических целях. На вскидку, это может быть Индия или Бразилия. Но есть и другая сторона современного спорта – биополитика. Ведь сегодня спортивная наука находится на передовой линии генетических, биомолекулярных и биохимических исследований, достижения которых являются важным инновационным фактором в развитии многих современных технологий. Если этот мотив будет усиливаться, то в ближайшее время мы получим ситуацию, в которой спорт будет выступать только в качестве ширмы для колоссальных экспериментов над человеческим телом и жизнью в целом. И эта тенденция может стать неуправляемой.
Что делать России?
Очевидно, что стратегия накачки деньгами сверху себя не оправдывает. Слава богу, на этой Олимпиаде госбюджет сэкономит приличные деньги, а именно, запланированные призовые 100 тыс. евро – за первое место, 60 – за второе, 40 – за третье, которые лучше направить на детский спорт. Жалко, конечно, наших олимпийцев, которые не смогли заработать себе на достойную жизнь: они зря потратили свои силы и здоровье. Но если человек не способен показать результат, то никакие материальные стимулы его к этому не подвигнут.
Путей для российского спорта, как мы уже отмечали, два. Первый – это идеологический путь. Очевидно, что его суррогат пытались реанимировать в последнее время, но безуспешно. Да, ресурсов было потрачено недостаточно, да и не туда. В общем, как говорится, не в коня корм. Второй путь – инновационный. Это может быть похоже на второе издание нанотехнологий. В любом случае придется проводить аудит всего спортивного хозяйства России и планировать по образцу бизнеса кластерную систему размещения спорта. На Кавказе пусть все борются, в Москве – играют в теннис, в Мордовии – все ходят пешком, в Ханты-Мансийске – на лыжах. От каких-то видов спорта придется отказаться. Например, от футбола (о ужас!). А некоторые виды спорта попробовать привить (какие непонятно). Совершенно точно нельзя отказываться от легкой атлетики, ведь это собственно и есть спорт в его современном понимании как человеческая деятельность, направленная на поиск предельных человеческих возможностей с помощью генной инжененрии, биохимии и т.д. Остальное – надо смотреть и думать. Но уже сейчас абсолютно точно ясно одно – снизу ничего расти не будет. Значит – только культивация!
Редакция «Капитала страны»
Написать комментарий