Будет ли российская экономика энергоемкой?
Россия как крупный производитель нефти и газа может позволить своей энергии уходить буквально в пар. По данным за 2008 год, потери энергии России были равны энергетическим затратами Великобритании. Именно поэтому президент Дмитрий Медведев поставил цель уменьшить энергоемкость российской экономики на 40% до 2020 года. Но хватит ли на это политической воли?
На сегодняшний день российские компании в среднем от 10 до 20 раз больше расходуют энергоресурсов, чем их западные аналоги. Многие критики сложившегося положения считают, что отчасти статус-кво сохраняется потому, что с советских времен в энергетике страны практически ничего не изменилось, и компании не предпринимали никаких попыток искать альтернативы.
Дело в том, что большинство охлаждающей и нагревающей техники (как и сам энергетический комплекс) в России не модернизировалось с 60-70-х гг. Правда, в этом есть и плюс: сравнительно низкое по стране распространение кондиционеров не повышает нагрузку на энергетический сектор в теплое время года, как это, например, происходит в США. К тому же, повальное использование кондиционеров для охлаждения помещений усиливает парниковый эффект. Если вдуматься, то получается замкнутый круг – чем больше мощностей кондиционер будет тратить на охлаждение, тем он выше будет поднимать температуру окружающей среды. Поэтому критикуемые открытые окна летом в век развитых технологий, по крайней мере, можно считать «зелеными».
В остальном потребление энергии в России распределяется следующим образом: около 35% расходуют жилые дома, 29% приходится на промышленность и 21% уходит на транспорт. Опять же, распределение вполне типичное – главным потребителем энергии давно является простой человек. Промышленных производств в России не много, а транспорт в стране с такой площадью всегда будет затратным и будет нуждаться в субсидировании. Но потери действительно необходимо оптимизировать: 30% тепла и 11% электроэнергии теряются, прежде чем доходят до конечного получателя. Причина этого кроется и в дряхлом оборудовании, и выходящих из строя теплотрассах, и аварийных электролиниях.
Обратная сторона стареющего энергетического комплекса – частные управляющие компании, которые часто компенсируют потери за счет повышения тарифов, а иногда и вовсе обсчитывают потребителей. Давно известно, что повальная установка счетчиков на воду в отдельных квартирах ничего не говорит о расходе воды всего жилого дома. И даже если в каждой квартире будет свой учет, жителям кондоминиума придется платить за воду, протекшую мимо их жилья. Ко всему прочему, с изношенной системой тарифы будут только расти, искусственно сдерживаясь по политическим соображениям, как это было сделано в текущем году президентских выборов, в результате чего повышение запланировано на июль вместо привычного января.
Очевидно, что энергосбережение становится повесткой дня. Но путь ее конечной реализации не ограничивается энергоемкими приборами, которые сегодня весьма востребованы российским рынком. Так же важна трансформация потребительского сознания и ориентация людей на сохранение энергии. Первые шаги в этом направлении были сделаны, когда потребителям электроэнергии предложили пользоваться дневным и ночными тарифами. Причем ночные определены существенно дешевле. Тем не менее, товарный дефицит советского союза и низкие тарифы на коммунальные услуги, обеспеченные государством, еще не скоро позволят изменить сознание российских потребителей.
Модернизация энергетической инфраструктуры до современных стандартов обойдется России в $320 млрд, но по расчетам полностью окупиться в течение четырех лет. Это жизненно важная задача в виду того, что до 2050 года на мировом рынке энергоресурсов произойдет революция. Разработки сланцевого газа уже сейчас доказывают существование приемлемых альтернатив. Поэтому Россия не может позволить себе экономическую стагнацию и должна идти в общемировом тренде. Ожидается, что нефть начнет падать к 2020 году, а газ к 2040. Таким образом, оптимизация энергопотребления для России ни много ни мало – вопрос выживания.
Избранный президент Владимир Путин так же обращает свое внимание на энергоемкость экономики. В структуре потребления он концентрируется на снижении расходов в частном секторе. Но кажется, что нефтяные и газовые компании совсем не заинтересованы в альтернативной энергетике, и любой разговор о них на высоком уровне встречает сопротивление их лоббистов. Проблема кроется в российской экономике, которая производит ВВП по большей части за счет экспорта сырья и трудно представить, что произойдет, если этот порядок нарушить и перевести страну на другие рельсы. С другой стороны, растущая стоимость старых ресурсов подстегивает к разработке и переходу на альтернативные источники энергии.
Можно сказать, российское изобилие ресурсов скорее преграда, чем подспорье для развития новой энергетики. В скором времени роль нефти и газа будет переоценена в мировых масштабах и это хороший повод для того, чтобы диверсифицировать производство в стране и увеличить объем статей экспорта, отличных от нефти и газа. Это тем более важно, потому что экономический спад 2009 года почти не отразился на производителях ресурсов, но ударил по всем остальным областям производства и зависимым от топлива и энергии компаниям.
Международное экономическое агентство (МЭА) сделало вывод, что Россия сможет уменьшить энергопотребление на 40% только к 2028 году, на восемь лет позже, чем планируется. Надо отметить еще и то, что в альтернативной энергетике по-настоящему заинтересованы лишь частные компании, по которым и бьют тарифы. Обычные граждане довольствуются политически сдерживаемыми ценами на коммунальные услуги и топливо. Но надо понимать и то, что энергосбережение не в психологии потребителей. Поэтому России вдвойне будет трудно перейти к новой энергетической парадигме.
Читайте также:
Геотермальная энергетика: мировые тенденции и российские перспективы
Перловский завод энергетического оборудования: вызовы времени – возможность для роста
Товарищества собственников жилья: территория для жульничества – II
Написать комментарий