20 АПР, 01:08 МСК
USD (ЦБ)    94.3242
EUR (ЦБ)    100.2787


Санкционный угар, или Кого хочет «наказать» Порошенко?

22 Сентября 2015 9527 2 Политика
Санкционный угар, или Кого хочет «наказать» Порошенко?

На прошлой неделе Президент Украины Петр Порошенко расширил санкции против большого числа российских граждан и компаний. Едва появившись на свет, документ вызвал как непонимание у «западных партнеров», так и довольно ироничное отношение в России.

Все это было бы смешно, если бы не было так грустно

К усилению и ужесточению санкционного давления на Россию президент Украины Петр Порошенко призывал уже давно, однако столь масштабный санкционный список лиц и компаний, «ответственных за агрессию против Украины», был принят впервые. Вошли в него 388 физических и 105 юридических лица как российских, так и зарубежных. В список попало около десятка западных журналистов, что вызвало непонимание и протесты Еврокомиссии, вследствие чего Киеву пришлось срочно вносить коррективы в документ о санкциях. Попали в список и некоторые крымские компании, что не совсем понятно в силу того, что Киев рассматривает Крым как украинскую территорию. Попали чиновники, политики, журналисты, деятели культуры России, а так же ДНР и ЛНР. Советник президента РФ Сергей Глазьев упомянут в нем дважды, а один из лидеров ЛНР Алексей Мозговой, тоже попавший в список, погиб еще весной этого года.

Забор на земле и в небе

Среди 105 юридических лиц, внесенных в санкционный список, более 20 авиакомпаний. Сюда попали все крупнейшие авиаперевозчики РФ, за исключением «ЮТэйр». Что касается самих запретов, то пока совершенно не ясно, к чему они относятся: к прямым полетам между Россией и Украиной или же к пролету через украинское воздушное пространство. Никаких уведомлений со стороны украинских госорганов ни Росавиация, ни Минтранс не получали, поэтому на сегодняшний день авиакомпании продолжают полеты в штатном режиме. Для большей части перевозчиков из санкционного списка запреты не играют значительной роли. Так, генеральный директор авиакомпании Red Wings Евгений Ключарев в интервью ТАСС сообщил: «Мы не летаем на Украину. Да и транзит через территорию этой страны не настолько велик». Вообще же, маршруты в облет Украины практикуются уже давно, еще с прошлого года, поэтому больших потерь для российских авиаперевозчиков от санкций не ожидается. Чаще всего в прессе приводится оценка президента Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ) Владимира Тасуна, который заявил, что вследствие изменения маршрутов российские компании могут понести убытки в десятки миллионов долларов. Но эта оценка, вероятнее всего, относится к прошлому периоду; с тех пор маршруты уже пришлось перестроить. На сегодняшний день авиакомпании облетают Украину и уже адаптировались к этой ситуации. Крюк, который приходится совершать при полетах в южную Европу и Турцию, не столь уж велик. Больше всего увеличилось время полета до Бухареста – на 47 минут, полет в Афины удлинился на 34 минуты, а в Хорватию – вообще на пару минут. Расходы на топливо в экономике авиаперевозок составляют около 30%, поэтому удлинение маршрута даже на треть сказывается на стоимости перелета в пределах 10%. Гораздо большие потери авиакомпании несут в связи с колебаниями курса рубля, но это к украинским санкциям прямого отношения уже не имеет.

Наибольшие потери в связи с возможными запретами могут понести перевозчики, осуществляющие рейсы непосредственно в города Украины. Это «Аэрофлот», «Сибирь», S7, совершающие рейсы в Киев, Харьков, Одессу и Львов. Но и тут объемы перевозок сравнительно невелики. Так, на сегодняшний день между Москвой и Киевом совершается 20–30 рейсов в неделю, против 105–110 двумя годами ранее. Для российских авиаперевозчиков такая потеря может быть крайне неприятной, но не будет являться катастрофой. Иное дело – украинские авиакомпании, которые опасаются ответных санкций со стороны России. Если еще учесть, что внутренние авиаперевозки в Украине существенно сократились, то отказ от транзитных и портовых сборов с российских авиаперевозчиков выглядит весьма странным. Так, по мнению экспертов портала RT, закрытие неба для российских авиакомпаний приведет к ежегодным потерям Украиной около 150 млн долларов, и компенсировать их совершенно нечем.

Кроме того, на начало года снизился на 60% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, и пассажиропоток на железнодорожном транспорте. По данным украинского ресурса Транспортный бизнес, в Москву и Санкт-Петербург ходят только поезда «Укрзализныци», а поезда РЖД по территории Украины не ходят вовсе, кроме транзитного «Москва–Кишинев».

Все это позволяет думать, что экономической составляющей в этих санкциях, как минимум, немного.

Выборочный удар по банкам

Не менее внушительным по числу юридических лиц, попавших в санкционный список Киева, оказался и банковский сектор РФ. Целых 29 финансовых учреждений, к которым на территории Украины может быть применен целый перечень ограничительных мер: запреты предоставлять кредиты, займы, гарантии, блокирование активов и т.д. Тут тоже не обошлось без «накладок»: в списке оказались банки, не имеющие «дочек» на украинском рынке, а также несколько банков и вовсе лишенных лицензии. Из наиболее крупных – Россельхозбанк и Газпромбанк, которые кредитовали украинский бизнес и могут пострадать от санкций. Хотя применение санкций, скажем, к Газпромбанку, активно кредитующему Украину при закупке российского же газа, кажется странным.

Зато в список не попали крупнейшие Сбербанк, ВТБ и Внешэкономбанк, активно работающие на украинском рынке и входящие в санкционные списки Запада первым делом. Объясняется этот факт тем, что, к примеру, на середину прошлого года доля российского капитала на рынке банковских услуг Украины была выше 30%. И представлена эта доля в основном именно этими тремя банками. Поэтому блокирование их деятельности на территории Украины может попросту обрушить банковский сектор страны, переживающий не лучшие времена.

Еще одну версию такой избирательности санкционной политики украинского руководства в отношении банков РФ приводит бывший депутат Верховной рады Украины Олег Царев. По его данным, российские банки на сегодняшний день являются стержнем украинской банковской системы, активно занимаются кредитованием и скупкой долговых обязательств. Например, ВТБ регулярно докапитализирует свои украинские дочки на 265 млн долларов, а до конца года планирует докапитализировать до 800 млн долларов. И это при том что, по словам Царева, возврат кредитов сегодня на Украине не превышает 20%. Российские банки готовы на дисконты хоть до 80%, лишь бы вернуть хоть что-то, но при этом продолжают выдавать кредиты. Предоставляются также процентные каникулы (процентная ставка вовсе не начисляется) участникам АТО, пока они находятся в зоне боевых действий.

Подобной лояльности к гражданам РФ наши банки не демонстрируют – взять хотя бы столь нашумевшую эпопею с валютными ипотеками.

Украинские дочки ВТБ и Сбербанка были замечены в участии в выпуске облигаций военного займа – т.е. попросту в финансировании АТО. И идут на это те самые средства, которые выделяются государством из Стабфонда на поддержку банковской системы.

Тут можно вполне довериться мнению главы ЦБ РФ Эльвиры Набиуллиной, которая не видит в санкциях никаких рисков и заявляет, что они «не способны подорвать устойчивость банковской системы».

Взгляд из России

Вообще же, отношение к санкциям Киева среди российских должностных лиц можно охарактеризовать как спокойно-ироничное. Так, вице-премьер Аркадий Дворкович заявил, что списки будут внимательно изучены, после чего власти решат, как ответить украинской стороне.

Спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко полагает, что санкции являются грубейшим нарушением демократических принципов и опускаться до ответа на них и вовсе не стоит.

Глава международного комитета Госдумы Алексей Пушков прокомментировал новость в «Твиттере» в том смысле, что Порошенко играет в бирюльки, вводит потешные санкции, а государство находится на пороге полноценной катастрофы.

Спикеру же Госдумы Сергею Нарышкину санкции и вовсе напомнили басню Крылова «Слон и Моська».

Галина Яшина

Написать комментарий

правила комментирования
  1. Не оскорблять участников общения в любой форме. Участники должны соблюдать уважительную форму общения.
  2. Не использовать в комментарии нецензурную брань или эвфемизмы, обсценную лексику и фразеологию, включая завуалированный мат, а также любое их цитирование.
  3. Не публиковать рекламные сообщения и спам; сообщения коммерческого характера; ссылки на сторонние ресурсы в рекламных целях. В ином случае комментарий может быть допущен в редакции без ссылок по тексту либо удален.
  4. Не использовать комментарии как почтовую доску объявлений для сообщений приватного характера, адресованного конкретному участнику.
  5. Не проявлять расовую, национальную и религиозную неприязнь и ненависть, в т.ч. и презрительное проявление неуважения и ненависти к любым национальным языкам, включая русский; запрещается пропагандировать терроризм, экстремизм, фашизм, наркотики и прочие темы, несовместимые с общепринятыми законами, нормами морали и приличия.
  6. Не использовать в комментарии язык, отличный от литературного русского.
  7. Не злоупотреблять использованием СПЛОШНЫХ ЗАГЛАВНЫХ букв (использованием Caps Lock).
Отправить комментарий
А
22.09.2015 0 0
Александра:

Порошенко и в Африке будет-Порошенко!Что хочу,то ворочу!В конечном итоге,то что он наворотил,свалится ему на голову!Кого пенять?!Да наверно ему голову надо поменять:-) :-) Больно будет за все это отвечать-история этого не простит и не забудет!Рано или поздно,но отвечать придётся,до седьмого колена-потом изойдется!А придётся...Сколько б не какао,а конец будет и обосрется! Каналья и есть-Каналья! Собаке-собачья смерть!

Б
22.09.2015 0 0
Белка:

Кредиты Украине выдавать продолжаем,а своим согражданам средний заработок сокращаем.



Капитал страны
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Отметьте самые значимые события 2021 года:
close
check_box check_box_outline_blank Демонстратор будущего двигателя для многоразовой ракеты-носителя в Свердловской области
check_box check_box_outline_blank Демонстратор нового авиадвигателя ПД-35 в Пермском крае
check_box check_box_outline_blank Полет МС-21-300 с крылом, изготовленным из российских композитов в Иркутской области
check_box check_box_outline_blank Открытие крупнейшего в РФ Амурского газоперерабатывающего завода в Амурской области
check_box check_box_outline_blank Запуск первой за 20 лет термоядерной установки Токамак Т-15МД в Москве
check_box check_box_outline_blank Создание уникального морского роботизированного комплекса «СЕВРЮГА» в Астраханской области
check_box check_box_outline_blank Открытие завода первого российского бренда премиальных автомобилей Aurus в Татарстане
check_box check_box_outline_blank Старт разработки крупнейшего в Европе месторождения платиноидов «Федорова Тундра» в Мурманской области
check_box check_box_outline_blank Испытание «зеленого» танкера ледового класса ICE-1А «Владимир Виноградов» в Приморском крае
check_box check_box_outline_blank Печать на 3D-принтере первого в РФ жилого комплекса в Ярославской области
Показать ещеexpand_more