Высокие технологии обучения взамен приземленного быта
На тернистом пути внедрения высоких технологий в российских школах не обходится без досадных казусов. Так, 1 сентября 2011 г. Дмитрий Медведев неожиданно для себя узнал, что в России есть школы с Интернетом, но без туалета. Что же важнее для хорошего образования? И так ли уж неизбежен здесь выбор?
1. День знаний и открытий
Власти не щадя сил внедряют в российские школы высокие технологии и новые стандарты. Глава государства, несмотря на страшную занятость, время от времени лично следит за ходом процесса. Правда, случаются при этом и досадные казусы. 1 сентября 2011 президент, посетивший одну из сельских школ в Ставропольском крае, порадовался ее хорошей компьютерной оснащенности, а приземленные родители, не осознав величия момента, пожаловались на отсутствие в школе туалета. Нет, конечно, он был – но на улице и типа "сортир". Пришлось удивиться и тут же поручить губернатору обеспечить школу нормальным туалетом. Не портить же общий праздник и собственный имидж, объясняя несознательным родителям вещи и так очевидные.
2. Компьютеризация важнее канализации
В России больше половины школ – сельские, и в большинстве из них вместо туалетов – традиционные русские сортиры. Да, конечно, зимой туда бегать холодно, особенно где-нибудь в Чите или Тынде при минус 40 [1-4], но ведь чтобы всех туалетами обеспечить, понадобится миллиардов шестьдесят [5-6]. Некоторые как-то выкручиваются: строят в школах теплые туалеты без канализации, но с выгребной ямой на улице. Можно, наверное, и биотуалеты задействовать – все лучше, чем в мороз на скользком полу вокруг дырки пританцовывать. Да только туалетный бизнес у нас пока еще слабо развит. Нет у него такого лобби, к тому же он совсем не такой презентабельный, как компьютерный: не рапортовать же, в самом деле, на весь мир, что у нас теперь во всех школах есть нормальные туалеты. Так что приходится выбирать: или Интернет, или туалеты.
3. Выживут лучшие
Ради экономии и лучшего образования даже школы на селе закрывать приходится: за последние 16 лет около 12 тысяч закрыли. Несознательные учителя и родители и тут возмущаются: дескать даже в послевоенные годы и разруху школы не закрывали. Ну, положим, правда – не закрывали, но ведь учились-то там как? Ни удобств, ни учебников, на каких-то обрывках газетных вместо тетрадей писали. А сейчас в селах у нас будут школы на мировом уровне: с компьютерами, с интерактивными досками (вот только про туалеты не надо вспоминать!). Да, конечно, в каждом селе такую школу не построишь, да их так много и не надо: села-то вымирают. Пусть будет одна на район, но на уровне, а детей туда специальные школьные автобусы возить будут. Ну, конечно, не такие красивые, как в Америке, и за каждым в отдельности они заезжать не будут. Ну уж "пазик"-то какой-нибудь завалящий для каждой школы найдется – пусть от волостного центра всех доставляет. Ну а до "пазика" пусть уж родители детей подбросят: всего-то километров 6-13. Машин, конечно, у них, скорее всего, нет, все же тут вам не Америка, ну как-нибудь приспособятся. Климат, правда, тоже, у нас не американский, да и дороги другие. Зато ребята с детства к дисциплине приучатся и закалятся: все же вставать каждый день в 6 утра и зимой по морозу в холодном автобусе, а если еще и укачивает – да им после такого никакая армия не страшна! [6-9].
4. Вперед, за Уругваем!
И, между прочим, нам есть с кого брать пример. Вон, в Уругвае еще пару лет назад всех младшеклассников ноутбуками с Интернетом обеспечили. А там, между прочим, со школьными туалетами тоже не все хорошо. Правда, кандидата в президенты страны, который все это затеял, все равно не выбрали, зато какой мировой резонанс [10]. Тем более, что мы по уровню образования все равно к Уругваю приближаемся: чтобы свидетельство о среднем образовании получить, нашим школьникам теперь всего 21 балл по математике по ЕГЭ набрать надо и 31 балл – по русскому. Ну, это все потому, что новые стандарты еще не внедрили, бедным детям слишком много всего учить приходится. Вот оставим 3-4 обязательных предмета, тогда уж их-то они хотя бы выучат. А зачем им головы забивать: по-английски худо-бедно объяснятся, декларации сумеют заполнить, с компьютером немного освоятся – а думать уж мы за них будем [11].
Конкретнее:
1. http://gorod.tynda.ru/modules.php?name=News&file=print&sid=898
2. http://www.uchportal.ru/forum/26-329-1
3. http://www.kasparov.ru/material.php?id=48FC2CCE6603D
4. http://www.edu.ru/files/bins/521.htm
5. http://www.novostoria.ru/shownews/728
6. http://www.pupils.ru/stati/2105/
7. http://www.pravda-nn.ru/archive/number:989/article:15854/
8. http://www.weekjournal.ru/society/1343.htm
9.http://www.news29.ru/novosti/obschestvo/Roditeli_i_uchitelja_Ljavlenskoj_shkoly_vystupajut_protiv_zakrytija_uchebnogo_zavedenija/11266
10. http://science.compulenta.ru/479949/?r1=yandex&r2=news
11. http://www.flb.ru/info/48680.html
Написать комментарий