Дети в России: товар, инструмент или наше будущее?
В России снова возникла законодательная активность в направлении внедрения в стране ювенальной юстиции, которая пока вызывает лишь отрицательные эмоции у населения. Нужны ли государству наши дети и зачем? От кого оно намерено их защищать? И не окажутся ли родители при этом лишними?
Детей становится меньше, а сирот - больше
Детское население в России неуклонно сокращается. В 2006 году в России проживало 29 млн. детей, в 2010 году - 26,4 млн. При этом Россия занимает одной из первых мест по количеству неблагополучных детей. Согласно статистике, в нашей стране около 700 тыс. безнадзорных детей, а по данным независимых экспертов - до 4 млн. [1] При этом надо учитывать, что 80% российских сирот - "социальные", то есть, сироты при живых родителях. Безнадзорность и неблагополучие ведут к болезням и наркомании. За последние 10 лет детская смертность от наркомании увеличилась в 45 раз. [3]
Портал «Православие и мир» открыл обсуждение этой сложной темы. Одной из первых дала свои комментарии - Оксана Генриховна Дмитриева , депутат Государственной Думы от партии «Справедливая Россия»:
«Я думаю, что все опасения по готовящимся поправкам - вполне оправданы. Во внутрисемейные вопросы законодательству нужно вторгаться очень осторожно. Потому что мы прекрасно знаем, что внутрисемейные конфликты бывают очень жестокими. И некоторые родители, кто побогаче и посильнее, могут просто использовать законодательство в своих интересах. А когда в руках таких людей оказывается уголовное право - результаты могут быть катастрофическими. Поэтому я считаю проведение этих поправок неправильным шагом» [11].
Дети - наше богатство
Государство признает, что ситуация критическая, Россия вымирает, население деградирует, но парадоксальным образом большинство предпринимаемых мер только усугубляет положение. Причина очевидна: раз и навсегда решить детский вопрос никому не выгодно, ведь дети - превосходный источник капитала - как политического, так и вполне осязаемого, финансового.
Программы, официально провозглашающие своей целью улучшение положения и воспитания детей, на деле чаще всего служат надежной кормушкой для разрабатывающих их чиновников и участвующих в их реализации компаний. Поэтому они настойчиво "проталкиваются" и выполняются - несмотря на активные протесты родителей, педагогов, психологов, ученых и просто всех здравомыслящих и неравнодушных людей.
Чего стоит один только эксперимент с ЕГЭ, продолжающийся уже более 10 лет, стоивший государству уйму денег и принесший немалые доходы чиновникам и разработчикам. Но Минобрнауки не останавливается на достигнутом и продолжает совершенствовать российскую систему образования. На очереди - принятие Федерального стандарта, по которому для обязательного образования в старших классах предлагается всего три предмета: физкультура, ОБЖ и "Россия в современном мире".
Анализ всех этих инициатив, включая и закон о бюджетных и автономных организациях, а также готовящийся проект закона об образовании, может стать предметом отдельной статьи. Здесь же отметим только одно: неустанные труды чиновников и методистов приводят ко все большему "забюрокрачиванию" учебно-воспитательного процесса и снижению уровня образования. Проще говоря, реформы кормят чиновников, выживают учителей и одебиливают школьников.
Защита или нападение?
Но самым масштабным по капитализации детского вопроса может стать проект по внедрению в России ювенальной юстиции. Это система, нацеленная, с одной стороны, на максимальное смягчение отношения к малолетним правонарушителям, а с другой стороны - внедрение технологии узаконенного изъятия из семьи любого (!) ребёнка под предлогом защиты его интересов.
Отдельные ювенальные технологии в России обкатываются уже с 1995 г. В общественное сознание - и прежде всего, в сознание детей - планомерно внедряются понятия, которые изменяют традиционные взгляды на семью, родителей, номы морали: "биологические отец и мать", "права детей" и т.п. Во многих школах уже сегодня работают омбудсмены - чиновники, уполномоченные по правам ребенка. В России пока нет закона, четко определяющего их права и обязанности - есть только указ Президента. Омбудсмены доверительно беседуют с детьми о детских правах и о насилии со стороны учителей и взрослых. Красочные плакаты призывают детей поверять этим чудо-чиновникам все свои семейные проблемы и "стучать" на родителей по телефону доверия. При этом, настойчиво внушая детям мысль о правах, им почему-то забывают напомнить об ответственности и об обязанностях. Система координат меняется, нравственное воспитание замещается нравственным развращением.
Сегодня, по российским законам, вмешательство омбудсменов и органов опеки в дела семьи носит пока ограниченный характер. Изъятие ребенка из семьи чаще всего используется как крайняя мера. Тем не менее, количество вполне благополучных семей, пострадавших от ретивого произвола органов опеки растет. И в ближайшее время ситуация может стать еще хуже. В конце мая 2011 г. Россия ратифицировала Гаагскую конвенцию 1980 г. В этом документе слово "родители" вообще не встречается, и уж тем более не говорится там об их правах. "Положения Конвенции сводят всю полноту отношений между родителями и детьми, государством и семьёй, всего лишь к двум аспектам - "права опеки" (право определять место жительства ребенка) и "права доступа" (право взять ребенка на ограниченный период времени в место иное, чем место его постоянного проживания) (ст.5), для достижения которых государства-участники "используют самые быстрые процедуры, имеющиеся в их распоряжении" (ст.2), а Конвенция применяется к любому ребенку до возраста 16 лет (ст.4).
Главной Целью Гаагской конвенции является "обеспечение того, чтобы права опеки и доступа, предусмотренные законодательством одного Договаривающегося государства, эффективно соблюдались в других Договаривающихся государствах" (ст.1), что в переводе с юридического языка означает приведение законодательства России в соответствие с законодательством государств-участников Конвенции, то есть всех тех, кто уже имеет у себя ювенальную юстицию и весь спектр репрессивно-карательных механизмов по отношению к институту родительства.
По сути, Конвенция узаконивает права иных лиц или государств на детей России, которые теперь смогут безнаказанно вывозиться за пределы страны и на "полном законном основании" удерживаться там навсегда, что аннулирует права родителей по отношению к собственному ребёнку". [4] Государственные и надгосударственные структуры получают фактически неограниченную власть над детьми - и их родителями. Какие открываются перспективы!
За высокое качество!
В Европе права ребенка трактуются в широком либеральном духе и любое их нарушение приравнивается к насилию над ребенком. Между тем, зачем вообще ведутся все эти разговоры о правах детей? Согласно российской Конституции, дети имеют такие же права, как и взрослые - зачем же говорить о них отдельно? - удивляется глава городского поселения Кратово Раменского муниципального района Виктор Валентинович Неволин.
Дело в том, что использование Ювенальной юстиции переводит детей в категорию товара. Речь идет не об интересах ребенка, а о том, насколько родители могут обеспечить хорошее качество этого товара: правильное питание и материальное обеспечение. При этом четких критериев и норм нет, поэтому под прицелом ювенальщиков может оказаться практически любой. Метод у них один - изъятие ребенка. Дальнейшая его судьба их не касается. Любовь и нравственность, равно как и нежелание ребенка расставаться с родителями для работников ювенальной юстиции не имеют никакого значения. [5]
Пилотный проект по выявлению "неэффективных" родителей и неблагополучных семей уже был реализован в Перми. Детей вынуждали доносить на родителей. Были развешаны объявления. За каждого отправленного в детский дом, вырванного из рук матери малыша исполнителю платили деньги (за семью, где ребенок до 7 лет - 430 руб., после 7 лет - 350 руб.), от количества разрушенных семей зависела зарплата исполнителя. [6]
Казалось бы, такой подход совершенно нелогичен: детдома в России и так переполнены, и пребывание в них почти всегда разрушает и здоровье, и психику ребенка. В том-то и дело, что конкретные интересы конкретного ребенка здесь не важны. Ювенальная юстиция - это золотое дно для международных агентств по усыновлению. Спрос на детей растет, а детдомовцы и дети из неблагополучных семей - не такой уж качественный товар. Поэтому в первую очередь дети будут изыматься из самых обычных семей, и наибольшая опасность грозит семьям многодетным - ведь их материальный уровень, как правило, не очень высок. [7]
Государство разделит с родителями права на детей
Ювенальная юстиция - это распределение прав на наших детей между родителями и государством, считает Виктор Неволин. Изменение законов, введение новых служб и подготовка специалистов требуют огромных затрат. Значительную финансовую помощь обещает Евросоюз. Между тем, если бы государство действительно было заинтересовано в будущем наших детей, более эффективно было бы вложить эти средства в программы помощи многодетным семьям, строительство детсадов и зарплату учителей. [6]
Для справки, на сегодняшний день, ежемесячное пособие по уходу за ребёнком ограничивается установленными законом минимальными и максимальными размерами. Минимальный размер пособия на первого ребенка с 1 января 2010 года составляет 2060,41 рублей, на второго, третьего и т.д. - 4120,82 рублей. Максимально допустимая величина пособия на одного ребенка составляет 13833,33 рубля [8].
Очевидно, что финансовые обязательства государства перед детьми и родителями выглядят просто смехотворно на фоне декларируемой им заботы о росте рождаемости. При этом, при грамотном подходе российские дети уже сегодня могут принести государству неплохой доход. Главный санитарный врач России Геннадий Онищенко, считает, например, перспективным использование их в качестве подопытного материал при разработке новых вакцин. Он предлагает ввести в стране такой порядок, при котором вакцинация станет насильственной и обязательной для всех детей, невзирая на мнение родителей.
"Уже сейчас запущен механизм рекламы средств для прививок "против рака шейки матки" - "Гардасил" и "Церварикс", которые Правительству РФ настойчиво предлагается ввести в национальный план. Как следует из информационных материалов, озвученных рядом врачей, цена одной дозы "Гардасила" $360, поэтому неслучайно в Великобритании девочкам-подросткам предлагается "взятка" в размере 45 фунтов стерлингов за прививку против рака шейки матки, а молодым женщинам будут даваться ваучеры, если у них есть 3 инъекции; 22500 фунтов выделено там сейчас на экспериментальный проект.
При этом срок использования вакцины слишком мал для того, чтобы говорить о её эффективности, а несчастных случаев предостаточно. Врачи считают, что эта вакцина с гораздо большей вероятностью может вызвать рак и бесплодие у женщин. За кадром остаётся информация о ряде "побочных явлений": судорогах, инсультах, головокружениях, усталости, головных болях, болях в животе, мышечных болях и мышечной слабости, болях в суставах, аутоиммунных проблемах, выпадении волос, потере аппетита, изменениях личности, бессоннице. У получивших прививку появляется дрожь и слабость в руках и ногах, одышка, проблемы с сердцем, параличи, зуд, отеки, изменения физиологии, обмороки, увеличение лимфатических узлов, ночная потливость, временная потеря зрения и слуха, синдром Гиейна-Барре (редкое расстройство, вызывающее мышечную слабость).
По американским источникам информации, по состоянию на лето 2009 года было более 15000 случаев неблагоприятных реакций на "Гардасил", в том числе 48 смертных исходов, 14 девочек, которые умерли после получения Гардасила были младше 16 лет. Прибыль фармацевтической компании Merck Inc. от вакцины "Гардасил" в 2008 году была в диапазоне между $1,4 и $1,6 млрд.
Но главным в данном случае является не то, насколько надежна или плоха эта конкретная вакцина, а беспрецедентный факт создания механизма использования населения страны в качестве морских свинок, на которых ставят опыты люди, желающие заработать деньги. При этом полностью игнорируется собственная воля и намерения этого самого населения и цинично попираются все его права", - подчеркивает руководитель Межрегионального общественного движения "Семья, любовь, Отечество" Людмила Рябиченко. [4]
Чего достойны мы и наши дети?
Первые шаги по внедрению ювенальных технологий в России уже сделаны. Некоторые статьи Семейного кодекса, принятого в 1995 г. при желании могут быть обращены против родителей. Так, в статье 56 п.2 говорится, что "при нарушении прав и законных интересов ребенка, в том числе при невыполнении или при ненадлежащем выполнении родителями (одним из них) обязанностей по воспитанию, образованию ребенка либо при злоупотреблении родительскими правами, ребенок вправе самостоятельно обращаться за их защитой в орган опеки и попечительства, а по достижении возраста четырнадцати лет - в суд".
Пункт 3 этой же статьи при желании можно расценить и как призыв к доносительству: "Должностные лица организаций и иные граждане, которым станет известно об угрозе жизни или здоровью ребенка, о нарушении его прав и законных интересов, обязаны сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка. При получении таких сведений орган опеки и попечительства обязан принять необходимые меры по защите прав и законных интересов ребенка". [9]
В 1998 г. Госдумой был принят Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» ФЗ-124 [10]. В первой же его статье определяется понятие "дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации". Кроме малолетних нарушителей, беспризорников, жертв насилия и т.п. в эту категорию зачисляются также "дети, проживающие в малоимущих семьях, дети, чьи родители уклоняются от воспитания или защиты их прав и интересов, дети с психическими или физическими недостатками, дети с отклонениями в поведении". Учитывая уровень доходов большинства российского населения и увеличивающееся количество детей, страдающих серьезными заболеваниями, очевидно, что в узаконенную "категорию риска" попадают дети не только родителей-алкоголиков, например, но и родителей-безработных и родителей-инженеров, получающих совершенно официальную зарплату в 5 тысяч рублей. Согласно Статье 15 о "Защите прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации", действия родителей, "ущемляющие или нарушающие права детей, находящихся в трудной жизненной ситуации", могут быть в судебном порядке оспорены общественными объединениями и некоммерческими организациями по защите прав детей, в том числе и международными объединениями (организациями) в лице своих отделений в Российской Федерации. [10]
Присоединение к Гаагской конвенции означает, что наступление государства на семью продолжается. Оно происходит исподволь, и внимание общественности старательно отвлекается и усыпляется. Полномасштабное внедрение ювенальной юстиции изменит общую систему отношений между детьми, родителями и государством, и эти изменения затронут практически всех. Но об этом писать не принято. СМИ гораздо больше рассказывают о трагических судьбах усыновленных российских детей за рубежом и о том, как Гаагская конвенция поможет все изменить к лучшему.
В Европе ювенальные технологии действуют уже давно, но больших восторгов по этому поводу почему-то не слышно. Наоборот, коренные французы и немцы все менее охотно заводят детей. Быть может, одной из причин этого являются именно ювенальные органы, которые проявляют к ним гораздо больше внимания, чем к неблагополучным и менее цивилизованным эмигрантам из Турции и Алжира.
Ювенальная юстиция в России может стать последней каплей, которая переполнит чашу терпения народа. Не исключено, что "детский вопрос" послужит одной из козырных карт в вялотекущей предвыборной борьбе за президентское кресло.
По материалам сайтов:
1. http://www.spravedlivo.ru/news/anews/13503.php - сайт партии Справедливая Россия
2. http://rus.ruvr.ru/2011/06/06/51339706.html
3 http://kprf.ru/crisis/67170.html сайт КПРФ
4. http://www.semlot.narod.ru/news.html - сайт межрегионального общественного движения Семья, Любовь, Отечество
5. http://radio-mo.ru/rr-ramenskaya/31754.html
6. http://vladimir.mk.ru/article/2011/05/11/587957-ostorozhno-yuvenalnaya-yustitsiya.html
7. Нужна ли России ювенальная юстиция? http://www.kapital-rus.ru/articles/article/177861
8. http://mk.tula.ru/articles/a/5578/
9. http://www.consultant.ru/popular/family/20_14.html#p457
10. http://base.garant.ru/179146/2/#200
11. http://www.pravmir.ru/deputat-oksana-dmitrieva-semejnye-konflikty-nelzya-reshat-zakonodatelnym-putem/
Написать комментарий