28 МАР, 14:11 МСК
USD (ЦБ)    92.5919
EUR (ЦБ)    100.2704


Взлет китайской экономики: масштабы и истоки

28 Июня 2010 9674 1 Экономика
Взлет китайской экономики: масштабы и истоки

Китайская экономика медленно, но верно идет к тому, чтобы стать самой большой в мире. Одновременно она трансформируется в качественном плане. Какие программы и как проводились китайским руководством для достижения таких результатов? Чего можно ожидать от Китая в будущем?

Китайская Народная Республика занимает второе место в мире по величине номинального ВВП, третье место по территории и является самой густонаселенной страной мира. Численность населения превышает 1,3 млрд. человек и продолжает расти. По прогнозам экспертов, к 2020 году китайская экономика обгонит экономику США и станет самой сильной в мире. Но для КНР это не самоцель, а лишь средство для улучшения благосостояния своего народа.

1. Строительство дорог против региональной бедности. Еще в 80-е годы 260 миллионов китайцев проживали в абсолютной бедности. Что это значит в современном мире?

По стандартам Всемирного банка чертой бедности является отметка в 1,25 долл. в день. Даже если учитывать инфляцию и разницу в ценах на товары в различных странах, то существовать на такие деньги практически невозможно, тем более в городах. Поэтому нельзя переоценить достижения Китая на данном направлении. К 2004 году уже только 2% жителей Поднебесной (порядка 26 миллионов) проживало за чертой абсолютной бедности. В отличие от неоднозначного отечественного опыта, либерализация экономики Китая, несомненно, позволила повысить качество жизни населения, несмотря на увеличение разницы между доходами бедного и богатого населения, что закономерно для всех рыночных экономик.

Достичь подобных результатов удалось за счет выделения 2 млрд. долларов ежегодно на развитие самых отсталых и бедных уездов, самозанятости, создание новых рабочих мест и борьбу с безграмотностью.

Особенностью столь крайней бедности в КНР являлась ее локализация в самых труднодоступных и отдаленных регионах Центрального и Западного Китая, где время как будто остановилось. А ведь именно на эти районы приходится 84% территории и 64% населения страны! В самых глухих уездах среди труднодоступных пустынь, горных цепей и лесистых плато, где нет электричества, связи и даже дорог, нет перспектив для инвестиций, что является тупиком в развитии. Поэтому усилия правительства были сосредоточены на развитии товарного производства и сети дорог на селе, чтобы можно было все районы, в которых проживают китайцы, подключить к экономическому развитию.

В 1981 г. общая протяженность автомобильных дорог в Китае составляла 900 тыс. километров, большая часть – низкого качества; скоростных магистралей практически не было. К 2008 году протяженность автомобильных дорог в Китае увеличилась на 1 млн. км и составила 1,9 млн. км, из которых на автодороги с твердым покрытием пришлось 1,6 млн. км. Общая протяженность асфальтированных и бетонных автодорог в сельских районах страны достигла 0,7 млн. км.

В период 2006–2010 гг. в Китае запланировано строительство и реконструкция сельских автодорог общей протяженностью в 1,2 млн. км, в результате чего 95% волостей и поселков и 80% деревень будут охвачены сетью автодорог с твердым покрытием. К финансированию этого проекта под названием «План развития новых сельских автодорог» привлечен Азиатский банк развития.

Постепенно Китай превращается в мощную мостостроительную державу. В стране насчитывается 300 тыс. автодорожных мостов, в т.ч. 700 больших мостов длиной более 1000 м. По многим показателям большой мост Сучжоу-Наньтун и мост через Ханчжоуский залив стали мировыми рекордсменами. Принята программа к 2020 году проложить 300 тысяч километров сельских автомобильных дорог. Для сравнения: в России протяженность автодорог общего пользования в 2007 г. составила 724,5 тыс. км, а к 2020 году она возрастет до 1169 тыс. км. При этом площадь территории РФ в 1,8 раза превышает площадь территории КНР.

В Китае народные коммуны были распущены, а землю крестьянам разрешили передавать по наследству. В дальнейшем даже был полностью отменен сельскохозяйственный налог, что являлось весьма значительным шагом, особенно учитывая долю сельского хозяйства в экономике КНР. Министерство сельского хозяйства создало в 592 бедных уездах 100 образцово-показательных животноводческих ферм и 1000 поселково-волостных предприятий. Была поставлена цель, чтобы каждая семья могла вести подсобное хозяйство и при этом, чтобы хотя бы один член семьи был вовлечен в производство или занимался ремеслом.

Позитивный результат данных преобразований очевиден: глубокая переработка сельскохозяйственной продукции на месте, производственная интеграция сельских и городских предприятий и, конечно же, 150 миллионов новых рабочих мест! А ведь именно занятость населения является ключом к преодолению социальных трудностей.

Однако все не так легко, как может показаться. Эффективно работать или заниматься ремеслом и торговать могут только обученные люди, а в зонах бедности в Китае проживают, как правило, неграмотные люди.

2. Проблема образование: медленное движение вперед. В планы КНР входило обучить грамоте все население до начала нового века, но это оказалось трудновыполнимым, потому что большинство неграмотных людей – это сельские женщины пожилого возраста. Они либо не учились никогда, либо забыли те основы, которые им преподавали на курсах ликвидации безграмотности.

Основной проблемой являлось отсутствие школ, но благодаря специальным программам, планы намеченные компартией по повышению уровня образованности реально осуществимы в ближайшие годы. Вся молодежь Китая будет грамотной, что позволит им продолжить дальнейшее развитие.

По мнению ООН, весьма поучителен для других стран китайский проект "Надежда", стимулирующий помощь горожан бедным селам. Цель: за счет добровольных пожертвований трудовых коллективов и частных лиц по данному проекту финансируется начальное образование сельских детей, строятся и укомплектовываются новые школы.

За 20 лет осуществления проекта "Надежда" на пожертвования около ста миллионов горожан в бедных уездах было построено и отремонтировано 15940 сельских школ, собрано 5,67 миллиардов юаней (курс 6-7 юаней за доллар в разные периоды), оказана помощь 3,6 млн. учащихся. Успех этой благотворительной кампании объясняется ее четкой адресностью. На 50 долларов можно обеспечить шестиклассное образование одного ребенка. На 500 долларов можно целый год содержать сельского учителя. На 15000 долларов можно отремонтировать или расширить школу в бедном уезде.

В тоже время, достигнув таких впечатляющих результатов и опережая многие страны, Китай все еще далек от вершины своих возможностей. В КНР по-прежнему наблюдается острый дефицит квалифицированных кадров, способных претворить в жизнь планы руководства страны по переходу Китая на качественно новый уровень практически во всех сферах жизни. Удельный вес высококвалифицированных рабочих не достигает 4%, а удельный вес рабочих с начальной квалификацией составляет примерно 80%. Как и в предыдущем случае, подвижки в данной области происходят крайне медленно. В деревне образуется «избыточная рабочая сила», что приводит к трудовой миграции, а регулирование трудовых отношений до принятия 1 января 2008 года нового закона о занятости было неэффективным и непрозрачным. Плюс ко всему Китайская Народная Республика остается аграрной страной, если учитывать удельный вес данной сферы в народнохозяйственном комплексе страны.

Данные проблемы затрагивают почти все направления экономического и социального развития КНР: от перехода на производство высокотехнологичной продукции до формирования новой финансовой системы. Но даже при таких сдерживающих факторах Китай показывает потрясающие темпы роста. Это позволяет с уверенностью утверждать: когда названные проблемы будут решены, Китай займет лидирующие позиции по уровню развития экономики и благосостоянию населения. По прогнозам аналитиков, это может произойти уже в 2020 году.

Андрей Миронов

Написать комментарий

правила комментирования
  1. Не оскорблять участников общения в любой форме. Участники должны соблюдать уважительную форму общения.
  2. Не использовать в комментарии нецензурную брань или эвфемизмы, обсценную лексику и фразеологию, включая завуалированный мат, а также любое их цитирование.
  3. Не публиковать рекламные сообщения и спам; сообщения коммерческого характера; ссылки на сторонние ресурсы в рекламных целях. В ином случае комментарий может быть допущен в редакции без ссылок по тексту либо удален.
  4. Не использовать комментарии как почтовую доску объявлений для сообщений приватного характера, адресованного конкретному участнику.
  5. Не проявлять расовую, национальную и религиозную неприязнь и ненависть, в т.ч. и презрительное проявление неуважения и ненависти к любым национальным языкам, включая русский; запрещается пропагандировать терроризм, экстремизм, фашизм, наркотики и прочие темы, несовместимые с общепринятыми законами, нормами морали и приличия.
  6. Не использовать в комментарии язык, отличный от литературного русского.
  7. Не злоупотреблять использованием СПЛОШНЫХ ЗАГЛАВНЫХ букв (использованием Caps Lock).
Отправить комментарий
B
29.06.2010 0 0
Boriss:

Я считаю, молодцы что так страну поднимают. У нас только опускают все что можно - образование скоро платное будет и грамотность нам будет только сниться.



Капитал страны
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Отметьте самые значимые события 2021 года:
close
check_box check_box_outline_blank Демонстратор будущего двигателя для многоразовой ракеты-носителя в Свердловской области
check_box check_box_outline_blank Демонстратор нового авиадвигателя ПД-35 в Пермском крае
check_box check_box_outline_blank Полет МС-21-300 с крылом, изготовленным из российских композитов в Иркутской области
check_box check_box_outline_blank Открытие крупнейшего в РФ Амурского газоперерабатывающего завода в Амурской области
check_box check_box_outline_blank Запуск первой за 20 лет термоядерной установки Токамак Т-15МД в Москве
check_box check_box_outline_blank Создание уникального морского роботизированного комплекса «СЕВРЮГА» в Астраханской области
check_box check_box_outline_blank Открытие завода первого российского бренда премиальных автомобилей Aurus в Татарстане
check_box check_box_outline_blank Старт разработки крупнейшего в Европе месторождения платиноидов «Федорова Тундра» в Мурманской области
check_box check_box_outline_blank Испытание «зеленого» танкера ледового класса ICE-1А «Владимир Виноградов» в Приморском крае
check_box check_box_outline_blank Печать на 3D-принтере первого в РФ жилого комплекса в Ярославской области
Показать ещеexpand_more