Меню

06 АВГ, 19:21 МСК

Астрономы обнаружили в «пустыне нептунов» обнаженное ядро планеты-гиганта

02.07.2020 22:33
Астрономы обнаружили в «пустыне нептунов» обнаженное ядро планеты-гиганта

Астрономам представилась редкая возможность заглянуть в самое сердце чужого мира.

Впервые исследователи обнаружили обнаженное ядро гигантской планеты.

Экзопланета которой дали название TOI-849b, немного меньше по размеру, чем Нептун, но в три раза массивнее, что делает ее самой плотной планетой размером с Нептун, когда-либо обнаруженных астрономами, в соответствии с исследованием, опубликованном в журнале Nature.

TOI-849b была обнаружена телескопом Transiting Exoplanet Survey Satellite (TESS) еще в 2018 году, но только сейчас исследователи начали понимать ее «причудливые свойства», которые никогда ранее не наблюдались.

«Удивительно, что мы можем сделать такие открытия, и тем более теперь мы можем сообщить людям об этом», - рассказал Дэвид Армстронг, исследователь экзопланет из Университета Уорика (Великобритания) и ведущий автор исследования.

TOI-849b, расположенная примерно в 730 световых лет от нашей планеты, вращается чрезвычайно близко к своей солнцеподобной звезде и совершает оборот вокруг светила всего за 18 часов. Из-за того, что планета расположена на небольшом расстоянии от звезды температура на ее поверхности должна быть примерно 1500°C (2700°F).

TESS обнаружил TOI-849b, зафиксировав небольшое падение света ее звезды, когда планета проходила перед ней. Данное открытие быстро привлекло внимание исследователей, поскольку TOI-849b - это планета размером с Нептун, располагающаяся в «Нептуновой пустыни».

Наблюдения показали, что TOI-849b была намного массивнее, чем можно было бы ожидать для планеты такого размера.

Существует два возможных объяснения этой странной находки: либо планета является обнаженным ядром того, что когда-то было газовым гигантом масштаба Юпитера, либо это «неудавшийся газовый гигант».

Ядра таких планет, как Земля, обычно погребены под сотнями миль земной коры и мантии, но ядра газовых гигантов размером с Юпитер - это водовороты плотных тяжелых элементов, окруженные десятками тысяч миль газа.

Если TOI-849b когда-то была «горячим Юпитером», она могла быть лишена своей атмосферы подойдя слишком близко к своей звезде.

«Горячие Юпитеры медленно мигрируют к своим звездам-хозяевам», - объяснил Армстронг.

Когда они пересекают определенное расстояние, известное как предел Роша, приливные силы между светилом и планетой становятся настолько велики, что планета разрывается на части, что называется приливным разрушением.

Подобное разрушение могло лишить TOI-849b любой зарождающейся атмосферы, которая у нее когда-то была. Также допустимо, что планета потеряла свой статус газового гиганта из-за «событий термализации», согласно исследованию.

События термализации происходят, когда планета находится на очень эллиптической орбите, отмечают астрономы. Взаимодействие TOI-849b как со звездой, так и с планетами может объяснить отсутствие ее атмосферной оболочки.

Но ученые допустили, что возможно этот странный мир всегда был открытым ядром. Если планета сформировалась в области звездной системы, где было мало газа и пыли, или если она родилась позже в течение жизни системы, когда большая часть газа уже была собрана другими планетами, она могла не эволюционировать в газовый гигант.

Дальнейшие наблюдения за данной системой могут помочь раскрыть тайну происхождения планеты, пишет Vice.com.

Справка:

Пустыня Нептунов – данный термин относится к зоне, расположенной вблизи звезд, где планеты размером с Нептун или больше крайне редки. Данная область получает сильное излучение от звезды вследствие чего планеты не сохраняют свою газообразную атмосферу, поскольку она испаряется, оставляя только скалистое ядро.

Саудовская Аравия снова развязывает ценовую войну с Россией