22 НОЯ, 16:35 МСК
USD (ЦБ)    100.0348
EUR (ЦБ)    105.7338


Выступление вице-премьера С.Б. Иванова на заседании Правительственной комиссии по вопросам развития промышленности, технологий и транспорта 2 ноября 2007 года)

6 Ноября 2007 9664 0 Архив
Выступление вице-премьера С.Б. Иванова на заседании Правительственной комиссии по вопросам развития промышленности, технологий и транспорта 2 ноября 2007 года)

Прежде чем начать работу, я хотел бы уделить несколько минут Вашего внимания инциденту, так это назовем, который произошел на Кременчугском нефтеперерабатывающем заводе... Этот инцидент является вопиющим фактом, и мы не можем оставить его без внимания, поскольку уже достаточно давно защита интересов отечественного бизнеса за рубежом является, и наверняка будет являться одним из национальных приоритетов политики российского Правительства и государства. Совершенно также очевидно, что захват Кременчугского НПЗ, в котором присутствует значительная доля российского капитала, находится за гранью закона и может быть квалифицировано только как вооруженное рейдерство или говоря простым русским языком, беспредел.

pravitelstvo1

И в этой ситуации вызывает недоумение бездействие украинских властей. Я надеюсь, что этому бездействию будет положен конец. Вообще-то смена власти не означает безвластия. Мы очень рассчитываем на то, что ситуация будет нормализована. Совершенно очевидно, что произошедшее нанесло уже очевидный и существенный ущерб отношениям российских инвесторов с их украинскими коллегами...

В соответствии с повесткой заседания сегодня нам предстоит обсудить ряд разноплановых вопросов, имеющих важное значение для развития национальной экономики.

Первым стоит вопрос, связанный с развитием производственного комплекса отечественного атомного машиностроения. И это не случайно. Не секрет, что электроэнергетика играет одну из ключевых ролей в обеспечении экономического роста страны, об этом говорилось и вчера на заседании Правительства.

Вполне очевидно и то, что в условиях неуклонного сокращения запасов углеводородного сырья альтернативы развитию атомной энергетики в обозримом будущем не существует. Конечно, существуют планы развития гидроэнергетики и нетрадиционных источников энергии. Но давайте будем реалистами. У нас нет другого выхода. Либо мы уже в среднесрочной перспективе сможем существенно увеличить долю этого вида электрогенерации, либо в ближайшем будущем столкнемся с "энергетическим дефицитом". А это, в свою очередь, самым негативным образом скажется на всей нашей экономике, на уровне благосостояния россиян.

В связи с этим Правительством был предпринят ряд мер по дальнейшему развитию атомной энергетики.

Так, в 2007 году мы приступили к реализации Федеральной целевой программы "Развитие атомного энергопромышленного комплекса России на 2007-2010 годы и на перспективу до 2015 года".

Выполнение ее мероприятий позволит нам уже к 2015 году довести долю атомной генерации до 18 процентов, а к 2030 году выйти на 30 процентный рубеж.

То есть выйти на уровень ведущих экономик мира. Например, во Франции доля атомной энергии составляет 80% от всей вырабатываемой энергии.

Для успешного выполнения этой глобальной задачи нам "как воздух" необходим современный, конкурентоспособный производственный комплекс атомного машиностроения. Вчера на заседании Правительства Виктор Борисович докладывал о реформе электроэнергетики в целом, долю атомной генерации я уже называл. Для обеспечения ввода того объема мощностей в атомной энергетике, которое мы запланировали, только в машиностроение планируется выделение 1,5 трлн. рублей. Возникает закономерный вопрос, способна ли наша промышленность на сегодняшний день двукратно увеличить объем выпускаемой для атомной энергетики продукции. На сегодняшний день очевидно, не может, просто потому что мы в течение 20 последних лет такой объем не производили. При этом основной упор мы ставим на современном качестве продукции. Как альтернатива нашей промышленности, и мы об этом честно говорим, часть оборудования мы будем закупать за границей.

Ведь с 2012 года мы должны ежегодно сдавать в эксплуатацию по два новых энергоблока. А если говорить об общем заказе на производство основного оборудования для блоков АЭС, то с 2013 года нам необходимо будет производить уже по четыре комплекта в год - против сегодняшних двух.

Поэтому уже в ближайшее время необходимо кардинально реструктурировать производственный комплекс атомного машиностроения.

В связи с этим нам сегодня предстоит проанализировать, насколько готовы отечественные машиностроительные компании к выполнению задач по обеспечению необходимым оборудованием столь масштабного строительства энергоблоков.

На Подольском предприятии я уже подробно ознакомился с состоянием предприятия атомного машиностроения, планирую в ближайшее время посетить и Ижорский завод - ключевые предприятия модернизации отрасли.

Кроме того, нам необходимо рассмотреть - что сделано за истекший период для того, чтобы предприятия отрасли были готовы к реализации планов развития атомной энергетики. А также оценить - как при этом организовано взаимодействие энергетиков и машиностроителей.

В конечном счете, мы должны определить основные направления развития производственного комплекса атомного машиностроения на ближайшую и долгосрочную перспективу.

Теперь о втором пункте повестки дня.

В первую очередь хочу здесь отметить, что отечественное производство в сфере информационно-коммуникационных технологий сегодня находится в очень непростой ситуации.

Скажу больше - электронная промышленность России находится в структурно-технологическом кризисе.

Аналогичная ситуация складывается и на рынке средств связи и вычислительной техники.

Российские компании в основном выступают в качестве ритейлеров ("сборщиков") зарубежной техники. А те немногие предприятия, которые ее производят, не в состоянии конкурировать с зарубежными поставщиками из-за отсутствия возможности поддерживать массовое производство и качественной сервисное обслуживание.

Свою лепту в нынешнее состояние дел, тяжелое состояние дел, вносит и практическое отсутствие координации действий органов государственной власти по реализации программ развития высоких технологий.

К примеру, Минпромэнерго и Минобрнауки реализуют программы по развитию нанотехнологий и электронной компонентной базы (ФЦП).

В то же время, эти плановые документы слабо увязаны с положениями программ по созданию технопарков и технико-внедренческих экономических зон, которые создаются Мининформсвязи и Минэкономразвития. То есть у нас четыре ведомства участвуют в реализации решений по равитию высоких технологий. Здесь нужна лучшая координация.

Одним из направлений выхода из сложившейся ситуации видится дальнейшее развитие и соответствующая государственная поддержка отечественной промышленности в сфере информационно-коммуникационных технологий.

При этом хочу сказать, что господдержка - задача, требующая принципиально новых подходов и методов управления развитием данной сферы.

В настоящее время уже имеются определенные инструменты для ее осуществления.

В частности, утверждены соответствующие программы в области развития электронной компонентной базы, информационных, телекоммуникационных, нано- и других высоких технологий.

Образованы или находятся в завершающей стадии создания финансовые институты поддержки развития инновационных секторов экономики, в том числе Российский инвестиционный фонд, фонд информационно-телекоммуникационных технологий и Российская венчурная компания.

Хотел бы также обратить внимание еще на один момент.

Российские компании смогут конкурировать с зарубежными компаниями, занимать лидирующие позиции на рынке и получать максимальную прибыль только тогда, когда они сами смогут предложить рынку такую продукцию, которая станет стандартом для пользователей.

Учитывая все это, необходимо провести детальный анализ российского рынка информационно-коммуникационных технологий. И это нужно сделать с точки зрения анализа технологий и продукции, которые могут стать наиболее востребованными на рынке и у которых есть сильные конкурентные преимущества. При этом государство должно в приоритетном порядке обеспечить поддержку их продвижения на рынок. Как раз в этом я вижу смысл современной государственной поддержки той или иной отрасли. Не просто раздача денег, а поддержка современной конкурентоспособной продукции.

Важно также рассмотреть и вопрос поддержки экспорта российской информационно-коммуникационной продукции.

Сегодня у нас есть очевидное преимущество - российский экспорт программного обеспечения растет высокими темпами, т.е. в части "софтов" у нас все достаточно благополучно. И нам необходимо обеспечить реализацию мер, направленных на удержание темпов роста этой части экспорта. Это как раз и есть высокие технологии, диверсификация, инновации и снижение зависимости от продажи сырья.

Также нужно определить четкую и прозрачную политику в отношении зарубежных корпораций, которые планируют осуществить инвестиции в этой сфере в нашу экономику. Здесь нужны понятные и прозрачные правила игры.

Как видите, вопрос обширный для обсуждения и не менее важный, чем другие вопросы повестки дня.

И, наконец, последний - третий вопрос. Он посвящен организации работ по созданию Единой системы координатно-временного и навигационного обеспечения.

Эта система, как уже отмечалось сегодня, относится к стратегически важным элементам государственной инфраструктуры и имеет важнейшее значение для обороны и экономического развития страны.

И могу отметить, что на данный момент работы по созданию Единой системы продвигаются достаточно успешно.

В частности, уже разработана Концепция системы и идет проработка вопросов по ее созданию. Принят также ряд нормативных правовых актов.

Вместе с тем, есть ряд моментов, которые еще негативно сказываются на своевременном введении cистемы в эксплуатацию.

Например, до сих пор не разработаны проекты федеральных законов "О навигации" и "Об определении времени", а ведь их принятие позволило бы завершить формирование законодательной базы в области развития и использования системы.

В связи с этим сегодня мы должны рассмотреть предложения по разработке перспективной структуры координатно-временного и навигационного обеспечения, предусматривающей, в том числе, порядок взаимодействия всех элементов Единой системы, а также обсудить разработку технических предложений по определению ее облика и направлений развития до 2020 года.

(выделено редакцией интернет-журнала КАПИТАЛСТРАНЫ)

Источник: Интернет-портал Правительства Российской Федерации

Алексей Качалов

Написать комментарий

правила комментирования
  1. Не оскорблять участников общения в любой форме. Участники должны соблюдать уважительную форму общения.
  2. Не использовать в комментарии нецензурную брань или эвфемизмы, обсценную лексику и фразеологию, включая завуалированный мат, а также любое их цитирование.
  3. Не публиковать рекламные сообщения и спам; сообщения коммерческого характера; ссылки на сторонние ресурсы в рекламных целях. В ином случае комментарий может быть допущен в редакции без ссылок по тексту либо удален.
  4. Не использовать комментарии как почтовую доску объявлений для сообщений приватного характера, адресованного конкретному участнику.
  5. Не проявлять расовую, национальную и религиозную неприязнь и ненависть, в т.ч. и презрительное проявление неуважения и ненависти к любым национальным языкам, включая русский; запрещается пропагандировать терроризм, экстремизм, фашизм, наркотики и прочие темы, несовместимые с общепринятыми законами, нормами морали и приличия.
  6. Не использовать в комментарии язык, отличный от литературного русского.
  7. Не злоупотреблять использованием СПЛОШНЫХ ЗАГЛАВНЫХ букв (использованием Caps Lock).
Отправить комментарий


Капитал страны
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Отметьте самые значимые события 2021 года:
close
check_box check_box_outline_blank Демонстратор будущего двигателя для многоразовой ракеты-носителя в Свердловской области
check_box check_box_outline_blank Демонстратор нового авиадвигателя ПД-35 в Пермском крае
check_box check_box_outline_blank Полет МС-21-300 с крылом, изготовленным из российских композитов в Иркутской области
check_box check_box_outline_blank Открытие крупнейшего в РФ Амурского газоперерабатывающего завода в Амурской области
check_box check_box_outline_blank Запуск первой за 20 лет термоядерной установки Токамак Т-15МД в Москве
check_box check_box_outline_blank Создание уникального морского роботизированного комплекса «СЕВРЮГА» в Астраханской области
check_box check_box_outline_blank Открытие завода первого российского бренда премиальных автомобилей Aurus в Татарстане
check_box check_box_outline_blank Старт разработки крупнейшего в Европе месторождения платиноидов «Федорова Тундра» в Мурманской области
check_box check_box_outline_blank Испытание «зеленого» танкера ледового класса ICE-1А «Владимир Виноградов» в Приморском крае
check_box check_box_outline_blank Печать на 3D-принтере первого в РФ жилого комплекса в Ярославской области
Показать ещеexpand_more