В.В.Путин в Красноярске: главная задача – придать нашей экономике инновационный характер
13 ноября президент РФ В.В.Путин находился в Красноярске. Он встречался с преподавателями и студентами Сибирского и Южного федеральных университетов, автодорожниками, занятыми на строительстве участка объездной магистрали вокруг Красноярска, наконец, участвовал в заседании президиума Государственного совета, посвященном вопросам развития транспортной инфраструктуры страны.
Предлагаем вниманию наших читателей фрагменты высказываний В.В.Путина и других участников этих мероприятий.
Встреча с преподавателями и студентами Сибирского и Южного федеральных университетов
В.ПУТИН: Целью создания этих университетов не является простое механическое укрупнение. Целью является повышение качества образовательных услуг, качества образования, создание новой инновационной среды. Целью является создание необходимых условий для того, чтобы интегрировать науку, образование и экономику, для того, чтобы создать так называемую синергию из всех этих направлений деятельности. Целью является качественный образовательный продукт, который позволил бы решить главную задачу развития страны, придать нашей экономике инновационный характер, и, конечно, нашей задачей является приблизить крупные образовательные центры к перспективным территориям Российской Федерации, к тем, за которыми будущее. Сделать так, чтобы кадры, которые готовятся в стенах этих учебных заведений, соответствовали потребностям экономики региона и экономики страны. Сделать так, чтобы эти учебные заведения гибко реагировали на изменения на рынке труда, поставляли нужных специалистов в нужное время.
Источник: сайт «Президент России»
- Создайте группу, - посоветовал Путин студентам, - которая придумает проект производства биотоплива, и реализуйте его. Все вы будете законными миллионерами, как Билл Гейтс, а Россия станет лидером по производству биотоплива.
Источник: KP.ru
В.ПУТИН: Прежде всего, наша сегодняшняя дискуссия, ее ход и результаты показывают, что решения по поводу создания двух крупных федеральных образовательных центров на юге страны и в Сибири были обоснованными и правильными.
Надеюсь, что и студенческое сообщество также будет вести себя активным образом, для того чтобы решать эти проблемы создания новых, инновационных по своей сути образовательных центров.
И, наконец, самое главное в заключение – конечно, я только в качестве примера привел возможности развития альтернативных видов топлива и привлечение Южного федерального образовательного центра, Южного университета, хотя, как сказали, вы уже работаете в этом направлении. Но это только пример. Ведь, если вы посмотрите на то, что начертано в программе ближайших действий, на среднесрочную перспективу по развитию страны, там направлений развития гораздо больше, их десятки, а может быть, и сотни.
Должны появляться новые бизнесы, новые проекты, крупные, инфраструктурные, инновационные, в сфере извлечения и переработки ресурсов минерального сырья. Их огромное количество. И мне бы очень хотелось, чтобы объединялись усилия бизнеса и образовательной системы и науки. Чтобы мы когда-нибудь столкнулись с элементарной ситуацией, когда бизнес говорит: у нас есть мозги и деньги, но мало времени, а у вас есть и мозги, и время, пожалуйста, подготовьте для нас группу молодых специалистов, которые могли бы обосновать проект. Мы готовы обеспечить их подготовку, дадим вам возможность приобрести нужное оборудование, сделайте проект. Мы вам и в уставный капитал внесем соответствующие деньги, мы потом этих молодых ребят возьмем в бизнес, если они сделают нам хороший проект и добьются его реализации.
И чтобы у нас на основании этой синергии бизнеса, образования и науки возникли новые направления деятельности, возникли новые рабочие места, и чтобы это напрямую влияло на развитие темпов российской экономики и отражалось бы на жизни людей. Вот если мы этого добьемся, то решим ту задачу, которую поставили перед собой, создавая два новых федеральных образовательных центра.
Источник: сайт «Президент России»
Встреча с автодорожниками, занятыми на строительстве участка объездной магистрали вокруг Красноярска
ВОПРОС: О решении вопроса по тендерным торгам. Получается, что проект на определенный участок дороги – двадцать миллионов. Идут торги. Человек, чем меньше затратит финансов, он выигрывает. А по проекту там запланировано 20 миллионов. Он говорит: я за восемнадцать построю. Не вижу смысла в этих торгах. За счет этих торгов иногда получается, что выигрывают некомпетентные лица, которые не в состоянии построить данный участок дороги. Теряется зарплата людей, страдает качество дороги.
В.ПУТИН: Согласен. Это непростое решение, потому что все эти торги связаны с попыткой уйти от коррупционных схем, в основе которых лежит возможность чиновника принять единоличное решение. И законодатель, и Правительство, когда предлагали такое решение об этих торгах, исходили из того, что они должны быть сделаны на конкурсной основе для всех, кто имеет такую возможность. Но и изъяны такой системы, конечно, тоже очевидны.
Здесь у нас сегодня будет и новый Министр экономического развития, я с ней об этом тоже поговорю. Они есть, эти проблемы. Найти золотую середину достаточно сложно.
Источник: сайт "Президент России"
Вступительное слово на заседании президиума
Государственного совета, посвященном вопросам развития транспортной инфраструктуры страны (фрагменты)
В.ПУТИН: Сегодня нам предстоит обсудить широкий круг вопросов, связанных с модернизацией транспортной инфраструктуры России.
Общеизвестно, что для нашей страны с ее огромной территорией современная и передовая транспортная инфраструктура – это поистине дорога в будущее, без всякого преувеличения. Она имеет стратегическое значение для экономического роста и качественного перехода экономики к инновационному пути развития. Уже не говорю об открывающихся новых возможностях для региональной и международной кооперации. Для повышения трудовой мобильности и возможностей коммуникации, для открытия новых месторождений – это само собой разумеется.
В последнее время потребности в транспортных услугах только растут. Однако существующая инфраструктура уже не в состоянии обеспечить потребности экономики. Значительная часть объектов инфраструктуры выходит из строя, стала технически непригодной, морально устаревает. Только несколько примеров: за последние 15 лет количество действующих аэропортов в стране сократилось в четыре раза. Большая часть железнодорожного парка, воздушных и речных судов выработали предельные сроки эксплуатации. Износ основных фондов речных портов составляет от 50 до 70 процентов. А аэропортная сеть приблизилась к критической отметке в 80 процентов.
Правительству неоднократно были сформулированы поручения по развитию транспортной инфраструктуры. Кое-что в этом направлении делается, сдвиги определенные есть. Принята и реализуется Транспортная стратегия России до 2020 года. В основном одобрена Стратегия развития железнодорожного транспорта до 2030 года.
Улучшить ситуацию должны и новации в Бюджетный кодекс. Они позволяют заключать госконтракты на весь срок строительства крупных объектов.
Для опережающего развития транспортной инфраструктуры запланированных мер тоже недостаточно. Сегодня нужно четко знать: какой транспорт, какие маршруты наиболее востребованы и удобны для той или иной территории.
В то же время в каждом регионе нужно добиваться оптимального сочетания внутри- и межрегиональной транспортной инфраструктуры. И, чтобы не оказаться в положении «догоняющих», как можно более точно нужно определить и текущие транспортные потребности, и перспективы.
Далее. Нерационально и недопустимо, когда из-за стагнации рынка местных авиаперевозок около двух третей внутрироссийских авиаперелетов осуществляются через Москву. Мы понимаем, что это, во-первых, удорожает для граждан и для бизнеса все эти перевозки и, конечно, перегружает и так перегруженный мегаполис.
Без формирования государственной опорной сети аэропортов, включая крупные международные узловые центры, ситуацию не изменить.
Кроме того, важно, что интегрировать внутренние транспортные сети мы должны с международными. Я уже об этом говорил выше, хочу подчеркнуть это еще раз. Это позволит повысить экспортный потенциал, предложить нашим партнерам новые, более короткие, более выгодные пути транзита грузов и пассажиров.
Еще один важный вопрос. За последние годы значительно увеличился объем средств, выделяемых из федерального и местного бюджетов на модернизацию транспортной инфраструктуры. Однако эти вложения должны активнее подкрепляться частными инвестициями. Сделать это можно за счет внедрения современных форм частно-государственного партнерства. В некоторых регионах эта работа идет. К сожалению, идет очень медленно. Вот в Санкт-Петербурге принят закон, где наряду с концессией представлен целый ряд других перспективных вариантов и моделей партнерства. Такой позитивный опыт нужно изучать и перенимать.
Хочу обратить внимание наших коллег из Правительства, в том числе Министерства экономического развития. Знаю, как долго регионы согласовывают эти вопросы. Месяцами длятся согласования, если иногда не годами. Ходят-ходят по кабинетам. Кто-то запятую не там поставил, и опять по новому кругу запускают.
Отдельно остановлюсь на развитии транспортной сети в крупных центрах и их пригородах. В час пик они буквально задыхаются от дефицита наземного транспорта. Вывод здесь очевиден: необходима разработка комплексных программ развития пригородного и городского транспорта. И особый акцент должен быть сделан на развитии внеуличного скоростного транспорта – метрополитенов, скоростных трамваев и других современных средств. Здесь, очевидно, нужно искать новые и масштабные источники поступления внебюджетных средств. А механизмы государственно-частного партнерства должны быть реально привлекательными и выгодными не только для государства, но и для тех, кто вкладывает частные ресурсы.
Источник: Сайт «Президент России»
Заключительное слово на заседании президиума
Государственного совета, посвященном вопросам развития транспортной инфраструктуры страны (фрагменты)
В.ПУТИН: Необходимо разработать порядок передачи субъектам Российской Федерации аэродромов регионального и местного значения в целях развития авиационно-транспортной системы субъектов Российской Федерации так, как мы это сделали в Красноярске, так, как мы сделали это в Петербурге, так, как мы это сделали в других местах. Прошу Министерство транспорта и Министерство экономического развития не цепляться за ту собственность, которой мы не можем эффективно управлять. Во всем мире это делается. И у нас это нужно делать. Естественно, это должны быть взвешенные решения, там, где это просчитано, там, где это возможно, там, где это приведет к положительному результату. Но цепляться просто так не нужно за это.
Теперь речь идет о комплексе мер по созданию на территории Российской Федерации инфраструктуры крупных авиатранспортных узлов, таких, как мы собираемся делать в Красноярске. Речь идет и о Москве, и о Петербурге, о Екатеринбурге, Новосибирске, Хабаровске. Во всех этих населенных пунктах, во всех этих точках, во всех этих крупных центрах осуществление таких проектов возможно. Ну и, наконец, органам государственной власти субъектов Российской Федерации рекомендуется обеспечить разработку и утверждение комплексных программ развития пригородного и городского транспорта, предусматривающих увязку различных видов транспорта и повышение качества предоставляемых услуг. Принять необходимые решения по обеспечению государственной поддержки региональных и местных авиационных перевозок, оснащения объектов аэродромной инфраструктуры и так далее.
Уважаемые коллеги!
Обратите внимание, мы с вами сегодня обсуждаем не решение проблемы выживания. Мы сегодня с вами занимаемся проблемами развития. Совершенно очевидно для всех нас, что с точки зрения развития транспортной инфраструктуры наша страна и наша экономика являются весьма запущенными. И сегодня недостатки в транспортной инфраструктуре так же, как и недостаточность в энергетических вопросах, в энергетике, являются реальными факторами, сдерживающими наше экономическое развитие. Именно поэтому задача, которую мы с вами ставим, и тему, которую мы обсуждаем, считаю очень важной. А стратегию развития транспорта до 2030 года мы, конечно, должны принять. Разумеется, это нужно сделать в увязке со стратегией развития экономики страны хотя бы до 2020 года. Но стратегию развития транспорта нужно доработать и принять.
Источник: Сайт «Президент России»
В заседании президиума Госсовета участвовали министры правительства РФ, руководители территорий. Предлагаем вашему вниманию фрагменты некоторых выступлений.
Стратегия развития транспорта до 2030 года нуждается в обновлении и должна быть увязана со стратегией развития страны и другими стратегиями, в том числе инвестиционными. Об этом заявил губернатор Красноярского края Александр Хлопонин, который возглавляет рабочую группу президиума Госсовета по вопросу развития транспортной инфраструктуры РФ.
«Нам нужна сильно обновленная стратегия развития транспорта до 2030 года, причем она должна быть увязана со стратегией развития страны, федеральной схемой территориального планирования, стратегиями развития регионов, инвестиционными стратегиями государственных и частных компаний, всеми государственными инвестиционными инструментами федерального и регионального уровней».
По его мнению, стране «необходимо вернуться к концепции строительства новых полноценных магистральных инфраструктурных створов, на базе которых могли бы комплексно развиваться десятки не только сырьевых, но, прежде всего, индустриальных проектов».
При этом Хлопонин обозначил 4 основных вектора развития экономической географии России: пояс нового сырьевого освоения страны, который постепенно сдвигается на восток и на север, пояс новой индустриализации, агломерации и порты. «Все эти четыре вектора уже сформировались и требуют совершенно адресных усилий по развитию транспортной инфраструктуры».
Территориальные преимущества России, по словам главы Красноярского края, дадут России «возможность интегрироваться в международные интермодальные транспортные коридоры и занять уникальное положение на пересечении транзитных потоков между Европой, Азией и Америкой». В то же время более активное использование Северного морского пути позволит сократить время доставки массовых грузов из Северной Америки и будет способствовать освоению российского арктического шельфа.
Хлопонин признал, что для реализации всех этих возможностей необходимо решить ряд инфраструктурных проблем. Ключевое значение будет играть формирование мощной сети опорных аэропортов — хабов, крупные города могут стать центрами экономики услуг, инноватики, финансовыми управленческими центрами.
«Все эти масштабные задачи потребуют очень серьезного финансирования», — подчеркнул губернатор, отнеся к потенциальным возможностям растущий арсенал инструментов государственно-частного партнерства, таких как Инвестиционный фонд, особые экономические зоны, концессии и появление Банка развития.
Источник: Росбалт
Глава Минтранса РФ Игорь Левитин предложил использовать выпуск транспортных облигаций для привлечения инвестиций в отрасль.
Идею Левитина поддержала глава МЭРТ Эльвира Набиуллина, которая высказалась, в частности, за выпуск дорожных облигаций. По мнению министра, «если проект с длительным периодом окупаемости имеет высокую коммерческую составляющую, то можно выпускать облигации под эти проекты».
Со своей стороны, вице-премьер, глава Минфина РФ Алексей Кудрин заметил, что российский финансовый рынок готов сегодня генерировать облигационные займы под инфраструктурные объекты. «Это и платные дороги, и железнодорожные участки, и авиационные проекты, связанные с модернизацией аэропортовой инфраструктуры. Они, в конечном счете, окупаемы, и их коммерческая составляющая позволяет выпустить такие облигации», — сказал он, предложив «поставить задачу по выходу на такие плотные проекты».
Левитин также сообщил, что инвестиции в развитие транспортной системы до 2030 года составят до 4,3% ВВП, из них 2,2% ВВП — средства федерального бюджета. По его словам, доля транспорта в ВВП составит порядка 4 трлн. рублей.
Он отметил, что Минтранс намерен разработать комплексную программу развития транспорта до 2030 года, в основу которой ляжет федеральная целевая программа (ФЦП) «Развитие транспортной системы РФ 2010-2015 гг.».
«Разработка стратегии позволит скоординировать работу всех видов транспорта, а также согласовать схему территориального развития транспортной системы со схемой развития регионов», — подчеркнул Левитин.
По его данным, инвестиции в транспорт в 2007 году составят 770 млрд. рублей, что на 43% превышает показатель прошлого года.
В свою очередь, Кудрин сообщил, что максимальный объем финансирования ФЦП «Развитие транспортной системы РФ 2010-2015 гг.» предполагает увеличение расходов бюджета на 75% уже к 2010 году. Окончательные параметры программы будут согласованы к маю будущего года, добавил вице-премьер.
Источник: Росбалт
Написать комментарий