28 ДЕК, 01:07 МСК
USD (ЦБ)    99.6125
EUR (ЦБ)    103.9416


Время не ждет.

21 Февраля 2008 9668 0 Архив
Время не ждет.

Особенности российского госуправления - скучная тема. Диверсификация экономики и инновационный скачок, который мы собираемся осуществить в ближайшие годы, гораздо интереснее. Но, к сожалению, именно особенности госуправления до сих пор мешали заработать институтам развития. Первые заявки в инвестфонд поступили в мае 2006 г., а закон о концессиях был принят в середине 2005 г. Но эти инструменты во многом остаются планами в красивых концепциях правительства. Хотя объективных препятствий реализации планов вроде бы нет.

Одобрено финансирование из инвестфонда 20 проектов на сумму 342,6 млрд руб. Но проверка Счетной палаты в конце прошлого года показала, что - за вычетом капитализации Российской венчурной компании - реально компании получили из фонда 750 млн руб. Сначала желающие воспользоваться господдержкой старательно изучали новые для себя понятия - бюджетная эффективность и дисконтированный доход - и коробками носили в Минэкономразвития документы. Пройдя этапы отбора, они не получали денег из-за отсутствия формальных постановлений правительства. А потом инвестфонд переподчинили Минрегионразвития, и министр Дмитрий Козак предложил другой подход к отбору проектов - на основе приоритетности, а не очередности и большей самостоятельности регионов.

С концессиями примерно такая же проблема. Сначала правительство долго принимало типовые концессионные соглашения. Первым проектом должен был стать "Западный скоростной диаметр" (ЗСД) в Петербурге - конкурс был объявлен еще в ноябре 2006 г. Но вчера комиссия в четвертый раз перенесла подведение итогов (теперь на 23 апреля), внеся изменения в конкурсную документацию. Городской комитет по инвестициям и стратегическим проектам объясняет это изменением цены дороги: за время проведения конкурса она подорожала с 54 млрд руб. до 155 млрд руб. Администрация Петербурга направляла заявку в Минэкономразвития об увеличении суммы финансирования, но там как раз сменился министр, и всем пока не до того.

При этом само по себе частно-государственное партнерство вызывает интерес: пока речь идет не о каких-нибудь высокотехнологичных продуктах, а о масштабных сырьевых проектах либо инфраструктуре. Многие компании выразили готовность разделить с государством риски, если оно возьмет на себя часть расходов.

На строительство того же ЗСД есть четыре претендента - консорциумы с участием крупнейших мировых строителей инфраструктуры.

С одной стороны, неплохо, что деньги тратятся медленно. Просто взять их и быстро поделить не составило бы труда. Значит, их хотят потратить с пользой. Это особенно важно, поскольку госкорпорации выведены за рамки бюджета. Принять решение, скажем, об увеличении стоимости проекта в них будет просто - у них свои уставные капиталы, наблюдательные советы и даже у каждой свой закон.

С другой стороны, масштабы задач, которые ставит перед собой и правительством будущий премьер, таковы, что с медлительным госаппаратом они просто не будут решены. Тем более что после президентских выборов намечается новая перетряска структуры госорганов. Когда это произошло в последний раз в 2004 г., чиновники год переучивались работать. Сейчас на это нет времени, если мы действительно хотим конкурировать на равных в каких-то областях. Взять, например, нанотехнологии. Многие мировые ученые подтверждают, что действительно за ними будущее и верно делать на них ставку. Но в развитых странах уже отработаны механизмы венчурного финансирования и коммерциализации научных достижений, а нам придется учиться в процессе. Одной госкорпорации и щедрой бюджетной поддержки будет мало, понадобится масса системных идей и решений в области науки и образования. На ручном управлении и эмоциях по поводу открывшихся перспектив двигаться дальше уже не получится.



Источник: Ведомости №32 от 21.02.2008

Алексей Качалов

Написать комментарий

правила комментирования
  1. Не оскорблять участников общения в любой форме. Участники должны соблюдать уважительную форму общения.
  2. Не использовать в комментарии нецензурную брань или эвфемизмы, обсценную лексику и фразеологию, включая завуалированный мат, а также любое их цитирование.
  3. Не публиковать рекламные сообщения и спам; сообщения коммерческого характера; ссылки на сторонние ресурсы в рекламных целях. В ином случае комментарий может быть допущен в редакции без ссылок по тексту либо удален.
  4. Не использовать комментарии как почтовую доску объявлений для сообщений приватного характера, адресованного конкретному участнику.
  5. Не проявлять расовую, национальную и религиозную неприязнь и ненависть, в т.ч. и презрительное проявление неуважения и ненависти к любым национальным языкам, включая русский; запрещается пропагандировать терроризм, экстремизм, фашизм, наркотики и прочие темы, несовместимые с общепринятыми законами, нормами морали и приличия.
  6. Не использовать в комментарии язык, отличный от литературного русского.
  7. Не злоупотреблять использованием СПЛОШНЫХ ЗАГЛАВНЫХ букв (использованием Caps Lock).
Отправить комментарий


Капитал страны
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Отметьте самые значимые события 2021 года:
close
check_box check_box_outline_blank Демонстратор будущего двигателя для многоразовой ракеты-носителя в Свердловской области
check_box check_box_outline_blank Демонстратор нового авиадвигателя ПД-35 в Пермском крае
check_box check_box_outline_blank Полет МС-21-300 с крылом, изготовленным из российских композитов в Иркутской области
check_box check_box_outline_blank Открытие крупнейшего в РФ Амурского газоперерабатывающего завода в Амурской области
check_box check_box_outline_blank Запуск первой за 20 лет термоядерной установки Токамак Т-15МД в Москве
check_box check_box_outline_blank Создание уникального морского роботизированного комплекса «СЕВРЮГА» в Астраханской области
check_box check_box_outline_blank Открытие завода первого российского бренда премиальных автомобилей Aurus в Татарстане
check_box check_box_outline_blank Старт разработки крупнейшего в Европе месторождения платиноидов «Федорова Тундра» в Мурманской области
check_box check_box_outline_blank Испытание «зеленого» танкера ледового класса ICE-1А «Владимир Виноградов» в Приморском крае
check_box check_box_outline_blank Печать на 3D-принтере первого в РФ жилого комплекса в Ярославской области
Показать ещеexpand_more