22 ДЕК, 14:10 МСК
USD (ЦБ)    103.4207
EUR (ЦБ)    107.9576


Санкциями Запад лишает Россию нефтедобычи в Арктике?

3 Сентября 2014 9702 2 Экономика
Санкциями Запад лишает Россию нефтедобычи в Арктике?

Как запрет на поставки оборудования и технологий скажется на российской нефтедобыче в Арктике? Сможет ли Россия найти замену западным технологиям у азиатских нефтесервисных компаний? Получится ли осваивать крупные месторождения без западных партнеров?

Кому и что запретили?

Очередной пакет западных санкций должен, по замыслу их инициаторов, нанести как можно более ощутимый удар по одному из главных столпов российской экономики – нефтедобывающей отрасли. Правда, к этой заветной цели США и Евросоюз идут несколько разными путями.

Евросоюз запрещает поставку российским компаниям оборудования и технологий для «глубоководных», «арктических» и «сланцевых проектов». При этом четкого определения этих понятий Брюссель не предоставляет, так что трактовка возможна самая разная. К «арктическим», например, можно отнести месторождения не только на арктическом шельфе в Северном Ледовитом океане, но и вообще за полярным кругом, а таких в России немало. К ним относится, в том числе Ванкорское месторождение – крупнейшее из введенных в эксплуатацию за последние 25 лет. В 2013 году на нем было добыто 21,4 млн тонн нефти, а за первые шесть месяцев 2014 года доля Ванкора составила 11% от общей добычи разрабатывающей его «Роснефти».

Штаты, напротив, вводят весьма четкие – но при этом весьма жесткие – ограничения, под которые, со всей очевидностью, попадают очень многие российские проекты. Так, «глубоководными» считаются проекты на глубине более 500 футов (152,4 м) – по меркам нефтяной отрасли это относительно неглубоко. При этом запрет распространяется не только на продукцию и технологии для табуированных проектов, но и на те случаи, когда экспортер не может точно указать, в каких проектах будет использовано оборудование. Под запрет, в частности попадает предоставление данных сейсморазведки и ПО для их анализа. Запрещенные к экспорту технологии и оборудование для горизонтального бурения и гидроразрыва пласта используются не только в сланцевых проектах, но и для повышения эффективности нефтедобычи на зрелых месторождениях Западной Сибири, отмечает рейтинговое агентство Fitch. Причем масштабы их применения возрастают по мере истощения запасов нефти. Если в 2011 году горизонтальным методом были пробурены лишь 4% скважин «Газпромнефти», то в 2013 году этот показатель увеличился уже до 42%. Таким образом, ограничение доступа к западным технологиям и оборудованию может привести к общему падению уровня нефтедобычи в России, полагают эксперты.

Спор за Арктику

Тем не менее, главной мишенью санкций служат все же проекты по добыче нефти на арктическом шельфе. И это вполне понятно: по оценкам геологов, здесь сосредоточено до 80% потенциальных углеводородных запасов России. По мере истощения более доступных месторождений актуальность арктических проектов возрастает не только для России, но и для остальных стран, ведь под дном Северного Ледовитого океана хранится до 25% мировых запасов нефти и газа, при этом российский континентальный шельф содержит около четверти всех шельфовых запасов углеводородного сырья в мире.

Так что борьба за Арктику год от года становится все острее – вплоть до увеличения военного присутствия всех заинтересованных сторон. Спор о принадлежности арктических территорий до сих пор не разрешен, и искушение использовать военную силу в качестве одного из аргументов с каждым годом возрастает. Так, Канада, точнее ее министр иностранных дел Джон Бэрд, в августе 2014 года, заявил о намерении защищать свой суверенитет в Арктике даже с оружием в руках. Угроза же суверенитету, по словам главы канадского МИДа, исходит от России, наращивающей военное присутствие в Арктике. Регулярные учения вооруженных сил с целью потенциальной защиты суверенитета в этом регионе Канада проводит уже с 2008 года и Россию на них принципиально не приглашает.

В свою очередь Россия намерена возрождать в Арктике военную инфраструктуру и инфраструктуру МЧС, мотивируя это необходимостью обеспечить безопасность – причем не только для судов в северных водах, но и для страны в целом. Такая забота о безопасности тоже вполне резонна. В северных водах у берегов Норвегии сосредоточены ударные подводные лодки США. «Подлетное время до Москвы ракет с этих лодок 15-16 минут», – напомнил на форуме «Селигер-2014» президент России Владимир Путин.

Возрождение российского Севера

В начале прошлого года российское правительство утвердило стратегию развития Арктики до 2020 года. Для ее реализации будет создан специальный госорган. В рамках программы реанимируется ряд отложенных ранее транспортных проектов по строительству железных дорог и планируется восстановить разрушенную за последние пару десятилетий инфраструктуру, в частности аэродромы, которые будут использоваться и для обслуживания Севморпути.

Разработка арктических месторождений также вполне вписывается в эту стратегию. Программа освоения углеводородов на континентальном шельфе России предусматривает к 2030 году доведение уровня добычи нефти и газоконденсата до 10 млн тонн, газа – до 170 млрд кубометров в год. В качестве основных районов добычи определены Баренцево море, Обская и Тазовская губы. Российские власти намерены стимулировать разработку нефтегазовых месторождений на шельфе Арктики посредством долгосрочных налоговых льгот.

Освоение шельфовых месторождений предусматривает значительный рост заказов для отечественных предприятий. «Роснефть» уже заявила, что предполагает обеспечить локализацию до 70% оборудования, и аннонсировала заказы на более чем 20 наименований судов и авиатехники и на 30 позиций в сегменте нефтепромыслового и бурового оборудования. Только в Архангельской и Мурманской областях, а также в Ямало-Ненецком автономном округе в выполнении заказов компании будет задействовано более 100 предприятий.

Первую партию добытой на шельфе нефти (70 тонн) уже отгрузил «Газпром» – в апреле 2014 года с платформы «Приразломная» в Печорском море. К концу года общий объем добытой на платформе нефти должен составить более 300 тыс. тонн.

«Роснефть» приступила к разведочному бурению на своем участке в Карском море в начале августа 2014 года. По оценкам экспертов, Карская морская нефтеносная провинция по объему ресурсов превзойдет такие нефтегазоносные провинции, как Мексиканский залив, бразильский шельф, арктический шельф Аляски и Канады, и сравнима со всей текущей ресурсной базой Саудовской Аравии.

Иностранные партнеры

Примечательно, что несмотря на объявленные Западом санкции, разработку арктического шельфового месторождения «Роснефть» ведет в партнерстве с американской компанией ExxonMobil. В июне этого года глава ее российского подразделения Глен Уоллер сообщил, что в случае обнаружения нефти и газа в Арктике, компания намерена «в разы» увеличить инвестиции освоение Арктики. Американские ограничения более жесткие, чем европейские, и не предусматривают никаких «льгот», в том числе и для контрактов, заключенных до 6 августа 2014 года. Но судя по всему, ExxonMobil это пока не пугает.

Буровая платформа West Alpha, которая используется в Карском море, была поставлена норвежской компанией North Atlantic Drilling, с которой «Роснефть» 30 июля 2014 года заключила долгосрочные соглашения по бурению на шельфе. Оно предусматривает, в частности, привлечение шести морских буровых установок на период до 2022 года. Норвегия в середине августа присоединилась к санкциям ЕС, но экспорт попавших под санкции технологий и оборудования может быть все же разрешен, если эти поставки связаны с исполнением обязательств, вытекающих из соглашений или контрактов, заключенных до 16 августа 2014 года. Несмотря на угрозу ужесточения санкций, партнерство «Роснефти» и North Atlantic Drilling Ltd (NADL) , задекларированное еще в мае на Петербургском экономическом форуме, продолжает развиваться. В конце августа российская компания сообщила о планируемой покупке 30% доли в NADL, норвежцы при этом получат выход на рынок наземного бурения в России. NADL и «Роснефть» стремятся сформировать стратегическое партнерство с акцентом на нефтегазовые шельфовые проекты в России, считает аналитик норвежского банка ABG Sundal Collier Лукас Доль. Сотрудничать с «Роснефтью» продолжит и другая норвежская компания – Statoil. В российских шельфовых проектах она имеет долю в 33,3% и оплачивает геологоразведку. Санкции могут привести к задержке в реализации некоторых проектов, признает главный исполнительный директор норвежской компании Хельге Лунд. Сама же «Роснефть» в рамках партнерства пока может свободно работать на норвежском континентальном шельфе. В середине августа российская и норвежская компании начали разведку на участке Pingvin в норвежской части Баренцева моря.

«Санкции нанесут ущерб не только российским компаниям, но и их иностранным партнерам. Обидно, что нарушаются отношения, нарабатывавшиеся не одно десятилетие. Восстановить их потом будет стоить большого труда, – сожалеет научный руководитель Института арктических нефтегазовых технологий РГУ нефти и газа им. Губкина Анатолий Золотухин. – Понятно, что западные компании не хотят отказываться от сотрудничества, ведь оно было взаимовыгодным: они поставляли нам оборудование, и получали от нас ресурсы».

Дело за государством

Для преодоления санкций существуют разные обходные пути. Большинство поставщиков производят оборудование в Китае или других азиатских странах и могут поставлять его в Россию через азиатского посредника. Да и сами азиатские производители не упустят возможности расширить свое присутствие на российском рынке. Ряд китайских компаний уже выразил надежду на существенный рост поставок в Россию.

Запрет на импорт оборудования и технологий для российских компаний будет, конечно, болезненным, но не критичным, считают эксперты. Доля импортного оборудования в добыче нефти и газа в России, по данным Минэнерго, составляет до 24%, в шельфовых проектах она гораздо выше, но все же не 100%. «Мы можем обеспечить себя оборудованием и технологиями либо отечественного производства, либо используя абсолютно необходимые их элементы из стран Центральной и Южной Америк и Азиатско-Тихоокеанского региона, – считает Анатолий Золотухин. – Конечно, это поначалу будет сложнее, дольше и дороже, но мы вполне можем со всем справиться, у нас есть для этого ресурсы – и сырьевые, и человеческие, и научные, и производственные. У нас есть и хорошие технологии, и неплохие трубы, и буровые вышки выпускаются на наших верфях – пусть пока с частичным использованием зарубежных технологий, но постепенно их можно заменить отечественными».

По мнению ученого, сегодня очень многое зависит от правительства. Государству нужно грамотно сформулировать задачу и участвовать в ее решении, чтобы не отдать все на откуп бизнесу, ориентированному лишь на узкие частные интересы. Нужно также хорошо проанализировать возможности рынка. Сегодня для замены попавшего под санкции оборудования есть множество вариантов. Это не только Китай, о котором все говорят, но и другие производители в Юго-Восточной Азии, в частности, Южная Корея. Хорошее оборудование производит Южная Америка – в первую очередь, Бразилия.

Галина Яшина

Написать комментарий

правила комментирования
  1. Не оскорблять участников общения в любой форме. Участники должны соблюдать уважительную форму общения.
  2. Не использовать в комментарии нецензурную брань или эвфемизмы, обсценную лексику и фразеологию, включая завуалированный мат, а также любое их цитирование.
  3. Не публиковать рекламные сообщения и спам; сообщения коммерческого характера; ссылки на сторонние ресурсы в рекламных целях. В ином случае комментарий может быть допущен в редакции без ссылок по тексту либо удален.
  4. Не использовать комментарии как почтовую доску объявлений для сообщений приватного характера, адресованного конкретному участнику.
  5. Не проявлять расовую, национальную и религиозную неприязнь и ненависть, в т.ч. и презрительное проявление неуважения и ненависти к любым национальным языкам, включая русский; запрещается пропагандировать терроризм, экстремизм, фашизм, наркотики и прочие темы, несовместимые с общепринятыми законами, нормами морали и приличия.
  6. Не использовать в комментарии язык, отличный от литературного русского.
  7. Не злоупотреблять использованием СПЛОШНЫХ ЗАГЛАВНЫХ букв (использованием Caps Lock).
Отправить комментарий
С
05.09.2014 0 0
Сергей:

Какая Мурманская обл.Развал полнейший,Архангельская то-же АУ.Кто и где работать будет на КОЛЕНКЕ наверное.

А
03.09.2014 0 0
А.А. Зимин:

Пиндюшатам нужно, чтобы конкурентам были доступны лишь дорогие э/носители. А сделка Иран-РФ всю малину... Пичалька.



Капитал страны
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Отметьте самые значимые события 2021 года:
close
check_box check_box_outline_blank Демонстратор будущего двигателя для многоразовой ракеты-носителя в Свердловской области
check_box check_box_outline_blank Демонстратор нового авиадвигателя ПД-35 в Пермском крае
check_box check_box_outline_blank Полет МС-21-300 с крылом, изготовленным из российских композитов в Иркутской области
check_box check_box_outline_blank Открытие крупнейшего в РФ Амурского газоперерабатывающего завода в Амурской области
check_box check_box_outline_blank Запуск первой за 20 лет термоядерной установки Токамак Т-15МД в Москве
check_box check_box_outline_blank Создание уникального морского роботизированного комплекса «СЕВРЮГА» в Астраханской области
check_box check_box_outline_blank Открытие завода первого российского бренда премиальных автомобилей Aurus в Татарстане
check_box check_box_outline_blank Старт разработки крупнейшего в Европе месторождения платиноидов «Федорова Тундра» в Мурманской области
check_box check_box_outline_blank Испытание «зеленого» танкера ледового класса ICE-1А «Владимир Виноградов» в Приморском крае
check_box check_box_outline_blank Печать на 3D-принтере первого в РФ жилого комплекса в Ярославской области
Показать ещеexpand_more