Facebook
Капитал страны
Капитал Страны
ENGLISH
Меню
03 ДЕК, 16:48 МСК
USD (ЦБ)    75,5379
EUR (ЦБ)    88,9960

03 ДЕК, 16:48 МСК
USD (ЦБ)    75,5379
EUR (ЦБ)    88,9960


Рейтинги российских вузов: перевернутая пирамида

30 Ноября 2011 8708 0 Наука и технологии
Рейтинги российских вузов: перевернутая пирамида

В Советском союзе насчитывалось 2,5 млн студентов. В сегодняшней России – 8 млн. В совокупности советские вузы предлагали 10 тысяч учебных программ. Сейчас их количество возросло до 32 тысяч. Не утрачивается ли за количеством качество? И насколько новый рейтинг «Лучшие образовательные программы инновационной России» улучшит положение дел?

Образовательный бум последних 15 лет беспрецедентен в истории России. Его масштаб нельзя сравнить даже с индустриализацией 30-х годов XX века. Дело в том, что в России порядка 600 действующих вузов прошедших государственную аккредитацию и немалый процент от этого числа работают без аккредитации. Большинство из них имеют сомнительные и не прошедшие государственную проверку образовательные программы. И так как любая попытка составления рейтинга упирается в давно известную вертикаль, по которой столичные вузы на много голов выше своих региональных конкурентов, инициативная группа экспертов выработала совершенно иной подход. Так появился проект «Лучшие образовательные программы инновационной России».

Во-первых, акцент был смещен с совокупности достижений, предлагаемых условий и стоимости обучения в конкретном вузе на учебные программы, реализующиеся в его стенах. «Команда сделала интересный ход, она пошла не формальным путем, а выбором программ», – говорит вице-президент РАО, академик РАО Виктор Болотов. Это позволило обойти стереотипы устоявшихся брендов и выстроить рейтинг по кластерам и в горизонтальной плоскости. Во-вторых, проект удачно подвязали к необходимым специальностям для осуществления модернизации и индустриализации. Таким образом, были установлены не только вузы лучшие в стране, но лидирующие в регионах и по специальностям. В результате проведенного исследования был издан справочник, который планируется распространять бесплатно, с целью предоставить абитуриенту нужные ориентиры.

 

Исследование происходило следующим образом: две тысячи человек из Гильдии экспертов в сфере профессионального образования оценивали по качественным критериям 32544 учебные программы, из которых 2034 попали в справочник. Кстати, только 81 программа принадлежит ведущим российским вузам МГУ и СПбГУ. «Это не попытка играть с индикаторами, а экспертное мнение», – подчеркивает Виктор Болотов. Наибольшее количество программ пришлось на область экономики и управления. Меньше всего – на педагогические науки, что закономерно, ведь уже упомянутый список важных для модернизации профессий, который был опубликован на сайте правительства, не включает учителей и врачей. Без них все больше и больше обходится образование, сильно зависящее от платежного спроса. К тому же на некоторых направлениях количество бюджетных мест превышает число абитуриентов, а 26,7% вузов не получили в ходе голосования ни одного экспертного голоса.

По сути, подобный рейтинг исходит из того, что большинство желающих получить высшее образование вынуждено смотреть на общероссийский рейтинг, а не на региональный. Более того, в нем предлагается конструктивная альтернатива: в дополнение государственной аккредитации образовательные программы вузов получают общественно-профессиональную оценку. Но заместитель директора Национального центра общественно-профессиональной аккредитации Галина Мотова говорит, что в силу увлеченности статистическими показателями «у нас никогда не была сформирована культура экспертной оценки».

Из-за этого, выясняя, что более пригодно для оценки – количество или качество, некоторые задаются вопросом, чем определять качественные характеристики. В будущем из-за складывающейся демографической ситуации и высокой конкурентности рынка высшего образования вузы должны будут проводить мониторинг трудоустройства своих выпускников и еще со школьной скамьи привлекать лучших абитуриентов. Возможно наилучшим показателем станет средняя зарплата выпускников того или иного направления. Поэтому к методу выявления качества лучших образовательных программ можно тоже предъявить претензии. Например, одна из них заключается в том, что экспертное сообщество методом голосования установило некие стереотипы восприятия и об объективной картине в таком случае речь не идет.

Так же легко поддается критике мнение, будто 32 тысячи образовательных программ это слишком много. В условиях сужения специализаций и того, что постиндустриальное общество насчитывает около 30 тысяч профессий, а в развитых странах существует порядка миллиона социальных персон, на которые влияет, в том числе и полученная профессия, количество образовательных программ не вызывает ощущения переизбытка.

Сработает ли проект «Лучшие образовательные программы инновационной России», поможет ли он вернуть образованию функцию социального лифта и, в конечном счете, обеспечить модернизацию и индустриализацию необходимой профессиональной базой – вопросы далекой перспективы. Пока же главным достижением проекта является то, что региональные абитуриенты смогут посмотреть на российское образование в другом разрезе – поперечном, и получить достойное и востребованное образование, не выезжая за переделы своего региона.

 

 

Статьи по теме:

Курс на порядок и новую индустриализацию

Почему так сложно вытянуть из кризиса сферу высшего образования

Выгодно ли России обучать Невтонов за рубежом?

Александр Мельников

Написать комментарий

правила комментирования
  1. Не оскорблять участников общения в любой форме. Участники должны соблюдать уважительную форму общения.
  2. Не использовать в комментарии нецензурную брань или эвфемизмы, обсценную лексику и фразеологию, включая завуалированный мат, а также любое их цитирование.
  3. Не публиковать рекламные сообщения и спам; сообщения коммерческого характера; ссылки на сторонние ресурсы в рекламных целях. В ином случае комментарий может быть допущен в редакции без ссылок по тексту либо удален.
  4. Не использовать комментарии как почтовую доску объявлений для сообщений приватного характера, адресованного конкретному участнику.
  5. Не проявлять расовую, национальную и религиозную неприязнь и ненависть, в т.ч. и презрительное проявление неуважения и ненависти к любым национальным языкам, включая русский; запрещается пропагандировать терроризм, экстремизм, фашизм, наркотики и прочие темы, несовместимые с общепринятыми законами, нормами морали и приличия.
  6. Не использовать в комментарии язык, отличный от литературного русского.
  7. Не злоупотреблять использованием СПЛОШНЫХ ЗАГЛАВНЫХ букв (использованием Caps Lock).
Отправить комментарий

Статьи

Долларов нет. Российские банки испытывают валютный голод

Долларов нет. Российские банки испытывают валютный голод
Экономика

Олигархам снизят налог на прибыль. Путин уже освободил их от НДФЛ

Олигархам снизят налог на прибыль. Путин уже освободил их от НДФЛ
Экономика

Путин загнал Россию в тупик с вакциной

Путин загнал Россию в тупик с вакциной
Политика

Китай сорвал контракт с «Газпромом»

Китай сорвал контракт с «Газпромом»
Экономика 1

Новости бизнеса

Миллиарды импорта и сотни совместных компаний с Россией. Чем рискует Белоруссия в период кризиса

Миллиарды импорта и сотни совместных компаний с Россией. Чем рискует Белоруссия в период кризиса

Исследование: как изменились расходы компаний в пандемию

Исследование: как изменились расходы компаний в пандемию

Узнай, страна!

Реестры как инструмент развития отечественной IT отрасли

Реестры как инструмент развития отечественной IT отрасли

ТПП РФ предлагает закрепить порядок установления выставочного приоритета товарного знака

ТПП РФ предлагает закрепить порядок установления выставочного приоритета товарного знака
Капитал страны
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter