Выгодно ли России обучать Невтонов за рубежом?
Зарубежное образование приобретает все большую популярность среди россиян. Куда же едут наши жаждущие знаний соотечественники и чем объясняют свой выбор? Помогут ли они взлету российской экономики? Как работается в России специалистам с зарубежными дипломами?
1. Куда едут студенты из России?
Более 50 тысяч российских студентов сейчас учатся за границей только по студенческим программам. Еще столько же ежегодно выезжают за рубеж на языковые программы, профессиональные курсы, программы МВА. Многие едут учиться в аспирантуру.
Первую десятку стран, пользующихся особой любовью у студентов из России, возглавляют Великобритания, Германия, Китай. Затем — с большим отрывом — идут США, Франция, Канада. И замыкают этот неофициальный рейтинг Финляндия, Южная Корея, Чехия и Италия.
Обычно европейское образование привлекает студентов из европейской части России, которые практикуют не только английский, но и немецкий, французский, испанский языки. Студенты из Сибири чаще выбирают возможность обучения в Австралии, Новой Зеландии, Китае, Корее.
2. На кого учатся за рубежом
Отдельные развитые страны считаются лидерами в определенных областях образования. Например, "родиной" бизнес-образования по праву считаются США. А преподаванием инженерных и естественных наук традиционно славилась Германия. Поэтому диплом ведущих вузов этих стран служит гарантией успешного трудоустройства и уверенного старта профессиональной карьеры в этих сферах.
Сгруппировав страны и специальности, самые популярные из них можно представить в следующей таблице:
Специальность |
Страна |
Бизнес (бакалавриат по менеджменту или МВА) |
США, Великобритания, Франция, Канада, Китай |
Финансы |
Великобритания, США, Канада |
Право |
Германия, Китай |
Гуманитарные науки |
Германия, Франция, Чехия |
Дизайн и мода |
Великобритания, Италия, Франция, Финляндия, Китай |
Инженерные науки, строительство |
Германия, Южная Корея, Финляндия, Канада, Китай |
Информационные технологии |
США |
Туризм и гостиничное дело |
Швейцария, Италия |
Медицина |
Германия, Китай, Великобритания, США |
3. Чем привлекает зарубежный диплом?
Обучение в зарубежных вузах и колледжах не только позволяет хорошо выучить язык и повидать мир, но и нередко обходится дешевле, чем в России. Например, в Германии это будет стоить 1200 евро в год — то есть, примерно 48 тысяч руб. Вместе с проживанием и питанием, по подсчету Института образования ОЭСР, выйдет сумма в 286 тысяч руб. У нас же в лучших вузах только обучение стоит до 300-350 тыс. руб. за два семестра, не говоря уже о проезде, питании и проживании. Кроме того, в ряде стран обучение в вузах бесплатное. Так что платить придется только за проживание. При этом в некоторых странах абитуриентов зачисляют в вузы даже без экзаменов, только на основе конкурса документов (школьный аттестат и мотивационное письмо).
Многие ценят практическую направленность зарубежного образования и возможность самому формировать набор изучаемых предметов. После вуза человек выходит уже готовым специалистом – правда, в одной конкретной и достаточно узкой области. В России обучение более теоретическое – человека учат думать, мыслить, рассуждать, но после устройства на работу ему приходится еще некоторое время доучиваться.
Плюсом является и то, что студенты европейских ВУЗов проходят практику в солидных компаниях. Если в России это будет мелкая, локальная компания, то там практику проходят в компаниях с мировыми именами. И эта строчка в резюме будет обладать серьезным весом. К тому же за время учебы можно обзавестись полезными контактами.
Наличие зарубежного диплома позволяет также претендовать на более высокую зарплату, поскольку гарантирует знание международных стандартов в соответствующей сфере. Например, если главный бухгалтер при наличии российского диплома может рассчитывать на 1,5—2 тыс. долл., то при наличии зарубежного сертификата, который позволяет ему вести отчетность по международным стандартам, зарплата будет составлять 2—5 тыс. долл.
4. Россияне предпочитают заграницу
По данным соцопроса, проведенного в августе 2010 г., 73% россиян хотят уехать из России. Именно это желание, а вовсе не наблюдающееся якобы снижение уровня отечественного образования является основной причиной растущего паломничества россиян в зарубежные вузы. Учеба за границей позволяет очень хорошо выучить язык и впоследствии без труда найти работу в международной компании — как в России, так и за ее пределами.
По данным Института образования Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), от 15 до 35% иностранных студентов после получения диплома остаются работать за границей в странах, где учились. И это несмотря на то, что безработица среди иммигрантов 15-24 лет в ЕС в прошлом году составляла 24% (рекордно высокий уровень). Большинство выпускников стран открытой иммиграции – США, Канада, Австралия, Новая Зеландия – остаются в стране обучения. В странах Европы таких студентов порядка 20%. При этом во многих европейских странах (Великобритания, Германия) действует политика смягчения режима получения рабочих виз иностранными учащимися.
В России обладатели зарубежного диплома работают в основном в сфере маркетинга, продаж, финансов или трудятся в сфере управления. По большей части это миддл-менеджмент и ведущие специалисты, но иногда и топ-менеджеры.
5. Принесет ли пользу России "Глобальное образование для россиян"?
Между тем именно зарубежное образование может стать мощным фактором повышения производительности труда в России и освоения новых технологий, в том числе и в сфере управления, считает группа инициативных молодых представителей дискуссионного клуба "Экономика и политика" и российского некоммерческого партнерства "Клуб выпускников Гарвардского университета". Они разработали национальную программу модернизации кадров "Глобальное образование для россиян". Отправляя учиться менее 0,4% студентов, Россия не реализует масштабных программ образования в ведущих глобальных университетах, подчеркивают они и предлагают за 2011-2015 гг. обучить в передовых университетах мира и затем привлечь обратно в Россию 10 тыс. стипендиатов Программы. Если же программа будет реализована в полномасштабном варианте, количество стипендиатов увеличится до 30 тыс. Для сравнения: объем программ стипендий в Китае более 12 тыс. чел год, в Казахстане – более 3 тыс. чел в год.
Разработчики составили список университетов, обучение в которых будет финансировать государство. Пока что в этом списке 65 университетов – и этот список совпадает с оценкой американского журнала Times. В основном это американские университеты, но есть и учебные заведения Австралии, Европы, Китая, Конго.
В рамках программы предусмотрены:
• Магистратура и МBA длительностью 1-2 года – до 80% участников программы;
• Повышение квалификации госслужащих длительностью 3-6 месяцев – 10% участников Программы;
• PhD длительностью до 4 лет – 10% участников Программы;
Кроме того, Программа предполагает организацию обменов, не требующую оплаты обучения:
• Программа обмена студентами последнего курса бакалавриата и магистратуры, длительностью 1 год;
• Повышение квалификации и обмен преподавателей и ученых, 6-12 месяцев.
Финансирование Программы составляет порядка 1% от бюджета на образование в РФ и состоит, главным образом, из расходов на погашение образовательных кредитов студентов, вернувшихся в РФ. Для обучения 10 тыс. стипендиатов потребуется около 15 млрд. руб. Если выпускник зарубежного вуза вернется на родину и устроится на работу в госсектор, кредит будет погашен из бюджетных средств полностью и за три года; если в частную компанию – наполовину и за пять лет; а если он решит остаться работать за границей, то должен будет гасить кредит сам. Если студентов будет 10 тыс., бюджетные затраты оцениваются в 15 млрд. руб., если 30 тыс. – соответственно в 45 млрд. Если же некая часть этих студентов не вернется в Россию (что, по мнению разработчиков, неизбежно), затраты будут меньше.
Какие именно специальности россиянам стоит осваивать за рубежом, авторы программы не уточняют, и потому все это несколько напоминает очередную популистскую инициативу, эффектный и затратный жест, не приносящий практической пользы. Государственное финансирование этого проекта пойдет на пользу лишь бюджетам зарубежных стран и ничего не принесет России, считает президент Всероссийского фонда образования Сергей Комков. Обучившиеся за государственный счет студенты останутся за рубежом. "Льготный кредит – это вполне достаточный подарок от государства для абитуриента. Никто и не подумает возвращаться в Россию, чтобы за него этот кредит вернули. В Европе только закончившие престижный университет специалисты получают около 5 тыс. в месяц. В США зарплата молодых специалистов колеблется от $80 тыс. до $100 тыс. в год", - отмечает Сергей Комков.
Тем не менее, авторам предложения удалось зажечь своей идеей президента РФ, и на Петербургском международном экономическом форуме в 2010 г. Дмитрий Медведев дал поручение правительству разработать соответствующую программу.
Пока же государство финансирует обучение за рубежом студентов и аспирантов российских вузов по программе президентских стипендий, которая действует, начиная с 1993 г. Ежегодно по результатам всероссийского открытого публичного конкурса назначается 40 стипендий студентам и 60 – аспирантам. В конкурсе участвуют десятки тысяч представителей самых именитых вузов страны – те, кто добился отличных результатов в учебе или научных исследованиях в сфере приоритетных направлений модернизации и технологического развития (энергоэффективность, ядерные технологии и программное обеспечение, медицинская техника и фармацевтика, космос и телекоммуникации).
6. Каких специалистов России стоит учить за рубежом?
Уровень российского образования в сфере точных наук по-прежнему достаточно высок. Одним из доказательств этого может служить, например, то, что выпускники российских вузов, уехавшие за границу, добиваются выдающихся результатов как в практической, так и в научной деятельности, становятся лауреатами крупнейших международных премий.
Критика инженерного образования в России также не всегда обоснована. Дефицит квалифицированных инженерных кадров на российских предприятиях вызван не столько недостатками образовательных программ, сколько непривлекательными условиями труда и зарплатой, не соответствующей ни квалификации, ни затратам труда и энергии. Поэтому дипломированные инженеры предпочитают переквалифицироваться и работать в других, более доходных сферах.
Каких специалистов сегодня однозначно необходимо обучать за рубежом, так это инженеров высокотехнологичного сектора производств. Однако программа их подготовки должна быть комплексной. Необходимо не только обучить их, но и создать такие условия, чтобы после обучения им захотелось вернуться и работать на родине. Параллельно с обучением надо развивать соответствующее производство. Например, в рамках различных госпрограмм можно предусмотреть строительство 5-6 крупных заводов, использующих новейшие технологии и последние достижения в сфере автоматизации производства. Одновременно начать и подготовку специалистов, которые будут на этих заводах работать. Для этого можно послать российских студентов за рубеж, а можно поручить нескольким российским вузам разработать соответствующие образовательные программы с привлечением зарубежных преподавателей. Первые лет пять на новых суперсовременных предприятиях будут работать приглашенные иностранные специалисты, а затем их сменят свежеподготовленные отечественные кадры, которым, разумеется, тоже нужна будет достойная оплата.
Возможно, России окажутся полезны также юристы и экономисты с зарубежным образованием – если мы, конечно, хотим строить демократичное правовое государство и экономику по западному образцу.
7. Двойной диплом
Диплом зарубежного вуза можно получить и в России – в рамках совместных программ, действующих на базе многих российских вузов. Программы эти отличаются большим разнообразием: одни из них не предусматривают ни дня обучения за рубежом, а в других обязательным условием получения диплома считаются два семестра за границей. Есть те, обучение по которым начинается прямо с первого курса, а есть и такие, которые берут старт только на втором или третьем курсе. Наконец, есть совместные программы, на которые можно поступить напрямую, минуя суровые вузовские экзамены "материнского" вуза, а есть те, которые доступны только студентам, прошедшим конкурсный отбор на общих основаниях. Соответственно, можно учиться либо на два диплома, либо только на один.
Выдача двойных дипломов – одно из самых перспективных направлений сотрудничества с зарубежными вузами. Участие в таких программах благотворно влияет и на развитие российского вуза, и на уровень образования их выпускников: они более мотивированы к овладению современными знаниями, прекрасно владеют иностранными языками, имеют опыт работы в ведущих зарубежных фирмах и более широкие возможности для роста.
Кроме того, такие программы уменьшают риск "утечки мозгов", поскольку срок пребывания студентов за рубежом значительно сокращается. "Опыт показывает, что из 300 участников партнерской программы осели в Европе лишь единицы, остальные же прекрасно трудоустроились и работают в Москве", - отмечает представитель Московского энергетического института (МЭИ (ТУ)). Важно и то, что участники таких программ избавлены от необходимости подтверждать свой зарубежный диплом в России – процедуры нервной, долгой и утомительной.
8. Зарубежные дипломы и степени не всегда имеют силу в России
Далеко не все зарубежные дипломы считаются действительными в России. Чтобы диплом соответствовал образовательным стандартам РФ, его владельцу нужно пройти процедуру нострификации. Нострификация — это признание и установление эквивалентности документов иностранных государств об образовании. Эта процедура проходит довольно гладко, если со страной, где получен диплом, у России подписаны соглашения о взаимном признании документов об образовании. Список таких государств ежегодно публикует Рособрнадзор в специальном информационном письме. Процедура признания документа об ученой степени или звании, выданного в стране, с которой у России есть соответствующее соглашение в данной сфере, может составлять от одного до четырех месяцев. В этом случае признание осуществляется путем проведения экспертизы с целью определить отрасль наук и научной специальности, по которым получен документ. Если договора между странами нет, то кроме экспертизы требуется переаттестация самого соискателя, чтобы определить, соответствуют ли его документы требованиям, предъявляемым Россией. Такая процедура отнимает немало сил, времени и нервов.
Список государств, с которыми Россия заключила межправительственные соглашения о взаимном признании документов об образовании, включает, в основном, развивающиеся страны: Венесуэлу, Кубу, Вьетнам и т.д. Из развитых стран в этот список вошла пока только Италия. Прорабатываются проекты многосторонних соглашений в данной области между странами ЕврАзЭС, СНГ, ШОС. А еще – с Аргентиной, Египтом, Индией, Испанией, Колумбией, Норвегией, Перу, Польшей, Португалией, Сербией. ЮАР. О том, когда в этот список войдут США, Великобритания, Германия, Франция, Япония и Китай, ничего не известно.
Разговоры о введении упрощенной процедуры признания документов, выданных ведущими университетами мира, ведутся уже давно, однако скоро ли они воплотятся в реальность, не известно.
9. Соотечественники за рубежом помогут российской науке
Еще одну полезную форму сотрудничества предложили наши соотечественники, занимающиеся научной деятельностью за рубежом и небезразличные к судьбе российской науки. Предлагаемая ими программа стажировки молодых ученых призвана способствовать быстрому и эффективному получению опыта западной организации научного процесса и работы с высококлассным оборудованием.
На сегодняшний день в этой программе могут участвовать победители конкурса на получение президентской стипендии для обучения за рубежом, о которой уже упоминалось выше. Они могут воспользоваться уникальной возможностью и потратить свою стипендию на обучение в Международном центре повышения квалификации (МЦПК – International Center for Advanced Studies).
Схема работы центра подготовлена совместно Минобрнауки и Russian-speaking Academic Science Association (RASA), объединяющей активных учёных-соотечественников, работающих за рубежом. Сегодня центр состоит из 12 научных групп Европы и США, в том числе из Аргоннской национальной лаборатории, Технологического института Карлсруэ и других ведущих исследовательских центров. Все эти группы возглавляют наши соотечественники, и все они заняты экспериментальной наукой, в основном физикой.
Каждому победителю будет выделено порядка 20 тысяч долларов на дорогу и проживание. Сами соотечественники готовы обучать молодёжь из России бесплатно. Курсы – продвинутые и специализированные, например, "Динамика магнитных тонких плёнок и наноструктур", что предполагает работу на самом современном оборудовании. Есть возможность выбрать курсы не в одной, а в двух разных лабораториях, каждая из которых предлагает 3–4 курса, объединённых общей тематикой.
Программа поможет молодым талантливым российским ученым получить опыт западной организации научного процесса и работы с высококлассным оборудованием. Она построена по принципу "точечных ударов": для стажёра находится место в ведущих лабораториях по тематике его собственной лаборатории. После годовой стажировки он должен быть готов как минимум к повторению того, в чём он успел поучаствовать на Западе, а в идеале – к созданию или модернизации своей лаборатории на основе полученного опыта. Поскольку деньги выделяет Минобрнауки, оно вправе устанавливать приоритеты, то есть тематику, по которым пойдёт стажировка.
10. Академическая мобильность и "утечка мозгов"
Без сомнения, обучение за государственный счет нужных России специалистов за рубежом – дело необходимое и полезное. Это убедительно доказал еще Петр I. Однако чтобы государственные деньги не оказались при этом выброшены на ветер, должны быть обязательно соблюдены, как минимум, два условия.
Во-первых, необходимо четко определить, какие именно специалисты с зарубежным образованием нужны России – в каких сферах, по каким специальностям, в каких вузах их лучше всего готовят.
Во-вторых, необходимо создать условия для того, чтобы получившие зарубежное образование специалисты захотели вернуться и работать на родине. "Единственный способ противодействия утечке мозгов – создание в России лучших по совокупности факторов – условий для работы, развития, жизни. Призывы идти любым другим путём – либо глупость, либо спекуляции. Надо определить приоритеты и сконцентрироваться на их развитии, что, в частности, и означает создание в России лучших условий. Если нет желания, способностей или денег, чтобы сделать это для широкого круга научных проблем, следует ограничиться разумным минимумом", - считает один из авторов идеи стажировки российских ученых в МЦПК Аркадий Шипулин из Friedrich-Schiller-Universität Jena (Германия).
Литература
1. http://kudapostupat.by/article/item/id/494
2. http://www.jobfair.ru/articles/106/
3. http://www.inauka.ru/education/article103788.html
4. http://www.ntsr.info/science/reviews/2391.htm
5. http://www.echo.msk.ru/blog/poslezavtra/677498-echo/
6. http://www.abroad.ru/reference/ref_country/great_britain/gb30.php
7. http://www.ubo.ru/articles/?cat=100&pub=2171
8. http://www.courier-edu.ru/cour1102/1700.htm
Написать комментарий
А зачем возвращаться в Россию с зарубежным дипломом? У меня один - российский, второй - зарубежный (гуманитарные специальности). Не могу устроиться даже на должность секретаря. На собеседованиях меня обычно спрашивают почему же я не осталась в Европе работать. Очень мотивирует...
Техническим и инженерным специальностям сейчас можно учиться только на Западе. Российские вузы со своим хроническим недофинансированием и непотизмом отстали надолго, если не навсегда. Творческие профессии, медицина - это можно изучать в России на мировом уровне. Бизнес-образование, если речь идёт о работе в иностранных компаниях, то да. Иностранный диплом даёт преимущества. С точки зрения реальной пользы от MBA-выпускника - это зависит от его понимания бизнеса. Иногда кроме апломба от такого кадра ничего получить невозможно. В целом, учиться за границей полезно. Думаю, что, как минимум, один учебный год необходимо проводить "на выезде". Очень важно посылать учиться public administration. Будущим чиновникам полезно узнать, как управляются другие страны.