Региональные тренды школьного олимпиадного движения
Основными целями и задачами школьных олимпиад являются выявление и развитие у школьников творческих способностей и интереса к научной деятельности, пропаганда научных знаний, социализация, а также интеграцией общего и высшего образования. Какую специфику олимпиады имеют в регионах России?
В опубликованном ранее исследовании был проведен анализ результатов Всероссийской олимпиады школьников (далее ВОШ) на примере г. Москвы [1]. В данной статье предлагается рассмотреть региональный аспект школьного олимпиадного движения.
Как мы уже отмечали ранее, школьное олимпиадное движение берет свое начало еще в XIX веке с момента организации Астрономическим обществом Российской империи «Олимпиады для учащейся молодежи» [1]. Затем оно стремительно развивалось в годы советской власти, когда в образовании доминировал конструктивно-деятельностный подход: формирование мышления через обучение деятельности, признание самоценным совокупности знаний, умений и навыков. Этот период характеризуется преобладаем олимпиад по дисциплинам технического и естественнонаучного циклов. Современный период образовательной парадигмы характеризуется нацеленностью на личностно-ориентированное обучение, в связи с чем возросла значимость школьных олимпиад по дисциплинам гуманитарного цикла. В настоящее время проводятся школьные олимпиады по 21 предмету, включая такие дисциплины, как физическая культура, ОБЖ, технология [2].
Основными целями и задачами школьных олимпиад являются выявление и развитие у обучающихся общеобразовательных учреждений творческих способностей и интереса к научной деятельности, создание необходимых условий для поддержки одаренных детей, пропаганда научных знаний. Однако проводимые олимпиадные соревнования решают и более широкий круг задач, связанный с социализацией школьников, их профориентацией и мотивацией, интеграцией общего и высшего образования, профессиональным и творческим ростом работников образования и целым рядом других функций [3].
Согласно Порядку проведения всероссийской олимпиады школьников она проводится в несколько этапов: школьный, муниципальный, региональный и заключительный [4]. Организаторами школьного и муниципального этапов являются органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования. Участие в школьном этапе могут принять все желающие учащиеся 5-11 классов. Муниципальный этап проводится для учеников 7-11 классов, набравших на школьном этапе необходимое для участия в муниципальном этапе олимпиады количество баллов, а также победителей и призеров муниципального этапа олимпиады предыдущего года [4].
За организацию регионального этапа олимпиады отвечает орган государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования. К участию на данном этапе допускаются учащиеся 9-11 классов, успешно прошедшие муниципальный этап и набравшие необходимое для участия на региональном этапе количество баллов, победители и призеры регионального этапа предыдущего учебного года [4].
Заключительный этап олимпиады проводится Министерством образования и науки Российской Федерации для победителей и призеров регионального этапа текущего и предыдущего года [4].
По мере прохождения учащимися по этапам олимпиады их численность существенно снижается. Например, в 2012-2013 учебном году в олимпиаде приняло участие почти 7 миллионов человек [5]. Однако уже на региональный этап вышло 61229 учеников. А число победителей и призеров заключительного этапа составило 1505 человек, что составляет только 0,02% от первоначального числа участников [6]. Таким образом, в результате достаточно жесткого отбора учеников происходит последовательное выявление молодых дарований, с целью оказания помощи в развитии их талантов и становлении их в будущем как высококлассных специалистов. Этому в значительной степени способствует поддержка олимпиадного движения высшими учебными заведениями, предоставляющими льготный условия поступления победителям и призерам разных этапов олимпиады. В проводимом исследовании остановимся на двух заключительных этапах ВОШ: региональном и заключительном (всероссийском).
Прежде чем перейти к региональному аспекту, проанализируем статистику проведения Всероссийской олимпиады школьников в целом по Российской Федерации за три учебных года: 2010/2011, 2011/2012 и 2012/2013.
В 2012/2013 учебном году в региональном этапе ВОШ в целом по России приняло участие 61299 учащихся, что на 38,3% меньше, чем в 2011/2012 учебном году (таблица 1). Несмотря на наличие отрицательной динамики общей численности участников регионального этапа можно констатировать значительной рост как количества победителей и призеров с 7842 человек в 2010/2011 г. до 25502 в 2012/2013 г., так и их доли в общем числе участников с 8,6% до 41,6% за аналогичный период. Полученные результаты могут говорить, на наш взгляд, о росте заинтересованности школьников и сознательности их выбора в участии в подобного рода мероприятиях. Очевидно, что те ученики, которые выходят на региональный этап олимпиады, проходят достаточно серьезную и осмысленную подготовку по интересующим их дисциплинам.
Предметы | Количество участников / победителей и призеров регионального этапа, человек | Количество участников/ победителей и призеров заключительного этапа, человек | ||||
---|---|---|---|---|---|---|
2010/2011 | 2011/2012 | 2012/2013 | 2010/2011 | 2011/2012 | 2012/2013 | |
Английский язык | 5663 / 630 | 6032 / 1556 | 3453 / 1422 | 220 / 71 | 236 / 75 | 246 / 75 |
Астрономия | 1228 / 91 | 1488 / 307 | 851 / 318 | 154 / 51 | 163 / 54 | 160 / 49 |
Биология | 6608 / 527 | 7184 / 671 | 4702 / 1998 | 211 / 70 | 237 / 72 | 234 / 74 |
География | 4428 / 300 | 5023 / 336 | 2786 / 973 | 189 / 64 | 202 / 65 | 176 / 67 |
Информатика | 2940 / 282 | 3295 / 375 | 1968 / 844 | 201 / 101 | 210 / 107 | 230 / 83 |
Искусство (МХК) | 2236 / 207 | 2588 / 322 | 1722 / 687 | 123 / 44 | 133 / 46 | 128 / 46 |
История | 5526 / 540 | 6136 / 624 | 3584 / 1539 | 228 / 75 | 250 / 76 | 229 / 78 |
Литература | 6195 / 618 | 7123 / 698 | 4383 / 1738 | 225 / 82 | 230 / 87 | 235 / 75 |
Математика | 5701 / 387 | 5831 / 524 | 3712 / 1507 | 228 / 112 | 235 / 122 | 265 / 105 |
Немецкий язык | 2464 / 243 | 2463 / 327 | 1528 / 644 | 175 / 63 | 206 / 65 | 202 / 66 |
Обществознание | 7042 / 681 | 7759 / 782 | 5096 / 2219 | 203 / 73 | 228 / 74 | 231 / 76 |
ОБЖ | 3970 / 348 | 4473 / 412 | 2796 / 1251 | 98 / 47 | 129 / 48 | 157 / 49 |
Право | 4718 / 275 | 4872 / 511 | 3325 / 1324 | 232 / 72 | 232 / 78 | 243 / 74 |
Русский язык | 6655 / 456 | 7088 / 579 | 4563 / 1767 | 182 / 70 | 187 / 73 | 218 / 73 |
Технология | 3781 / 226 | 3844 / 333 | 2434 / 1133 | 158 / 63 | 196 / 64 | 198 / 64 |
Физика | 5020 / 362 | 5468 / 468 | 3193 / 1311 | 167 / 101 | 211 / 111 | 251 / 86 |
Физическая культура | 5694 / 572 | 6794 / 734 | 4109 / 1741 | 205 / 82 | 218 / 70 | 210 / 69 |
Французский язык | 1483 / 181 | 1567 / 750 | 856 / 457 | 218 / 63 | 198 / 66 | 192 / 66 |
Химия | 4173 / 298 | 4362 / 314 | 2659 / 988 | 221 / 102 | 205 / 88 | 220 / 83 |
Экология | 3423 / 308 | 3767 / 381 | 2181 / 1056 | 207 / 70 | 237 / 74 | 219 / 73 |
Экономика | 2281 / 310 | 2201 / 353 | 1398 / 585 | 240 / 70 | 250 / 76 | 243 / 74 |
ВСЕГО | 91229/7842 | 99358/11357 | 61299/25502 | 4085/1546 | 4393/1591 | 4487/1505 |
Несколько иную картину можно наблюдать по заключительному этапу ВОШ. При наличии незначительной, но все-таки положительной динамики изменения общей численности участников данного этапа (на 7,5% в 2011/2012 г., на 2,1% в 2012/2013 г.), можно наблюдать уменьшение числа победителей и призеров в 2012/2013 году на 5,4% по отношению к предыдущему году и на 2,7% по отношению к 2010/2011 учебному году (таблица 1).
Больше всего участников регионального этапа на протяжении всех трех рассматриваемых периодов было по обществознанию - 7042, 7759 и 5096 человек соответственно, по биологии - 6608, 7184, 4702 человек, по русскому языку - 6655, 7088, 4563 человек и литературе - 6195, 7123, 4383 человек. Меньше всего учащихся приняло участие в олимпиаде по таким учебным дисциплинам, как астрономия - 1228, 1488, 851 человек и французский язык – 1483, 1567, 856 человек (рисунок 1). Следует отметить, что обществознание остается наиболее распространенной дисциплиной и при сдаче учениками 11 классов ЕГЭ. Например, в рассматриваемом нами 2012/2013 учебном году 64,9% выпускников сдавали ЕГЭ по обществознанию [7]. Это может быть связано с высокой популярностью среди абитуриентов вузов, ведущих подготовку по гуманитарным наукам, по целому блоку наук об обществе (экономика и управление, юриспруденция, регионоведение, сервис и туризм, средства массовой информации и т.д.), по направлениям, связанным с образованием, искусством и культурой. В подобного рода вузах результаты ЕГЭ по обществознанию являются необходимыми для поступления.
Рисунок 1 – Количество участников регионального этапа ВОШ по различным дисциплинам, человек
В количественном исчислении сохраняется примерно такой же расклад: больше всего победителей и призеров регионального этапа ВОШ по России в целом в 2012/2013 учебном году было по таким дисциплинам как обществознание (2219 человек), биология (1998 человек), русский язык (1767 человек), физическая культура (1741 человек) и литература (1738 человек). Подобного рода расстановка сил претерпела некоторые изменения по сравнению с предыдущими периодами. На рисунке 2 видно, что одним из главных лидеров по количеству победителей и призеров2011/2012 учебного года был английский язык.
Рисунок 2 – Количество победителей и призеров регионального этапа ВОШ по различным дисциплинам, человек
Однако если говорить о качественной оценке результатов регионального этапа, то картина будет выглядеть несколько иначе (таблица 2).
№ | Предмет | 2010/2011 | 2011/2012 | Доля победителей и призеров 2012/2013 года*, % | ||
---|---|---|---|---|---|---|
Доля победителей и призеров текущего года*, % | Место в рейтинге | Доля победителей и призеров текущего года*, % | Место в рейтинге | |||
1 | Французский язык | 12,20 | 2 | 47,86 | 1 | 53,39 |
2 | Экология | 9,00 | 11 | 10,11 | 11 | 48,42 |
3 | Технология | 5,98 | 20 | 8,66 | 17 | 46,55 |
4 | ОБЖ | 8,77 | 12 | 9,21 | 15 | 44,74 |
5 | Обществознание | 9,67 | 8 | 10,08 | 12 | 43,54 |
6 | История | 9,77 | 7 | 10,17 | 10 | 42,94 |
7 | Информатика | 9,59 | 9 | 11,38 | 7 | 42,89 |
8 | Биология | 7,98 | 13 | 9,34 | 14 | 42,49 |
9 | Физическая культура | 10,05 | 4 | 10,80 | 8 | 42,37 |
10 | Немецкий язык | 9,86 | 6 | 13,28 | 5 | 42,15 |
11 | Экономика | 13,59 | 1 | 16,04 | 4 | 41,85 |
12 | Английский язык | 11,12 | 3 | 25,80 | 2 | 41,18 |
13 | Физика | 7,21 | 15 | 8,56 | 18 | 41,06 |
14 | Математика | 6,79 | 18 | 8,99 | 16 | 40,60 |
15 | Искусство (МХК) | 9,26 | 10 | 12,44 | 6 | 39,90 |
16 | Право | 5,83 | 21 | 10,49 | 9 | 39,82 |
17 | Литература | 9,98 | 5 | 9,80 | 13 | 39,65 |
18 | Русский язык | 6,85 | 17 | 8,17 | 19 | 38,72 |
19 | Астрономия | 7,41 | 14 | 20,63 | 3 | 37,37 |
20 | Химия | 7,14 | 16 | 7,20 | 20 | 37,16 |
21 | География | 6,78 | 19 | 6,69 | 21 | 34,92 |
В таблице 2 приведены данные, характеризующие долю победителей и призеров от общего числа участников в региональном этапе по конкретному предмету. Полученные результаты проранжированы по результатам 2012/2013 учебного года. Можно увидеть, что самая высокая результативность показана учащимися по французскому языку, где 53,4% участвующих в региональном этапе стали победителями и призерами. Следует отметить, что в течение рассматриваемого периода французский язык все время оставался в числе лидеров по результативности. В тоже время такие дисциплины, как английский язык и экономика несколько ухудшили свои позиции в нашем мини-рейтинге предметной результативности. Так, в 2010/2011 году они занимали 3 и 1 место соответственно, тогда как в 2012/2013 учебном году их позиции ухудшились до 12 и 11 места.
Следует отметить существенное продвижение в рейтинге таких дисциплин как экология, технология и ОБЖ. По сравнению с 2010/2011 учебным годом эти дисциплины переместились с 11, 20 и 12 места соответственно на 2, 3 и 4 (таблица 2).
На заключительном этапе демонстрируется несколько иная предметная диверсификация. Здесь в 2012/2013 учебном году как по общему числу участников, так и по количеству победителей и призеров доминируют такие дисциплины, как математика и физика (рисунки 3, 4). Рассмотрим, как полученные результаты соотносятся с результатами прошлых лет. Так, в 2010/2012 году количество участников в заключительном этапе ВОШ по математике составило 228 человек, что на 14% меньше, чем в 2012/2013 учебном году (таблица 1). И хотя по количеству участников в указанный период математика находилась на 3-4 месте, по числу победителей и призеров математика стабильно занимала 1 место на протяжении 3 рассматриваемых периодов.
Рисунок 3 – Количество участников заключительного этапа ВОШ по различным дисциплинам, человек
Рисунок 4 – Количество победителей и призеров заключительного этапа ВОШ по различным дисциплинам, человек
Схожая картина наблюдается и в отношении физики. В течение рассматриваемого периода количество участников в заключительном этапе ВОШ выросло в 1,5 раза: со 167 человек в 2010/2011 году до 251 человека в 2012/2013 году. Это позволило физике подняться с 17 места по количеству участников в заключительном этапе ВОШ в 2010/2011 году, на 11 место – в 2011/2012 году и на 2 место – в 2012/2013 году. В тоже время по количеству победителей и призеров на протяжении всех трех лет физика стабильно занимала лидирующие позиции: 3 место – в 2010/2011 году, 2 место – в 2011/2012 и 2012/2013 годах.
Однако нельзя не отметить наличие отрицательной динамики: и по физике, и по математике в последние три года наблюдается снижение общего количества победителей и призеров. Так, в 2013/2014 учебном году их количество по математике снизилось на 19% по отношению к 2011/2012 учебному году, когда был зарегистрирован количественный максимум победителей и призеров по данной дисциплине. За аналогичный период численность победителей и призеров по физике снизилась почти на 30%. Очевидно, что такие результаты однозначно указывают на ухудшение качественной результативности по рассматриваемым дисциплинам (таблица 3). И если результаты качественной оценки заключительного этапа ВОШ позволяют занимать математике лидирующие позиции, то в отношении физики произошли существенные изменения: по сравнению и с 2010/2011, и с 2011/2012 учебными годами, когда данная дисциплина уверенно лидировала, в 2012/2013 году она опустилась на 7 место, уступив пальму первенства таким дисциплинам, как математика, химия, информатика, искусство (МХК) и французский язык (таблица 3). Справедливости ради следует отметить, что подобного рода тенденция характерна не только для рассмотренных нами выше дисциплин. Практически по всем предметам можно наблюдать снижение доли победителей и призеров. Исключение составляют экономика, экология, искусство (МХК), география и французский язык (таблица 3).
№ | Предмет | 2010/2011 | 2011/2012 | Доля победителей и призеров 2012/2013 года*, % | ||
---|---|---|---|---|---|---|
Доля победителей и призеров текущего года*, % | Место в рейтинге | Доля победителей и призеров текущего года*, % | Место в рейтинге | |||
1 | Математика | 49,12 | 3 | 51,91 | 2 | 39,62 |
2 | География | 33,86 | 13 | 32,18 | 14 | 38,07 |
3 | Химия | 46,15 | 5 | 42,93 | 4 | 37,73 |
4 | Информатика | 50,25 | 2 | 50,95 | 3 | 36,09 |
5 | Искусство (МХК) | 35,77 | 12 | 34,59 | 8 | 35,94 |
6 | Французский язык | 28,90 | 21 | 33,33 | 10 | 34,38 |
7 | Физика | 60,48 | 1 | 52,61 | 1 | 34,26 |
8 | История | 32,89 | 17 | 30,40 | 19 | 34,06 |
9 | Русский язык | 38,46 | 8 | 39,04 | 5 | 33,49 |
10 | Экология | 33,82 | 14 | 31,22 | 18 | 33,33 |
11 | ОБЖ | 35,96 | 11 | 32,46 | 13 | 32,90 |
12 | Физическая культура | 40,00 | 6 | 32,11 | 15 | 32,86 |
13 | Немецкий язык | 36,00 | 10 | 31,55 | 17 | 32,67 |
14 | Технология | 39,87 | 7 | 32,65 | 12 | 32,32 |
15 | Литература | 36,44 | 9 | 37,83 | 6 | 31,91 |
16 | Биология | 33,18 | 15 | 30,38 | 21 | 31,62 |
17 | Обществознание | 47,96 | 4 | 37,21 | 7 | 31,21 |
18 | Астрономия | 33,12 | 16 | 33,13 | 11 | 30,63 |
19 | Английский язык | 32,27 | 18 | 31,78 | 16 | 30,49 |
20 | Экономика | 29,17 | 20 | 30,40 | 20 | 30,45 |
21 | Право | 31,03 | 19 | 33,62 | 9 | 30,45 |
Подобного рода результаты позволяют сделать целый ряд выводов. Прежде всего, государственная нацеленность на развитие инженерно-технического образования привела к тому, что среди молодежи растет популярность вузов, занимающихся подготовкой по математическим, естественным и техническим наукам. В свою очередь, это приводит к росту конкуренции среди абитуриентов и возрастающим требованиям к результатам ЕГЭ, необходимым для поступления в тот или иной вуз. Например, средний балл зачисленных в расчете на один предмет в Московский физико-технический институт (МФТИ) вырос с 86,7 в 2010 году до 93,2 – в 2013 [8, 9]. Возможно, этим же объясняется снижение доли победителей и призеров на заключительном этапе ВОШ: в результате роста конкуренции повышаются требования и к самим олимпиадным заданиям, в результате чего происходит их усложнение и, как следствие, снижение доли победителей и призеров.
Таким образом, если подытожить проанализированную статистику по развитию школьного олимпиадного движения в целом по России, то можно отметить наметившуюся тенденцию на снижение численности учащихся, принимающих участие на региональном и заключительном этапах ВОШ, при значительном росте результативности, т.е. доли учащихся, ставшими победителями или призерами по определенным дисциплинам, на региональном этапе, и некотором снижении этого показателя на заключительном этапе ВОШ.
Перейдем к региональному аспекту олимпиадного движения. Для того, чтобы оценить региональную результативность нами был разработан и апробирован рейтинг субъектов РФ по итогам заключительного этапа ВОШ.
В основе рейтинга лежит показатель yi, который представляет собой численность победителей/призеров Всероссийской олимпиады школьников в субъекте РФ по дисциплинам, по которым проводилась олимпиада, приходящихся на 1 тыс. обучающихся в общеобразовательных учреждениях региона. Рейтинговое значение показателя yi вычисляется по формуле:
Полученные итоговые рейтинговые значения были пронормированы в процентном выражении по максимальному значению, после чего определен итоговый рейтинговый балл олимпиадной результативности региона.
Были построены рейтинги по итогам заключительного этапа ВОШ за 2010/2011, 2011/2012 и 2012/2013 учебные годы. Полные версии рейтинга за указанные периоды приведены в [10]. В рамках данной статьи проанализируем первые десятки рейтинга за каждый учебный год (таблицы 4, 5, 6).
№ | Субъект РФ | Численность победителей и призеров | Численность обучающихся, тыс. чел. | Победителей и призеров/ тыс. обучающихся | ИТОГ |
---|---|---|---|---|---|
1 | Москва | 319 | 782,4 | 0,408 | 100,00 |
2 | Кировская область | 45 | 120,6 | 0,373 | 91,45 |
3 | Санкт- Петербург | 115 | 350,9 | 0,328 | 80,33 |
4 | Чувашская Республика - Чувашия | 32 | 125,1 | 0,256 | 62,69 |
5 | Вологодская область | 29 | 113,9 | 0,255 | 62,40 |
6 | Челябинская область | 69 | 324,0 | 0,213 | 52,20 |
7 | Республика Марий Эл | 14 | 66,1 | 0,212 | 51,91 |
8 | Калужская область | 18 | 86,5 | 0,208 | 51,00 |
9 | Республика Мордовия | 14 | 69,0 | 0,203 | 49,73 |
10 | Республика Татарстан (Татарстан) | 75 | 378,7 | 0,198 | 48,54 |
№ | Субъект РФ | Численность победителей и призеров | Численность обучающихся, тыс. чел. | Победителей и призеров/ тыс. обучающихся | ИТОГ |
---|---|---|---|---|---|
1 | Москва | 329 | 793,8 | 0,414 | 100,00 |
2 | Санкт- Петербург | 139 | 365,0 | 0,381 | 91,99 |
3 | Кировская область | 38 | 120,4 | 0,316 | 76,24 |
4 | Республика Мордовия | 18 | 69,0 | 0,261 | 63,01 |
5 | Удмуртская Республика | 36 | 157,6 | 0,228 | 55,18 |
6 | Новосибирская область | 55 | 253,2 | 0,217 | 52,47 |
7 | Вологодская область | 24 | 115,9 | 0,207 | 50,02 |
8 | Орловская область | 14 | 70,7 | 0,198 | 47,83 |
9 | Республика Татарстан (Татарстан) | 69 | 375,4 | 0,184 | 44,40 |
10 | Республика Марий Эл | 12 | 66,8 | 0,180 | 43,39 |
№ | Субъект РФ | Численность победителей и призеров | Численность обучающихся, тыс. чел. | Победителей и призеров/ тыс. обучающихся | ИТОГ |
---|---|---|---|---|---|
1 | Республика Мордовия | 27 | 67,9 | 0,398 | 100,00 |
2 | Москва | 321 | 829,6 | 0,387 | 97,22 |
3 | Кировская область | 43 | 120,9 | 0,356 | 89,36 |
4 | Санкт- Петербург | 125 | 378,4 | 0,330 | 83,00 |
5 | Удмуртская Республика | 42 | 158,6 | 0,265 | 66,54 |
6 | Республика Марий Эл | 16 | 66,6 | 0,240 | 60,36 |
7 | Орловская область | 16 | 69,9 | 0,229 | 57,51 |
8 | Вологодская область | 25 | 117,2 | 0,213 | 53,60 |
9 | Новосибирская область | 55 | 258,4 | 0,213 | 53,48 |
10 | Республика Татарстан (Татарстан) | 76 | 372,6 | 0,204 | 51,25 |
Какие выводы позволяют сделать полученные результаты. Прежде всего, следует отметить достаточно устойчивые позиции таких регионов, как г. Москва, г. Санкт-Петербург, Кировская область, Вологодская область, Республика Татарстан. Однако в удельном измерении наблюдается тенденция к снижению численности победителей и призеров в каждом регионе. Например, в г. Москве в 2012/2013 учебном году число победителей и призеров на 1 тыс. обучающихся составляет 0,387 человек, что на 6,5% меньше результата предыдущего года и на 5,1% меньше результата 2010/2011 учебного года. В принципе, данная тенденция не противоречит общероссийской, о которой мы говорили выше.
Наряду с регионами, где наблюдается отрицательная динамика рейтингового показателя, присутствуют такие регионы, где наблюдаются прямо противоположные процессы. Наиболее ярким примером таких регионов является Республика Мордовия, в котором в 2012/2013 учебном году значение итогового рейтингового показателя выросло на 96% по отношению к 2010/2011 году. Это позволило региону занять первое место в рейтинге 2012/2013 года, опередив такие регионы-лидеры, как г. Москва, г. Санкт-Петербург, Кировская область (таблица 6). Высокие темпы роста итогового показателя демонстрируются и в Удмуртской Республике. Так, в 2010/2011 учебном году этот регион не входил в 10 лучших, занимая 13 место. Значение итогового показателя составляло 0,169. Однако уже в 2011/2012 году его значение выросло до 0,228, а в 2012/2013 г. – до 0,265, т.е. на 56,8% по отношению к 2010/2011 году. Это позволило региону уверенно обосноваться в 10 лучших субъектов РФ (таблицы 5, 6).
Проанализируем динамику расходов консолидированных бюджетов субъектов РФ на образование за период 2010-2013 гг. по рассматриваемым регионам. Из таблицы 7 видно, что за указанный период самый большой прирост финансирования образования произошел именно в этих регионах. Возможно, данное обстоятельство наряду с государственной политикой в сфере образования, проводимой в данных регионах, в том числе, и в области поддержки талантливой и одаренной молодежи, сыграло немаловажную роль в достижении данных результатов.
№ | Субъект РФ | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | Прирост финансирования с 2010 по 2012 гг., % |
---|---|---|---|---|---|---|
1 | Республика Мордовия | 2 984,65 | 3 638,19 | 4 672,74 | 5 072,51 | 69,95 |
2 | Москва | 99272,49 | 123410,73 | 153732,19 | 166675,94 | 67,90 |
3 | Кировская область | 5 951,63 | 7 097,26 | 8 715,37 | 9 587,66 | 61,10 |
4 | Санкт- Петербург | 35 801,12 | 38 281,63 | 39 419,24 | 43 394,03 | 21,20 |
5 | Удмуртская Республика | 7 152,03 | 8 720,91 | 10 841,24 | 12 837,27 | 79,50 |
6 | Республика Марий Эл | 2 788,04 | 3 259,57 | 4 046,94 | 4 556,14 | 63,42 |
7 | Орловская область | 4 201,89 | 4 697,93 | 5 582,01 | 6 361,63 | 51,40 |
8 | Вологодская область | 6 124,95 | 6 952,64 | 7 928,71 | 8 992,35 | 46,82 |
9 | Новосибирская область | 15777,41 | 18171,10 | 22500,09 | 26420,72 | 67,46 |
10 | Республика Татарстан (Татарстан) | н/д | н/д | н/д | н/д | - |
В заключении оценим эффективность школьного олимпиадного движения в разрезе федеральных округов (таблица 8).
Федеральные округа | Победителей и призеров / тыс. обуч. 2010-2011, чел. | Победителей и призеров / тыс. обуч. 2011-2012, чел. | Победителей и призеров / тыс. обуч. 2012-2013, чел. |
---|---|---|---|
Северо-Западный | 0,193 | 0,202 | 0,186 |
Центральный | 0,187 | 0,179 | 0,169 |
Приволжский | 0,138 | 0,124 | 0,132 |
Уральский | 0,115 | 0,111 | 0,122 |
Сибирский | 0,064 | 0,091 | 0,067 |
Дальневосточный | 0,053 | 0,064 | 0,045 |
Южный | 0,033 | 0,052 | 0,041 |
Северо-Кавказский | 0,023 | 0,021 | 0,018 |
Полученные результаты позволяют говорить о достаточно стабильной динамике. Так, на протяжении рассматриваемого периода постоянное лидерство сохранял Северо-Западный федеральный округ. Однако несложно увидеть, что значение рейтингового показателя в 2012/2013 году снизилось не только по отношению к предыдущему году, но и к 2010/2011. Эта отрицательная динамика наблюдается в 6 из 8 округов (таблица 8). На этом фоне нельзя не отметить другую тенденцию в Приволжском и Уральском федеральных округах, где произошел рост числа победителей и призеров заключительного этапа ВОШ на тысячу обучающихся. Это неудивительно, поскольку 5 субъектов РФ, входящих в Приволжский федеральный округ, вошли в 10 лучших в рейтинге субъектов РФ по итогам заключительного этапа ВОШ 2012/2013 года. И во всех этих субъектах РФ произошел рост значения итогового показателя (таблица 6). Аналогичная ситуация наблюдается и в регионах Уральского федерального округа, где Тюменской области, Ямало-Ненецком автономном округе и Челябинской областях наблюдается увеличение численности победителей и призеров заключительного этапа ВОШ [10]. Это позволило перечисленным регионам улучшить свое положение в рейтинге 2012/2013 года, поднявшись на 53, 39 и 11 места соответственно [10].
Таким образом, проведенное исследование позволило выявить основные тенденции в развитии школьного олимпиадного движения; проанализировать динамику численности как участников олимпиад, так и количества победителей и призеров на разных уровнях проведения олимпиад в течение 2010-2013 годов; оценить предметную результативность ВОШ; проранжировать субъекты РФ по итогам заключительного этапа ВОШ, сопоставив полученные результаты с расходами консолидированных бюджетов на образование; посмотреть эффективность школьного олимпиадного движения в разрезе федеральных округов.
Литература
- Екимова Н. Оценка эффективности школьного образования на основе данных общероссийских олимпиад / Федеральное интернет-издание «Капитал страны», 15.11.2013. URL: http://www.kapital-rus.ru/index.php/articles/article/239219
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 апреля 2008 года № 134 «Об утверждении перечня общеобразовательных предметов, по которым проводится всероссийская олимпиада школьников»
- Портал Всероссийская олимпиада в Москве.
- Приказ Минобрнауки России от 18.11.2013 N 1252 "Об утверждении Порядка проведения всероссийской олимпиады школьников"
- Всероссийская олимпиада школьников.
- Портал Всероссийской олимпиады школьников.
- Официальный информационный портал Единого государственного экзамена.
- Рейтинг качества приема в российские вузы – 2010.
- Рейтинг вузов по среднему баллу ЕГЭ – 2013.
- «Олимпийский» рейтинг школьного образования регионов России.
- Отчеты об исполнении бюджетов субъектов РФ.
Написать комментарий