26 ДЕК, 04:00 МСК
USD (ЦБ)    101.6143
EUR (ЦБ)    105.2512


Региональные тренды школьного олимпиадного движения

16 Сентября 2014 9735 0 Исследования
Региональные тренды школьного олимпиадного движения

Основными целями и задачами школьных олимпиад являются выявление и развитие у школьников творческих способностей и интереса к научной деятельности, пропаганда научных знаний, социализация, а также интеграцией общего и высшего образования. Какую специфику олимпиады имеют в регионах России?

В опубликованном ранее исследовании был проведен анализ результатов Всероссийской олимпиады школьников (далее ВОШ) на примере г. Москвы [1]. В данной статье предлагается рассмотреть региональный аспект школьного олимпиадного движения.

Как мы уже отмечали ранее, школьное олимпиадное движение берет свое начало еще в XIX веке с момента организации Астрономическим обществом Российской империи «Олимпиады для учащейся молодежи» [1]. Затем оно стремительно развивалось в годы советской власти, когда в образовании доминировал конструктивно-деятельностный подход: формирование мышления через обучение деятельности, признание самоценным совокупности знаний, умений и навыков. Этот период характеризуется преобладаем олимпиад по дисциплинам технического и естественнонаучного циклов. Современный период образовательной парадигмы характеризуется нацеленностью на личностно-ориентированное обучение, в связи с чем возросла значимость школьных олимпиад по дисциплинам гуманитарного цикла. В настоящее время проводятся школьные олимпиады по 21 предмету, включая такие дисциплины, как физическая культура, ОБЖ, технология [2].

Основными целями и задачами школьных олимпиад являются выявление и развитие у обучающихся общеобразовательных учреждений творческих способностей и интереса к научной деятельности, создание необходимых условий для поддержки одаренных детей, пропаганда научных знаний. Однако проводимые олимпиадные соревнования решают и более широкий круг задач, связанный с социализацией школьников, их профориентацией и мотивацией, интеграцией общего и высшего образования, профессиональным и творческим ростом работников образования и целым рядом других функций [3].

Согласно Порядку проведения всероссийской олимпиады школьников она проводится в несколько этапов: школьный, муниципальный, региональный и заключительный [4]. Организаторами школьного и муниципального этапов являются органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования. Участие в школьном этапе могут принять все желающие учащиеся 5-11 классов. Муниципальный этап проводится для учеников 7-11 классов, набравших на школьном этапе необходимое для участия в муниципальном этапе олимпиады количество баллов, а также победителей и призеров муниципального этапа олимпиады предыдущего года [4].

За организацию регионального этапа олимпиады отвечает орган государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования. К участию на данном этапе допускаются учащиеся 9-11 классов, успешно прошедшие муниципальный этап и набравшие необходимое для участия на региональном этапе количество баллов, победители и призеры регионального этапа предыдущего учебного года [4].

Заключительный этап олимпиады проводится Министерством образования и науки Российской Федерации для победителей и призеров регионального этапа текущего и предыдущего года [4].

По мере прохождения учащимися по этапам олимпиады их численность существенно снижается. Например, в 2012-2013 учебном году в олимпиаде приняло участие почти 7 миллионов человек [5]. Однако уже на региональный этап вышло 61229 учеников. А число победителей и призеров заключительного этапа составило 1505 человек, что составляет только 0,02% от первоначального числа участников [6]. Таким образом, в результате достаточно жесткого отбора учеников происходит последовательное выявление молодых дарований, с целью оказания помощи в развитии их талантов и становлении их в будущем как высококлассных специалистов. Этому в значительной степени способствует поддержка олимпиадного движения высшими учебными заведениями, предоставляющими льготный условия поступления победителям и призерам разных этапов олимпиады. В проводимом исследовании остановимся на двух заключительных этапах ВОШ: региональном и заключительном (всероссийском).

Прежде чем перейти к региональному аспекту, проанализируем статистику проведения Всероссийской олимпиады школьников в целом по Российской Федерации за три учебных года: 2010/2011, 2011/2012 и 2012/2013.

В 2012/2013 учебном году в региональном этапе ВОШ в целом по России приняло участие 61299 учащихся, что на 38,3% меньше, чем в 2011/2012 учебном году (таблица 1). Несмотря на наличие отрицательной динамики общей численности участников регионального этапа можно констатировать значительной рост как количества победителей и призеров с 7842 человек в 2010/2011 г. до 25502 в 2012/2013 г., так и их доли в общем числе участников с 8,6% до 41,6% за аналогичный период. Полученные результаты могут говорить, на наш взгляд, о росте заинтересованности школьников и сознательности их выбора в участии в подобного рода мероприятиях. Очевидно, что те ученики, которые выходят на региональный этап олимпиады, проходят достаточно серьезную и осмысленную подготовку по интересующим их дисциплинам.


Таблица 1 – Статистика участия и побед на региональном и заключительных этапах ВОШ за период с 2010 по 2013 годы
Предметы Количество участников / победителей и призеров регионального этапа, человек Количество участников/ победителей и призеров заключительного этапа, человек
2010/2011 2011/2012 2012/2013 2010/2011 2011/2012 2012/2013
Английский язык 5663 / 630 6032 / 1556 3453 / 1422 220 / 71 236 / 75 246 / 75
Астрономия 1228 / 91 1488 / 307 851 / 318 154 / 51 163 / 54 160 / 49
Биология 6608 / 527 7184 / 671 4702 / 1998 211 / 70 237 / 72 234 / 74
География 4428 / 300 5023 / 336 2786 / 973 189 / 64 202 / 65 176 / 67
Информатика 2940 / 282 3295 / 375 1968 / 844 201 / 101 210 / 107 230 / 83
Искусство (МХК) 2236 / 207 2588 / 322 1722 / 687 123 / 44 133 / 46 128 / 46
История 5526 / 540 6136 / 624 3584 / 1539 228 / 75 250 / 76 229 / 78
Литература 6195 / 618 7123 / 698 4383 / 1738 225 / 82 230 / 87 235 / 75
Математика 5701 / 387 5831 / 524 3712 / 1507 228 / 112 235 / 122 265 / 105
Немецкий язык 2464 / 243 2463 / 327 1528 / 644 175 / 63 206 / 65 202 / 66
Обществознание 7042 / 681 7759 / 782 5096 / 2219 203 / 73 228 / 74 231 / 76
ОБЖ 3970 / 348 4473 / 412 2796 / 1251 98 / 47 129 / 48 157 / 49
Право 4718 / 275 4872 / 511 3325 / 1324 232 / 72 232 / 78 243 / 74
Русский язык 6655 / 456 7088 / 579 4563 / 1767 182 / 70 187 / 73 218 / 73
Технология 3781 / 226 3844 / 333 2434 / 1133 158 / 63 196 / 64 198 / 64
Физика 5020 / 362 5468 / 468 3193 / 1311 167 / 101 211 / 111 251 / 86
Физическая культура 5694 / 572 6794 / 734 4109 / 1741 205 / 82 218 / 70 210 / 69
Французский язык 1483 / 181 1567 / 750 856 / 457 218 / 63 198 / 66 192 / 66
Химия 4173 / 298 4362 / 314 2659 / 988 221 / 102 205 / 88 220 / 83
Экология 3423 / 308 3767 / 381 2181 / 1056 207 / 70 237 / 74 219 / 73
Экономика 2281 / 310 2201 / 353 1398 / 585 240 / 70 250 / 76 243 / 74
ВСЕГО 91229/7842 99358/11357 61299/25502 4085/1546 4393/1591 4487/1505
Источник: [6]

Несколько иную картину можно наблюдать по заключительному этапу ВОШ. При наличии незначительной, но все-таки положительной динамики изменения общей численности участников данного этапа (на 7,5% в 2011/2012 г., на 2,1% в 2012/2013 г.), можно наблюдать уменьшение числа победителей и призеров в 2012/2013 году на 5,4% по отношению к предыдущему году и на 2,7% по отношению к 2010/2011 учебному году (таблица 1).

Больше всего участников регионального этапа на протяжении всех трех рассматриваемых периодов было по обществознанию - 7042, 7759 и 5096 человек соответственно, по биологии - 6608, 7184, 4702 человек, по русскому языку - 6655, 7088, 4563 человек и литературе - 6195, 7123, 4383 человек. Меньше всего учащихся приняло участие в олимпиаде по таким учебным дисциплинам, как астрономия - 1228, 1488, 851 человек и французский язык – 1483, 1567, 856 человек (рисунок 1). Следует отметить, что обществознание остается наиболее распространенной дисциплиной и при сдаче учениками 11 классов ЕГЭ. Например, в рассматриваемом нами 2012/2013 учебном году 64,9% выпускников сдавали ЕГЭ по обществознанию [7]. Это может быть связано с высокой популярностью среди абитуриентов вузов, ведущих подготовку по гуманитарным наукам, по целому блоку наук об обществе (экономика и управление, юриспруденция, регионоведение, сервис и туризм, средства массовой информации и т.д.), по направлениям, связанным с образованием, искусством и культурой. В подобного рода вузах результаты ЕГЭ по обществознанию являются необходимыми для поступления.


Рисунок 1 – Количество участников регионального этапа ВОШ по различным дисциплинам, человек

В количественном исчислении сохраняется примерно такой же расклад: больше всего победителей и призеров регионального этапа ВОШ по России в целом в 2012/2013 учебном году было по таким дисциплинам как обществознание (2219 человек), биология (1998 человек), русский язык (1767 человек), физическая культура (1741 человек) и литература (1738 человек). Подобного рода расстановка сил претерпела некоторые изменения по сравнению с предыдущими периодами. На рисунке 2 видно, что одним из главных лидеров по количеству победителей и призеров2011/2012 учебного года был английский язык.


Рисунок 2 – Количество победителей и призеров регионального этапа ВОШ по различным дисциплинам, человек

Однако если говорить о качественной оценке результатов регионального этапа, то картина будет выглядеть несколько иначе (таблица 2).


Таблица 2 – Качественная оценка результатов регионального этапа ВОШ
Предмет 2010/2011 2011/2012 Доля победителей и призеров 2012/2013 года*, %
Доля победителей и призеров текущего года*, % Место в рейтинге Доля победителей и призеров текущего года*, % Место в рейтинге
1 Французский язык 12,20 2 47,86 1 53,39
2 Экология 9,00 11 10,11 11 48,42
3 Технология 5,98 20 8,66 17 46,55
4 ОБЖ 8,77 12 9,21 15 44,74
5 Обществознание 9,67 8 10,08 12 43,54
6 История 9,77 7 10,17 10 42,94
7 Информатика 9,59 9 11,38 7 42,89
8 Биология 7,98 13 9,34 14 42,49
9 Физическая культура 10,05 4 10,80 8 42,37
10 Немецкий язык 9,86 6 13,28 5 42,15
11 Экономика 13,59 1 16,04 4 41,85
12 Английский язык 11,12 3 25,80 2 41,18
13 Физика 7,21 15 8,56 18 41,06
14 Математика 6,79 18 8,99 16 40,60
15 Искусство (МХК) 9,26 10 12,44 6 39,90
16 Право 5,83 21 10,49 9 39,82
17 Литература 9,98 5 9,80 13 39,65
18 Русский язык 6,85 17 8,17 19 38,72
19 Астрономия 7,41 14 20,63 3 37,37
20 Химия 7,14 16 7,20 20 37,16
21 География 6,78 19 6,69 21 34,92
* - доля победителей и призеров по конкретному предмету рассчитывается от общего числа участников по этому предмету

В таблице 2 приведены данные, характеризующие долю победителей и призеров от общего числа участников в региональном этапе по конкретному предмету. Полученные результаты проранжированы по результатам 2012/2013 учебного года. Можно увидеть, что самая высокая результативность показана учащимися по французскому языку, где 53,4% участвующих в региональном этапе стали победителями и призерами. Следует отметить, что в течение рассматриваемого периода французский язык все время оставался в числе лидеров по результативности. В тоже время такие дисциплины, как английский язык и экономика несколько ухудшили свои позиции в нашем мини-рейтинге предметной результативности. Так, в 2010/2011 году они занимали 3 и 1 место соответственно, тогда как в 2012/2013 учебном году их позиции ухудшились до 12 и 11 места.

Следует отметить существенное продвижение в рейтинге таких дисциплин как экология, технология и ОБЖ. По сравнению с 2010/2011 учебным годом эти дисциплины переместились с 11, 20 и 12 места соответственно на 2, 3 и 4 (таблица 2).

На заключительном этапе демонстрируется несколько иная предметная диверсификация. Здесь в 2012/2013 учебном году как по общему числу участников, так и по количеству победителей и призеров доминируют такие дисциплины, как математика и физика (рисунки 3, 4). Рассмотрим, как полученные результаты соотносятся с результатами прошлых лет. Так, в 2010/2012 году количество участников в заключительном этапе ВОШ по математике составило 228 человек, что на 14% меньше, чем в 2012/2013 учебном году (таблица 1). И хотя по количеству участников в указанный период математика находилась на 3-4 месте, по числу победителей и призеров математика стабильно занимала 1 место на протяжении 3 рассматриваемых периодов.


Рисунок 3 – Количество участников заключительного этапа ВОШ по различным дисциплинам, человек


Рисунок 4 – Количество победителей и призеров заключительного этапа ВОШ по различным дисциплинам, человек

Схожая картина наблюдается и в отношении физики. В течение рассматриваемого периода количество участников в заключительном этапе ВОШ выросло в 1,5 раза: со 167 человек в 2010/2011 году до 251 человека в 2012/2013 году. Это позволило физике подняться с 17 места по количеству участников в заключительном этапе ВОШ в 2010/2011 году, на 11 место – в 2011/2012 году и на 2 место – в 2012/2013 году. В тоже время по количеству победителей и призеров на протяжении всех трех лет физика стабильно занимала лидирующие позиции: 3 место – в 2010/2011 году, 2 место – в 2011/2012 и 2012/2013 годах.

Однако нельзя не отметить наличие отрицательной динамики: и по физике, и по математике в последние три года наблюдается снижение общего количества победителей и призеров. Так, в 2013/2014 учебном году их количество по математике снизилось на 19% по отношению к 2011/2012 учебному году, когда был зарегистрирован количественный максимум победителей и призеров по данной дисциплине. За аналогичный период численность победителей и призеров по физике снизилась почти на 30%. Очевидно, что такие результаты однозначно указывают на ухудшение качественной результативности по рассматриваемым дисциплинам (таблица 3). И если результаты качественной оценки заключительного этапа ВОШ позволяют занимать математике лидирующие позиции, то в отношении физики произошли существенные изменения: по сравнению и с 2010/2011, и с 2011/2012 учебными годами, когда данная дисциплина уверенно лидировала, в 2012/2013 году она опустилась на 7 место, уступив пальму первенства таким дисциплинам, как математика, химия, информатика, искусство (МХК) и французский язык (таблица 3). Справедливости ради следует отметить, что подобного рода тенденция характерна не только для рассмотренных нами выше дисциплин. Практически по всем предметам можно наблюдать снижение доли победителей и призеров. Исключение составляют экономика, экология, искусство (МХК), география и французский язык (таблица 3).


Таблица 3 – Качественная оценка результатов заключительного этапа ВОШ
Предмет 2010/2011 2011/2012 Доля победителей и призеров 2012/2013 года*, %
Доля победителей и призеров текущего года*, % Место в рейтинге Доля победителей и призеров текущего года*, % Место в рейтинге
1 Математика 49,12 3 51,91 2 39,62
2 География 33,86 13 32,18 14 38,07
3 Химия 46,15 5 42,93 4 37,73
4 Информатика 50,25 2 50,95 3 36,09
5 Искусство (МХК) 35,77 12 34,59 8 35,94
6 Французский язык 28,90 21 33,33 10 34,38
7 Физика 60,48 1 52,61 1 34,26
8 История 32,89 17 30,40 19 34,06
9 Русский язык 38,46 8 39,04 5 33,49
10 Экология 33,82 14 31,22 18 33,33
11 ОБЖ 35,96 11 32,46 13 32,90
12 Физическая культура 40,00 6 32,11 15 32,86
13 Немецкий язык 36,00 10 31,55 17 32,67
14 Технология 39,87 7 32,65 12 32,32
15 Литература 36,44 9 37,83 6 31,91
16 Биология 33,18 15 30,38 21 31,62
17 Обществознание 47,96 4 37,21 7 31,21
18 Астрономия 33,12 16 33,13 11 30,63
19 Английский язык 32,27 18 31,78 16 30,49
20 Экономика 29,17 20 30,40 20 30,45
21 Право 31,03 19 33,62 9 30,45
* - доля победителей и призеров по конкретному предмету рассчитывается от общего числа участников по этому предмету

Подобного рода результаты позволяют сделать целый ряд выводов. Прежде всего, государственная нацеленность на развитие инженерно-технического образования привела к тому, что среди молодежи растет популярность вузов, занимающихся подготовкой по математическим, естественным и техническим наукам. В свою очередь, это приводит к росту конкуренции среди абитуриентов и возрастающим требованиям к результатам ЕГЭ, необходимым для поступления в тот или иной вуз. Например, средний балл зачисленных в расчете на один предмет в Московский физико-технический институт (МФТИ) вырос с 86,7 в 2010 году до 93,2 – в 2013 [8, 9]. Возможно, этим же объясняется снижение доли победителей и призеров на заключительном этапе ВОШ: в результате роста конкуренции повышаются требования и к самим олимпиадным заданиям, в результате чего происходит их усложнение и, как следствие, снижение доли победителей и призеров.

Таким образом, если подытожить проанализированную статистику по развитию школьного олимпиадного движения в целом по России, то можно отметить наметившуюся тенденцию на снижение численности учащихся, принимающих участие на региональном и заключительном этапах ВОШ, при значительном росте результативности, т.е. доли учащихся, ставшими победителями или призерами по определенным дисциплинам, на региональном этапе, и некотором снижении этого показателя на заключительном этапе ВОШ.

Перейдем к региональному аспекту олимпиадного движения. Для того, чтобы оценить региональную результативность нами был разработан и апробирован рейтинг субъектов РФ по итогам заключительного этапа ВОШ.

В основе рейтинга лежит показатель yi, который представляет собой численность победителей/призеров Всероссийской олимпиады школьников в субъекте РФ по дисциплинам, по которым проводилась олимпиада, приходящихся на 1 тыс. обучающихся в общеобразовательных учреждениях региона. Рейтинговое значение показателя yi вычисляется по формуле:

где xi – численность победителей/призеров по итогам заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников в i-том субъекте РФ;
Чi – численность обучающихся в общеобразовательных учреждениях в субъекте РФ.

Полученные итоговые рейтинговые значения были пронормированы в процентном выражении по максимальному значению, после чего определен итоговый рейтинговый балл олимпиадной результативности региона.

Были построены рейтинги по итогам заключительного этапа ВОШ за 2010/2011, 2011/2012 и 2012/2013 учебные годы. Полные версии рейтинга за указанные периоды приведены в [10]. В рамках данной статьи проанализируем первые десятки рейтинга за каждый учебный год (таблицы 4, 5, 6).


Таблица 4 - Рейтинг субъектов РФ по итогам заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников, 2010/2011 гг.
Субъект РФ Численность победителей и призеров Численность обучающихся, тыс. чел. Победителей и призеров/ тыс. обучающихся ИТОГ
1 Москва 319 782,4 0,408 100,00
2 Кировская область 45 120,6 0,373 91,45
3 Санкт- Петербург 115 350,9 0,328 80,33
4 Чувашская Республика - Чувашия 32 125,1 0,256 62,69
5 Вологодская область 29 113,9 0,255 62,40
6 Челябинская область 69 324,0 0,213 52,20
7 Республика Марий Эл 14 66,1 0,212 51,91
8 Калужская область 18 86,5 0,208 51,00
9 Республика Мордовия 14 69,0 0,203 49,73
10 Республика Татарстан (Татарстан) 75 378,7 0,198 48,54

Таблица 5 - Рейтинг субъектов РФ по итогам заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников, 2011/2012 гг.
Субъект РФ Численность победителей и призеров Численность обучающихся, тыс. чел. Победителей и призеров/ тыс. обучающихся ИТОГ
1 Москва 329 793,8 0,414 100,00
2 Санкт- Петербург 139 365,0 0,381 91,99
3 Кировская область 38 120,4 0,316 76,24
4 Республика Мордовия 18 69,0 0,261 63,01
5 Удмуртская Республика 36 157,6 0,228 55,18
6 Новосибирская область 55 253,2 0,217 52,47
7 Вологодская область 24 115,9 0,207 50,02
8 Орловская область 14 70,7 0,198 47,83
9 Республика Татарстан (Татарстан) 69 375,4 0,184 44,40
10 Республика Марий Эл 12 66,8 0,180 43,39

Таблица 6 - Рейтинг субъектов РФ по итогам заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников, 2012/2013 гг.
Субъект РФ Численность победителей и призеров Численность обучающихся, тыс. чел. Победителей и призеров/ тыс. обучающихся ИТОГ
1 Республика Мордовия 27 67,9 0,398 100,00
2 Москва 321 829,6 0,387 97,22
3 Кировская область 43 120,9 0,356 89,36
4 Санкт- Петербург 125 378,4 0,330 83,00
5 Удмуртская Республика 42 158,6 0,265 66,54
6 Республика Марий Эл 16 66,6 0,240 60,36
7 Орловская область 16 69,9 0,229 57,51
8 Вологодская область 25 117,2 0,213 53,60
9 Новосибирская область 55 258,4 0,213 53,48
10 Республика Татарстан (Татарстан) 76 372,6 0,204 51,25

Какие выводы позволяют сделать полученные результаты. Прежде всего, следует отметить достаточно устойчивые позиции таких регионов, как г. Москва, г. Санкт-Петербург, Кировская область, Вологодская область, Республика Татарстан. Однако в удельном измерении наблюдается тенденция к снижению численности победителей и призеров в каждом регионе. Например, в г. Москве в 2012/2013 учебном году число победителей и призеров на 1 тыс. обучающихся составляет 0,387 человек, что на 6,5% меньше результата предыдущего года и на 5,1% меньше результата 2010/2011 учебного года. В принципе, данная тенденция не противоречит общероссийской, о которой мы говорили выше.

Наряду с регионами, где наблюдается отрицательная динамика рейтингового показателя, присутствуют такие регионы, где наблюдаются прямо противоположные процессы. Наиболее ярким примером таких регионов является Республика Мордовия, в котором в 2012/2013 учебном году значение итогового рейтингового показателя выросло на 96% по отношению к 2010/2011 году. Это позволило региону занять первое место в рейтинге 2012/2013 года, опередив такие регионы-лидеры, как г. Москва, г. Санкт-Петербург, Кировская область (таблица 6). Высокие темпы роста итогового показателя демонстрируются и в Удмуртской Республике. Так, в 2010/2011 учебном году этот регион не входил в 10 лучших, занимая 13 место. Значение итогового показателя составляло 0,169. Однако уже в 2011/2012 году его значение выросло до 0,228, а в 2012/2013 г. – до 0,265, т.е. на 56,8% по отношению к 2010/2011 году. Это позволило региону уверенно обосноваться в 10 лучших субъектов РФ (таблицы 5, 6).

Проанализируем динамику расходов консолидированных бюджетов субъектов РФ на образование за период 2010-2013 гг. по рассматриваемым регионам. Из таблицы 7 видно, что за указанный период самый большой прирост финансирования образования произошел именно в этих регионах. Возможно, данное обстоятельство наряду с государственной политикой в сфере образования, проводимой в данных регионах, в том числе, и в области поддержки талантливой и одаренной молодежи, сыграло немаловажную роль в достижении данных результатов.


Таблица 7 – Расходы консолидированных бюджетов субъектов РФ на общее образование в 2010-2013 гг., миллионов рублей
Субъект РФ 2010 2011 2012 2013 Прирост финансирования с 2010 по 2012 гг., %
1 Республика Мордовия 2 984,65 3 638,19 4 672,74 5 072,51 69,95
2 Москва 99272,49 123410,73 153732,19 166675,94 67,90
3 Кировская область 5 951,63 7 097,26 8 715,37 9 587,66 61,10
4 Санкт- Петербург 35 801,12 38 281,63 39 419,24 43 394,03 21,20
5 Удмуртская Республика 7 152,03 8 720,91 10 841,24 12 837,27 79,50
6 Республика Марий Эл 2 788,04 3 259,57 4 046,94 4 556,14 63,42
7 Орловская область 4 201,89 4 697,93 5 582,01 6 361,63 51,40
8 Вологодская область 6 124,95 6 952,64 7 928,71 8 992,35 46,82
9 Новосибирская область 15777,41 18171,10 22500,09 26420,72 67,46
10 Республика Татарстан (Татарстан) н/д н/д н/д н/д -
Источник: [11]

В заключении оценим эффективность школьного олимпиадного движения в разрезе федеральных округов (таблица 8).


Таблица 8 - Рейтинг федеральных округов РФ по итогам заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников
Федеральные округа Победителей и призеров / тыс. обуч. 2010-2011, чел. Победителей и призеров / тыс. обуч. 2011-2012, чел. Победителей и призеров / тыс. обуч. 2012-2013, чел.
Северо-Западный 0,193 0,202 0,186
Центральный 0,187 0,179 0,169
Приволжский 0,138 0,124 0,132
Уральский 0,115 0,111 0,122
Сибирский 0,064 0,091 0,067
Дальневосточный 0,053 0,064 0,045
Южный 0,033 0,052 0,041
Северо-Кавказский 0,023 0,021 0,018

Полученные результаты позволяют говорить о достаточно стабильной динамике. Так, на протяжении рассматриваемого периода постоянное лидерство сохранял Северо-Западный федеральный округ. Однако несложно увидеть, что значение рейтингового показателя в 2012/2013 году снизилось не только по отношению к предыдущему году, но и к 2010/2011. Эта отрицательная динамика наблюдается в 6 из 8 округов (таблица 8). На этом фоне нельзя не отметить другую тенденцию в Приволжском и Уральском федеральных округах, где произошел рост числа победителей и призеров заключительного этапа ВОШ на тысячу обучающихся. Это неудивительно, поскольку 5 субъектов РФ, входящих в Приволжский федеральный округ, вошли в 10 лучших в рейтинге субъектов РФ по итогам заключительного этапа ВОШ 2012/2013 года. И во всех этих субъектах РФ произошел рост значения итогового показателя (таблица 6). Аналогичная ситуация наблюдается и в регионах Уральского федерального округа, где Тюменской области, Ямало-Ненецком автономном округе и Челябинской областях наблюдается увеличение численности победителей и призеров заключительного этапа ВОШ [10]. Это позволило перечисленным регионам улучшить свое положение в рейтинге 2012/2013 года, поднявшись на 53, 39 и 11 места соответственно [10].


* * *

Таким образом, проведенное исследование позволило выявить основные тенденции в развитии школьного олимпиадного движения; проанализировать динамику численности как участников олимпиад, так и количества победителей и призеров на разных уровнях проведения олимпиад в течение 2010-2013 годов; оценить предметную результативность ВОШ; проранжировать субъекты РФ по итогам заключительного этапа ВОШ, сопоставив полученные результаты с расходами консолидированных бюджетов на образование; посмотреть эффективность школьного олимпиадного движения в разрезе федеральных округов.

Литература

  1. Екимова Н. Оценка эффективности школьного образования на основе данных общероссийских олимпиад / Федеральное интернет-издание «Капитал страны», 15.11.2013. URL: http://www.kapital-rus.ru/index.php/articles/article/239219
  2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 апреля 2008 года № 134 «Об утверждении перечня общеобразовательных предметов, по которым проводится всероссийская олимпиада школьников»
  3. Портал Всероссийская олимпиада в Москве.
  4. Приказ Минобрнауки России от 18.11.2013 N 1252 "Об утверждении Порядка проведения всероссийской олимпиады школьников"
  5. Всероссийская олимпиада школьников.
  6. Портал Всероссийской олимпиады школьников.
  7. Официальный информационный портал Единого государственного экзамена.
  8. Рейтинг качества приема в российские вузы – 2010.
  9. Рейтинг вузов по среднему баллу ЕГЭ – 2013.
  10. «Олимпийский» рейтинг школьного образования регионов России.
  11. Отчеты об исполнении бюджетов субъектов РФ.
Наталья Екимова

Написать комментарий

правила комментирования
  1. Не оскорблять участников общения в любой форме. Участники должны соблюдать уважительную форму общения.
  2. Не использовать в комментарии нецензурную брань или эвфемизмы, обсценную лексику и фразеологию, включая завуалированный мат, а также любое их цитирование.
  3. Не публиковать рекламные сообщения и спам; сообщения коммерческого характера; ссылки на сторонние ресурсы в рекламных целях. В ином случае комментарий может быть допущен в редакции без ссылок по тексту либо удален.
  4. Не использовать комментарии как почтовую доску объявлений для сообщений приватного характера, адресованного конкретному участнику.
  5. Не проявлять расовую, национальную и религиозную неприязнь и ненависть, в т.ч. и презрительное проявление неуважения и ненависти к любым национальным языкам, включая русский; запрещается пропагандировать терроризм, экстремизм, фашизм, наркотики и прочие темы, несовместимые с общепринятыми законами, нормами морали и приличия.
  6. Не использовать в комментарии язык, отличный от литературного русского.
  7. Не злоупотреблять использованием СПЛОШНЫХ ЗАГЛАВНЫХ букв (использованием Caps Lock).
Отправить комментарий


Капитал страны
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Отметьте самые значимые события 2021 года:
close
check_box check_box_outline_blank Демонстратор будущего двигателя для многоразовой ракеты-носителя в Свердловской области
check_box check_box_outline_blank Демонстратор нового авиадвигателя ПД-35 в Пермском крае
check_box check_box_outline_blank Полет МС-21-300 с крылом, изготовленным из российских композитов в Иркутской области
check_box check_box_outline_blank Открытие крупнейшего в РФ Амурского газоперерабатывающего завода в Амурской области
check_box check_box_outline_blank Запуск первой за 20 лет термоядерной установки Токамак Т-15МД в Москве
check_box check_box_outline_blank Создание уникального морского роботизированного комплекса «СЕВРЮГА» в Астраханской области
check_box check_box_outline_blank Открытие завода первого российского бренда премиальных автомобилей Aurus в Татарстане
check_box check_box_outline_blank Старт разработки крупнейшего в Европе месторождения платиноидов «Федорова Тундра» в Мурманской области
check_box check_box_outline_blank Испытание «зеленого» танкера ледового класса ICE-1А «Владимир Виноградов» в Приморском крае
check_box check_box_outline_blank Печать на 3D-принтере первого в РФ жилого комплекса в Ярославской области
Показать ещеexpand_more