Псков исторический интригует туристов
Псков – особый город. Его история таит в себе изумительные страницы, которые оживают при его посещении. Это и городской Кремль с Собором Святой Троицы, и Мирожский монастырь со Спасо-Преображенским Собором. Но есть в нем и калейдоскоп древних храмов во «внутреннем» городе. Что скрывает в своих недрах древний Псков, а что – Псков современный?
В настоящее время Информационный туристский центр (ИТЦ) Пскова осуществляет акции, направленные на ознакомление россиян с достопримечательностями Псковской области. Начиная с этого года, данная работа ведется на редкость планомерно и целенаправленно. И, надо сказать, ИТЦ заслуживает благодарности хотя бы потому, что многим жителям России открывается Древний Псков со всеми его историческими и архитектурными «изюминками», которые плохо известны широкой общественности. Между тем многое в псковской истории не только позволяет провести время с интересом, но и заставляет переосмыслить некоторые страницы нашей культуры – как прошлой, так и настоящей.
Чем же притягателен Псков?
Исторические неожиданности Псковского Кремля
Город Псков берет свое название от реки Пскова. Название же самой реки восходит к финно-угорскому словосочетанию Пик Хава, что в переводе означает смоляная вода.
Как оказывается, Псков является родиной Троицы. Именно в Пскове был построен первый на Руси храм Святой Троицы. Храм с таким названием и сегодня является главным храмом города, находящимся на территории городского Кремля. Надо сказать, что этот монумент претерпел колоссальные исторические перипетии. Начать с того, что его внешний вид немного отличается от исходного. Это связано с наличием у его основания контрфорсов, которые укрепляют строение и не дают ему разрушаться. Эти укрепления были сделаны после того, когда были обнаружены трещины в стенах здания, и оно стало оседать.
На фото: Собор святой Троицы с контрфорсами
Сегодня внутри Собора святой Троицы можно видеть множество чудотворных икон, каждая из которых таит в себе удивительную историю. На одной из них до сих пор видны микроскопические капельки мирры, ибо икона до сих немного выделяет ароматное благовоние. А совсем недавно прихожане наблюдали чудо испускания мирры в своем рафинированном проявлении, когда икона бурно «плакала» и слезы мирры активно лились по ее изображениям.
Есть в Соборе Святой Троицы и мощи первых русских князей и даже святого юродивого. И за каждым из них своя история. Есть в Соборе и уникальный семиярусный или, можно сказать, семиэтажный иконостас. Такой иконостас является уникальным для России; такого больше нигде не сыскать. Но все эти чудеса не оградили Собор от гонений и лишений. Так, в период советской власти храм был превращен в свой антипод – в музей научного атеизма. Ничего более кощунственного нельзя было придумать! Грандиозный иконостас был завешен, дабы его никто не видел, а поверх занавеса были приспособлены портреты коммунистических вождей. А в центре Собора был сооружен маятник Фуко, чтобы подчеркнуть научные, а не религиозные и чудотворные основы мироздания. Но Собор Святой Троицы все это благополучно пережил.
На фото: Семиярусный иконостас в Соборе Святой Троицы
По всей видимости, такая непотопляемость и стойкость главного храма города кроется в самих истоках его основания и, конечно же, его основателей. А родоначальником Пскова считается всем хорошо известная княгиня Ольга. Согласно летописям она отнюдь не родилась княгиней, а изначально была всего лишь перевозчицей парома через реку. На этой «работе» она и познакомилась с не менее известным в русской истории князем Игорем, который однажды воспользовался услугами парома. Однако, переправляясь на другую сторону реки, Игорь, не долго думая, начал приставать к Ольге с непристойностями. Может быть, даже начал хватать ее и щипать за соответствующие места. Однако она так его «отшила», что обалдевший витязь посерьезнел и пересмотрел свое отношение к бедной перевозчице, что впоследствии привело к их браку. В данном предании для нас многое приоткрывается в русской истории. Так, мы видим хулиганствующего Игоря, который, тем не менее, способен вовремя одуматься, взять себя в руки и принять стратегически верное решение. Мы видим поистине «крутую» барышню Ольгу, которая знала себе цену и могла найти общий язык со знатным вельможей. А если вспомнить то, как впоследствии Ольга живьем закопала убийц своего мужа, то «крутой» портрет княгини будет вполне завершенным и непротиворечивым. Видимо, эта «крутизна» Ольги впоследствии и легла в основу героической истории Пскова, которую иначе, как «крутой» не назовешь.
Псков является колыбелью русской демократии. Перед Собором Святой Троицы в Кремле располагалось вече, на котором собирались жители города и обсуждали животрепещущие проблемы. Каждый мог публично высказать свое мнение со специального места. Вече решало все важные и спорные вопросы. Между тем одна из этимологических версий самого слова вече состоит в том, что оно восходит к слову увечье. Иными словами, собрались люди на вече, поспорили, подрались, изувечили друг друга – и разошлись. Таким образом, демократия на Руси исходно не обходилась без хаоса, силовых действий и рукоприкладства. Видимо, и сегодняшняя демократия в России во многом несет на себе отпечаток древних русских традиций.
Кстати говоря, присоединение Пскова к Москве в свое время привело к отмене вече, а, следовательно, и демократии. И здесь мы опять видим исторический прообраз сегодняшних отношений центра и регионов в России. Здесь же проявляется диалектика системы, свободы и закона. Как говорится, все уже было.
Роль закона и дисциплины проявлялась, прежде всего, в традициях Псковского Кремля. Считается, что само слово кремль происходит от слова закрома. То есть в Кремле тогда хранилось все то, что было опасно хранить в городе – порох, оружие, боеприпасы, резервы продуктов питания и т.п. И здесь древний закон был беспощаден – вор, пойманный на месте преступления в Кремле, подлежал казни без суда и обсуждения этого вопроса на вече. Заметим, что никакой важный вопрос не мог быть решен без вынесения на вече, а вот казнь вора кремлевских хранилищ не подпадала под это правило. Уже тогда в Пскове были такие проступки, которые карались без всякого обсуждения и голосования, т.е. имели место безусловные преступления, не подпадающие под действие демократических институтов. Сегодня, в эпоху разгула российской коррупции, остается лишь сетовать по поводу несовершенства нынешней правовой системы по сравнению с древне-псковским законодательством.
Никакой закон и порядок не мыслим без развитого канцелярского ремесла и делопроизводства. И здесь древний Псков также проявил себя – в Палатах напротив Кремля осуществлялось городское делопроизводство, о размахе которого говорит тот факт, что на его поддержание тратилось по 20 ведер чернил ежемесячно.
На фото: Псковские Помпеи. Здесь были многочисленные церкви-однодневки, а в белых палатах канцелярия тратила ведра чернил
Параллельно в городе шла духовная и религиозная жизнь. Базировалась она, конечно же, на строительстве храмов. Однако здесь имелась очень своеобразная традиция – церкви строились по самым разным поводам (победа в битве, хороший урожай, уход болезни и т.п.). Причем строились так называемые церкви-однодневки, т.е. деревянные церкви, выстраиваемые буквально за один день. Впоследствии эти церкви перестраивали в камне, но изначально это были очень небольшие оперативные храмы. Не удивительно, что на небольшой площадке перед Кремлем насчитывалось несколько десятков церквей. Здесь нельзя не вспомнить оригинальный роман сербского писателя Милорада Павича «Внутренняя сторона ветра», в котором главный герой посредством всего лишь одного помощника в считанные дни возводил церкви. Как оказывается, это общая славянская традиция.
Древний Псков дал толчок и основанию древнерусских семейных кланов. Например, литовский князь Довмонт, основатель Псковского Кремля, был женат на внучке Александра Невского. Именно так постепенно формировалась древнерусская элита. Все князья породнились между собой и образовали совокупность правящих кланов. В сегодняшней российской истории мы наблюдаем возрождение этого процесса – но уже на иной материальной и духовной основе.
Мирожский монастырь: связь времен
Жемчужиной туристического Пскова является Мирожский монастырь, в котором до сих пор живут 7-8 монахов-художников, специализирующихся на иконописи. На территории монастыря располагается Спасо-Преображенский Собор с уникальными фресками XII века.
На фото: Спасо-Преображенский Собор
Визуальный осмотр Собора и его макета внутри храма показывает их явное несоответствие. Если реальный Собор кажется несколько приземистым, то его аналог на макете выглядит более высоким и стройным. Это связано с тем, что Собор за годы своего существования врос в землю на целых 2 метра. Но и сегодня здание храма все еще подвергается постоянным наводнениям. Масштабы этих периодических бедствий хорошо видны внутри Собора, где нижняя половина стен имеет более блеклый цвет из-за постоянных подтоплений.
Сами фрески Собора являются гордостью Пскова, ибо таких больше нет нигде. Эти фрески выполнены не просто византийскими мастерами того времени, но лучшими их представителями. Можно даже сказать, что это были лучшие из лучших мастеров. Реставрация и восстановление фресок представляет собой отдельную почти детективную историю, которая имеет хороший конец. Тем не менее, реставрационные работы продолжаются, и настенная живопись продолжает принимать свой изначальный вид.
Масштабность фресок является поистине грандиозной – по фрескам Собора можно прочитать практически все Евангелие. Все библейские картины предстают перед зрителем в своих аллегорических формах. Тем самым Спасо-Преображенский Собор представляет собой оплот русской древности и православной духовности.
На фото: Уникальные фрески Спасо-Преображенского Собора
Однако Собор имеет и новую историю. В частности, он выстоял еще одно традиционное для России испытание – Великую отечественную войну. Памятным событием является случай, когда во время военных действий советский снаряд влетел внутрь храма, врубился в стену, но не взорвался. Дыра от снаряда так и осталась в стене, и ее могут созерцать сегодняшние туристы. Эта дыра служит своеобразным связующим звеном между древней и новейшей историей как самого храма, так и всего города.
На фото: Дыра от снаряда до сих пор соседствует с фресками
Неизвестный Псков
Вообще Псков можно разделить на две условные части. Одна – это традиционные достопримечательности города, которые каждый турист просто обязан посмотреть. Вторая – это «внутренний» Псков, на осмотр которого у праздного туриста, как правило, не хватает ни времени, ни сил и ни желания. А зря! Его стоит посмотреть.
Прежде всего, для Пскова характерно большое число храмов. Но эти храмы еще надо «отыскать». Это не совсем просто. Дело в том, что даже на местных картах города, как оказывается, нанесены отнюдь не все церкви, а потому они вас немного дезориентируют. Кроме того, городские карты не слишком точные и дают такие искажения, что, ориентируясь по ним, вам придется поплутать по городским улицам. Ну и, наконец, само расположение церквей Пскова таково, что их порой не увидишь, даже если находишься от них в двух шагах. Например, в обычном заброшенном дворике, между жилых домов можно встретить храм XV, а то и XIV века. Причем в довольно хорошем состоянии. Такая древность во дворе жилых домов!? Согласитесь, это редкостная экзотика.
На фото: Типичный псковский храм, затерянный во дворах города
Надо сказать, что Псков богат этими древними храмами. Иногда можно встретить и очаровательный голубой храм XIX века, который разительно отличается от своих более старых белых собратьев. Все это происходит довольно неожиданно для праздного туриста и очень радует глаз. В целом же поход по «внутреннему» Пскову позволяет увидеть вереницу храмов и строений, включая старые торговые палаты и ряды, которая представляет собой поистине замечательную архитектурную гирлянду города.
На фото: Такие голубые тона редки для псковских храмов
Есть во «внутреннем» городе и свои исторические загадки. Одна из них связана с живучестью храмов. Так, во время Великой отечественной войны почти все строения Пскова были разрушены, а храмы остались нетронутыми. Почему? Не понятно. Но храмы действительно остались.
Прогулка по «внутреннему» Пскову хорошо дополняет его основные достопримечательности. Не стоит игнорировать этот сегмент городской культуры.
Помимо всего прочего, в Пскове царит чрезвычайно приятная атмосфера. Здесь нет столичной суеты, здесь нет гонки на выживание. Здесь можно спокойно бродить – наедине со своими мыслями и древними памятниками архитектуры. А можно пообщаться с местными жителями – это тоже возможно. В отличие от мегаполисов.
Написать комментарий