Почему малый и средний бизнес выводит капитал из России?
Посткризисная российская экономика становится все менее привлекательной не только для зарубежных инвестиций, но и для внутреннего капитала. Какие факторы оказываются решающими в определении бизнес-климата? И какова динамика оттока капитала за последние десять лет?
Бегство капитала из России тема, однозначно, злободневная, считает заместитель начальника аналитического департамента Ассоциации российских банков Сергей Григорян. С точки зрения статистики динамика оттока, начиная с 2000 года, не увеличивалась вплоть до кризисного 2008 года, а в 2006 и 2007 годах напротив, наблюдался большой приток финансов. Не в последнюю очередь это объяснялось высокими ценами на газонефтяное сырье. Но в кризисный 2008 год была зафиксирована рекордная сумма оттока капитала - 131 млрд. долларов. Правда, уже в следующем 2009 году отток в разы уменьшился до 27 млрд. долларов. За первый квартал текущего года из России выведено 17 млрд. долларов. Некоторые ошибочно полагают, что часть оттока капитала восстанавливается за счет притока инвестиций. Но, как заверяет Григорян, в России цифры по оттоку не компенсируются, потому что показатели высчитываются на конец года с учетом иностранных инвестиций. Поэтому высчитанные объемы потерь не могут быть пересмотрены с положительной разницей.
"После кризиса 2008 года мы видим, что изменились субъекты экономики, которые выводят капитал, - говорит Григорян. - Именно малый и средний бизнес - основной экономический агент, выводящий капитал". При этом Григорян убежден, что отток обусловлен исключительно институциональными проблемами, связанными с дискомфортом ведения бизнеса и бюрократическими проволочками. В рейтинге стран наиболее благоприятных для предпринимательства Россия занимает 128 место. Выход из положения может быть только один. Это улучшение бизнес-климата, пересмотр налогового законодательства с возможным избавлением от налогового бремени на устанавливаемый срок тех предприятий, которые занимаются инновационными разработками, а также способствование процветанию предприятий, если они отвечают государственным планам развития, в том числе и гарантированная защита прав собственности.
Многие постсоветские страны сегодня сталкиваются с той же проблемой. Некоторые, например Грузия, решают ее довольно успешно, улучшая условия для открытия и ведения бизнеса, чем перетягивают инвестиции и капиталы из соседних стран. На сегодня это финансы из соседней Армении. Таким же образом Казахстан, если в России в ближайшее время ничего не будет изменено, может быть более привлекателен с точки зрения инвестиций. "Бизнес уйдет туда, где ему комфортно" - считает Григорян.
"На примере банковского сектора, безусловно, есть много похожего, - говорит он о схожести экономических моделей постсоветских стран. - Они отталкивались от одной и той же базы". Но, по его мнению, "страна с меньшими масштабами легче адаптируется к международным стандартам". Доказательство этого в недавно принятой стратегии развития российских банков до 2015 года, тогда как банковское регулирование во многих странах СНГ уже отлажено в соответствии с мировой практикой. Это хороший пример того, как страны с меньшим человеческим и ресурсным потенциалом при чутком и правильном управлении становятся более преуспевающими, чем их большие соседи.
"После кризиса 2008 года мы видим, что изменились субъекты экономики, которые выводят капитал, - говорит Григорян. - Именно малый и средний бизнес - основной экономический агент, выводящий капитал". При этом Григорян убежден, что отток обусловлен исключительно институциональными проблемами, связанными с дискомфортом ведения бизнеса и бюрократическими проволочками. В рейтинге стран наиболее благоприятных для предпринимательства Россия занимает 128 место. Выход из положения может быть только один. Это улучшение бизнес-климата, пересмотр налогового законодательства с возможным избавлением от налогового бремени на устанавливаемый срок тех предприятий, которые занимаются инновационными разработками, а также способствование процветанию предприятий, если они отвечают государственным планам развития, в том числе и гарантированная защита прав собственности.
Многие постсоветские страны сегодня сталкиваются с той же проблемой. Некоторые, например Грузия, решают ее довольно успешно, улучшая условия для открытия и ведения бизнеса, чем перетягивают инвестиции и капиталы из соседних стран. На сегодня это финансы из соседней Армении. Таким же образом Казахстан, если в России в ближайшее время ничего не будет изменено, может быть более привлекателен с точки зрения инвестиций. "Бизнес уйдет туда, где ему комфортно" - считает Григорян.
"На примере банковского сектора, безусловно, есть много похожего, - говорит он о схожести экономических моделей постсоветских стран. - Они отталкивались от одной и той же базы". Но, по его мнению, "страна с меньшими масштабами легче адаптируется к международным стандартам". Доказательство этого в недавно принятой стратегии развития российских банков до 2015 года, тогда как банковское регулирование во многих странах СНГ уже отлажено в соответствии с мировой практикой. Это хороший пример того, как страны с меньшим человеческим и ресурсным потенциалом при чутком и правильном управлении становятся более преуспевающими, чем их большие соседи.
Написать комментарий