Плохим дорогам в России нашли «неожиданное» объяснение
Россия никогда не избавится от двух проблем: плохих дорог и дураков. О дураках размышляют политологи, а плохими дорогами занялась Счетная палата. Проверка федеральных и региональных дорог позволила наконец-то выявить причину, почему россияне вынуждены платить несколько дорожных налогов и ездить по разбитым «направлениям». Все дело в том, что региональные дороги в десять раз протяженнее федеральных, но на них из бюджета выделяется в восемь раз меньше денег.
Федеральный блеск и региональная нищета
- Почти две трети региональных и муниципальных автомобильных дорог России не соответствуют нормативным требованиям, установили в Счетной палате. Всего нормальных и безопасных региональных дорог – 44,2% от их общей протяженности. С 2018 года региональным властям улучшить удалось только 1,1% дорог. В СП дипломатично охарактеризовали это поступательное движение: «Количество дорог, соответствующих нормативам, хоть и растет, но все же не так значительно, как хотелось бы».
- В то время как регионы привели в порядок 1,1% дорог за два года, на федеральном уровне за тот же период протяженность качественных трасс увеличилась на 7%. В целом 84,8% федеральной дорожной сети пригодна, чтобы по ней ездили россияне без угрозы для жизни.
- Вместе с тем протяженность региональных дорог составляет 508 201 км, а федеральных всего 57 227 км. На содержание 1 км федеральных дорог выделяется 2,2 млн руб., а на содержание региональных – 288 тыс. руб. Налицо работа федерального фискального насоса, выкачивающего из регионов все ресурсы и подсаживающего субъекты России на дотации ради политического контроля.
- Дотационная модель Кремля приводит к тому, что на региональные и муниципальные дороги направляется всего 29,6% от тех сумм, которые необходимы для поддержания дорожной сети в нормальном состоянии. Впрочем, в законодательстве нет обязательных критериев содержания автодорог, есть лишь общий норматив размера бюджетных отчислений. Это приводит к тому, что, к примеру, в Забайкальском крае в 2019 году было получено финансирование в размере 51% от потребности, а в Прикамье – 91%.
- Другая проблема, отмечают в Счетной палате, низкая конкуренция на закупках Росавтодора. Корпорация экономит на торгах не более 1%. Большинство контрактов заключаются с единственным участником торгов по начальной цене контракта, намекнули в СП на потенциальный коррупционный момент. Не пришлось аудиторам долго искать и нарушения федерального закона № 44-ФЗ (о госзакупках). Предложения по улучшению российских дорог СП направила причастному ведомству и компании – в Минфин и Росавтодор.
Написать комментарий