22 ЯНВ, 12:42 МСК
USD (ЦБ)    99.9282
EUR (ЦБ)    103.2856
Владелец умной колонки? Попросите Алису прочитать новости «Капитала Страны»


Новоселецкий Эдуард. Аналитик, координатор программ технического содействия ДепартаментаНовоселецкий Эдуард. Аналитик, координатор программ технического содействия Департамента Центральной и Восточной Европы Международной Финансовой Корпорации (IFC), груп

28 Июня 2007 9681 0 Архив
Новоселецкий Эдуард. Аналитик, координатор программ технического содействия ДепартаментаНовоселецкий Эдуард. Аналитик, координатор программ технического содействия Департамента Центральной и Восточной Европы Международной Финансовой Корпорации (IFC), груп

Инвестиционный климат регионов: проблемы формирования и способы достижения успеха.

-  Что, по Вашему  мнению, составляет  благоприятный инвестиционный климат страны или региона?

 - Инвестиционный климат, бесспорно, имеет большое значение для привлечения и освоения капитала. Принимая решение об инвестировании, предприниматель должен оценить все риски, которые повлияют или могут повлиять на результат. Принято считать, что благоприятные условия для инвестирования, и в целом – для экономического развития базируются на четырех ключевых составляющих, для удобства я называю их «ССКС». Сейчас поясню. Первая буква С – означает Свободу экономической деятельности, т.е. предприниматель должен быть свободен в выборе рынков и вида свей деятельности на нем. Вторая буква С это Собственность. Инвестор, будь то внутренний или внешний, хочет быть уверенным в том, что права собственности на том рынке, где он работает или намерен работать, четко определены, понятны и главное – защищены. Буква К – это конкуренция, не менее важная составляющая, отвечающая за понятные и прозрачные правила игры на рынке. И последняя буква – С – так сказать обрамляет все предыдущие и означает стабильность, как экономическую так и политическую. Понятно,  что нестабильные внешние условия работы (например, высокие темпы инфляции или резкая динамика валютного курса, изменения условий лицензирования) усиливают риски для инвестирования. Во многом обеспечить все четыре составляющие может и должно государство.

 -  Как Вы считаете, должно ли государство занимать активную инвестиционную позицию или  оно может переложить значительную часть издержек на плечи частных предпринимателей?

 - Вопрос неоднозначный. Ответ, который напрашивается: а почему бы и нет? Почему бы  государству, являясь экономическим субъектом и имея ресурсы, не инвестировать в ту или иную сферу, важную для жизни граждан? Ведь есть такие ситуации, когда рынок самостоятельно «не справляется» с той или иной отраслью, но для общества она, допустим, важна. В зависимости от уровня развития рынка, можно посмотреть, насколько инвестиционные потоки со стороны частного сектора достаточны для обеспечения нужного уровня развития. Если частных вложений недостаточно, то государство может участвовать в процессе создания определенного базиса (например, инфраструктуры региона), чтобы потом привлечь туда частных инвесторов.

 -  Наблюдаете ли Вы существенную разницу в работе государственных структур, обслуживающих различные регионы?

- Если предприниматель начинает свое дело, предположим,  он открывает магазин или автомастерскую, то ему очень важно знать правила игры именно на этой территории, а также с кем и как общаться в местной администрации. Приведу несколько примеров. Мы  проводим исследования бизнес-среды (это понятие мы привыкли использовать вместо инвестиционного климата) в нескольких странах бывшего СССР на предмет оценки качества взаимодействия бизнеса и власти. Результаты позволяют точно сказать, что нет однородности в регионах даже одной и той же страны. В одних административных областях или регионах вопросы решаются быстро, в других для этого необходимо значительно больше времени и средств. Например, опрос индивидуальных предпринимателей Таджикистана показал, что средние сроки их государственной регистрации в регионах республики колеблются от 3 до 7 рабочих дней, а разница в стоимости этой процедуры составляет три с лишним раза. Или вот пример, в ходе опроса предпринимателей Узбекистана, работающих в сфере малого и среднего бизнеса (МСБ), мы выяснили, что контролирующие органы в столичном регионе (городе Ташкент и области) самые активные, они проверяют до половины всех субъектов МСБ (49% и 42% соответственно). В то время как их коллеги из остальных регионов страны за год проверяют от 4% до 36% предприятий. Это значит, что государственные структуры, работающие в регионах, по-разному строят свои отношения с бизнесом, и это в итоге сказывается на благоприятности инвестиционного климата.

 Как бы Вы описали благоприятную бизнес-среду и неблагоприятную? Какие критерии необходимо использовать  для этого?

- В мировой практике принято полагать, что экономика сильна своим сектором малого и среднего предпринимательства, где по-хорошему должны работать порядка 50-70 % трудоспособного населения, производя при этом не менее половины валового продукта страны. Потому что именно сектор МСБ обладает определенными преимуществами по сравнению с крупными предприятиями. Я их сейчас перечислю: 1) для того, чтобы начать дело, нужно сравнительно меньше ресурсов, 2)  если это дело нужно закончить, ресурсы можно быстрее «вытащить»  и перенаправить в другое дело, 3) этот сектор предоставляет работу значительной части рабочей силы и позволяет получать доход, достаточный для нормальной жизни. И все это не требует пристального внимания государства. В социальном плане это очень важный аспект для развития той или иной страны.

Однако и условия, которые обозначает государство для бизнеса, конечно же важны. Здесь нужно говорить о том, что в регуляторной политике не нужно создавать что-то особенное для сектора МСБ, а скорее – государству нужно просто не мешать его работе. Эти условия включают в себя многое: что нужно для регистрации бизнеса; какие лицензии и разрешительные документы необходимо получить; чего потом следует ждать от государства: придут проверять – не придут, если придут, то зачем? Сколько раз следует ожидать проверок? По каким критериям будут проводится проверки? Сколько времени на это уйдет? Какие будут последствия и т.д.? Стоит ли ожидать, что по каким-то причинам, возможно, не очень внятным, предприятие  вынуждено будет простаивать и в этот период не получать прибыль? И так далее. Одним словом, под бизнес-средой мы с коллегами понимаем то, что следует ожидать бизнесмену в процессе  общения с государственными структурами.

Еще одно. Для принятия решения на государственном или региональном уровне, нужно сравнительно небольшое количество времени, гораздо больше времени уходит на подготовку проекта этого решения. Другое дело - сколько времени необходимо для того, чтобы это решение (например, закон или постановление правительства)  выполнить правильно и в полном объеме. Например, закон о разрешительной системе, принятый в Украине в 2005 году, должен был заметно снизить давление на бизнес со стороны органов, выдающих разрешительные документы. Однако данные опроса предпринимателей, проведенного там в этом году, показывают, что закон до сих пор не работает в полной мере: на фоне двукратного уменьшения сроков выдачи разрешений, что, безусловно, является положительным результатом, за два года на 10% выросло число предприятий, которые были вынуждены их получать, чего мы никак не ожидали. В то же время в Узбекистане, реформа системы государственных инспекций, начавшись несколько лет назад, сразу начала давать положительные результаты: среднее число проверок в год на одно предприятие заметно снизилось, а доля предприятий, к которым за год не приходил ни один инспектор, продолжает расти. В итоге узбекские бизнесмены перестали воспринимать проверки в качестве административного барьера для их работы. Вместе с этим выросла доля предпринимателей – до 27%, проинвестировавших в основной капитал своего предприятия, чего не было в республике за весь период наших наблюдений с 2001 года.

Одним словом, то, насколько чиновники способны правильно и полностью выполнить реформаторские решения национального правительства, тоже влияет на качество бизнес-среды.

 - С точки зрения привлекательности региона  важно ли  заниматься пиаром. Работает ли эта схема сегодня?

             - Бизнес принимает решения исключительно рационально. А для этого ему нужно наиболее полно владеть необходимой информацией. Поэтому одного только PR недостаточно для того, чтобы заполучить инвестиционные ресурсы.  

С другой стороны, если правительство сделало очередной шаг на пути привлечения капитала, то молчать об этом не стоит. О нем должны знать все заинтересованные круги, и прежде всего субъекты инвестирования внутри страны, потому что они очень хорошо ориентируются в экономическим реалиях, так сказать, у себя дома, и смогут правильно отреагировать на то или иное решение. Если же это касается иностранных инвесторов, то до их сведения эту информацию необходимо также довести.

 - Что необходимо для улучшения инвестиционного климата страны или региона?

 - Я думаю, все зависит от уровня проблем, который существует в той или иной стране или регионе. Например, в одной стране  (Украина) есть колоссальная проблема с получением различного рода разрешений на ведение бизнеса, но неплохо решены вопросы с регистрацией. В другой стране, напротив, получение лицензий или разрешений не так мешает бизнесу, как инспекции контролирующих органов (Таджикистан). Прежде всего, государству необходимо обращать внимание на те проблемы, которые волнуют бизнес-сообщество в первую очередь. Кроме того, нужно сообщать о том, когда данные задачи будут решены, когда вступит в силу принятое постановление и т.п. А решенные проблемы только улучшают качество бизнес-среды.

 - Различается ли инвестиционный климат регионов в Украине? И если да, то является это случайным процессом или представляет результаты усилий отдельных руководителей?

 - Приведу несколько примеров. Исследование бизнес-среды, которое мы провели в Украине в этом году, показало, что во всех 24 административных областях страны и Автономной Республике Крым большинство предпринимателей отметили, что деловая среда в течение прошлого года не изменилась. Однако, есть регионы, где предприниматели в среднем настроены более оптимистично: во Львовской, Ровенской, Днепропетровской и Закарпатской областях от 26% до 39% опрошенных отметили улучшения в деловом климате в 2006 году. Сложно сказать, насколько эти ответы зависели от работы региональных руководителей.

И другой пример. Несколько лет назад мэрия Ивано-Франковска стала инициатором создания у себя в городе службы «Единого окна» по регистрации бизнеса – Регистрационной палаты. Это было  сделано для того, чтобы человек, желающий заняться своим делом, не бегал по разным государственным органам (всего 8), а мог в единой службе: 1)узнать, какие документы нужно подготовить и сдать; 2)сдать аппликационные документы и 3)забрать регистрационное свидетельство. Идея была успешно реализована. В течение первого месяца после открытия службы количество регистрирующихся предприятий увеличилось на 13%, а период регистрации сократился в среднем с 28 до 10 дней, а сама процедура стала «дешевле». В итоге эта инициатива привела к пополнению местного бюджета и снизила уровень безработицы в городе. Кроме того, она стала хорошим, заразительным примером для других городов. В Ивано-Франковск приезжали  делегации из разных населенных пунктов Украины с тем, чтобы понять, как эта служба работает, каким образом мэру удалось договориться с разными не подотчетными его администрации структурами и свести их всех под одну крышу. Известно, что это непростая задача. Но, тем не менее, все удалось, и этот опыт стал без прямого участия центрального правительства распространяться на другие регионы. 

Похожий пример – это город Николаев, где мэрия пошла еще дальше. Она устроила все так, что в Единой Комиссии, работающей по принципу «Единого окна», бизнесмены смогли получать разрешительные документы, необходимые для начала деятельности (включая, например, что очень непросто, разрешения от органов СЭС и Охраны труда). В итоге инновационная деятельность городских властей привела к заметному сокращению сроков и стоимости разрешительных процедур, что, конечно же, отметили предприниматели Николаева.


 Смотреть резюме эксперта

Спасибо, что читаете «Капитал страны»! Получайте первыми самые важные новости в нашем Telegram-канале или Вступайте в группу в «ВКонтакте» или в «Одноклассниках»

Алексей Качалов

Написать комментарий

правила комментирования
  1. Не оскорблять участников общения в любой форме. Участники должны соблюдать уважительную форму общения.
  2. Не использовать в комментарии нецензурную брань или эвфемизмы, обсценную лексику и фразеологию, включая завуалированный мат, а также любое их цитирование.
  3. Не публиковать рекламные сообщения и спам; сообщения коммерческого характера; ссылки на сторонние ресурсы в рекламных целях. В ином случае комментарий может быть допущен в редакции без ссылок по тексту либо удален.
  4. Не использовать комментарии как почтовую доску объявлений для сообщений приватного характера, адресованного конкретному участнику.
  5. Не проявлять расовую, национальную и религиозную неприязнь и ненависть, в т.ч. и презрительное проявление неуважения и ненависти к любым национальным языкам, включая русский; запрещается пропагандировать терроризм, экстремизм, фашизм, наркотики и прочие темы, несовместимые с общепринятыми законами, нормами морали и приличия.
  6. Не использовать в комментарии язык, отличный от литературного русского.
  7. Не злоупотреблять использованием СПЛОШНЫХ ЗАГЛАВНЫХ букв (использованием Caps Lock).
Отправить комментарий


Капитал страны
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Отметьте самые значимые события 2021 года:
close
check_box check_box_outline_blank Демонстратор будущего двигателя для многоразовой ракеты-носителя в Свердловской области
check_box check_box_outline_blank Демонстратор нового авиадвигателя ПД-35 в Пермском крае
check_box check_box_outline_blank Полет МС-21-300 с крылом, изготовленным из российских композитов в Иркутской области
check_box check_box_outline_blank Открытие крупнейшего в РФ Амурского газоперерабатывающего завода в Амурской области
check_box check_box_outline_blank Запуск первой за 20 лет термоядерной установки Токамак Т-15МД в Москве
check_box check_box_outline_blank Создание уникального морского роботизированного комплекса «СЕВРЮГА» в Астраханской области
check_box check_box_outline_blank Открытие завода первого российского бренда премиальных автомобилей Aurus в Татарстане
check_box check_box_outline_blank Старт разработки крупнейшего в Европе месторождения платиноидов «Федорова Тундра» в Мурманской области
check_box check_box_outline_blank Испытание «зеленого» танкера ледового класса ICE-1А «Владимир Виноградов» в Приморском крае
check_box check_box_outline_blank Печать на 3D-принтере первого в РФ жилого комплекса в Ярославской области
Показать ещеexpand_more