22 НОЯ, 04:05 МСК
USD (ЦБ)    100.0348
EUR (ЦБ)    105.7338


Ноу-хау успеха: собственные технологии на собственных предприятиях

4 Апреля 2013 9663 0 Наука и технологии
Ноу-хау успеха: собственные технологии на собственных предприятиях

Не секрет, что модернизация российских предприятий ведется гораздо менее активно, чем разговоры о ее необходимости. Слово «инновация» зачастую воспринимается лишь как возможность получить очередной грант – до внедрения дело доходит далеко не всегда. Может ли быть иначе в нынешних условиях? Что для этого необходимо?

Инновация – в организации

Не секрет, что модернизация российских предприятий ведется гораздо менее активно, чем разговоры о ее необходимости. Слово «инновация» зачастую воспринимается лишь как возможность получить очередной грант – до внедрения дело доходит далеко не всегда. Российский бизнес, не уверенный в будущем, завтрашним улучшениям предпочитает сегодняшнюю прибыль, и потому успех инновационных стартапов зависит не столько от прорывной идеи, сколько от грамотного администрирования и налаженных связей с производством. Лишь при наличии этих условий инновации из гипотетически полезного товара, на который непросто найти покупателя, превращаются в эффективный инструмент, помогающий опередить конкурентов.

Примером может служить группа компаний «Металлургия Благородных Металлов» (ГК «МБМ»), созданная в 2005 году и успешно расширяющая свои позиции в таком сверхжестком конкурентном секторе как переработка драгоценных металлов. В состав ГК входят не только инжиниринговая компания, разрабатывающая передовое оборудование и технологии (ООО «МБМ-инжиниринг»), но и производственная компания, на которой эти технологии реализуются (ООО «Сибпроект»), а также управляющая компания (ООО «Промышленная Группа "Металлургия Благородных Металлов"» (ПГ «МБМ»). Благодаря такой организации, инжиниринговая компания решает действительно актуальные задачи, а производственная компания, внедряя эти разработки, не только повышает свою конкурентоспособность, но и на деле доказывает их эффективность и тем самым способствует их востребованности на отечественном рынке.

Организационная структура ГК «МБМ» уже сама по себе является инновационной и не характерна для нынешнего российского бизнеса, который не готов вкладываться в разработку технологий. Практически во всех отраслях картина одинакова: если компания все же решается на модернизацию, то предпочтения отдаются уже имеющимся и зарекомендовавшим себя технологиям, в большинстве случаев – зарубежным. Между тем, «зарубежное» далеко не обязательно означает «лучшее». Собственные технологии, разработанные ГК «МБМ», превосходят импортные аналоги. Именно это превосходство позволяет молодому и динамичному объединению расширять долговременные контракты с гигантами индустрии и завоевывать все более прочные позиции среди предприятий отрасли, считает генеральный директор ГК «МБМ» Светлана Ожигова.

 

Доходы из отходов

Основной сектор деятельности ГК «МБМ» – получение ценных металлов из отработанного сырья: из отходов золотодобычи, промышленных отходов, отслуживших свой срок катализаторов, используемых в нефтехимии. Существующие в этой сфере технологии пока далеки от совершенства – и их КПД, и экологическая безопасность оставляют желать лучшего. Специалисты ГК «МБМ» достигли неплохих результатов и в том, и в другом направлении.

Несмотря на сравнительно молодой возраст, на счету ГК «МБМ» уже несколько патентов и целый ряд интересных технологий, внедренных на отечественных производствах, причем не только в ООО «Сибпроект», которое входит в ГК «МБМ», но и на «посторонних» предприятиях – в частности, на ФГУП «Московский завод по обработке специальных сплавов» и на ОАО «Красцветмет».

Одним из значительных достижений ГК «МБМ» является новая технология переработки катализаторов, используемых в нефтехимии. Способов извлечения содержащихся в них ценных металлов – в данном случае, платины и рения – существует уже немало. Одни из них предусматривают растворение основы катализатора (оксида алюминия) в агрессивном реактиве – серной или соляной кислоте, едком натре и т.д., – при других способах основа катализатора плавится или измельчается. Все эти технологии – в том числе и те, что используются на современных европейских предприятиях – имеют ряд общих недостатков:

– прежде всего, это высокий расход реагентов – сначала на то чтобы растворить основу катализаторов, затем – на то чтобы нейтрализовать полученную смесь из твердых частиц и едкой жидкости;

– дополнительные энергозатраты – на упарку полученной смеси и спекание твердых отходов, на плавку или измельчение основы;

– степень извлечения и рения, и платины остается довольно низкой, в частности, средний процент извлечения рения, заявляемый переработчиками, не превышает 60%.

Специалисты ГК «МБМ» предложили принципиально иную технологическую схему, которая позволяет избежать всех вышеперечисленных проблем.

В самом начале одновременно производится два процесса: перевод оксида алюминия в нерастворимую модификацию и отгонка рения в виде его летучего соединения. Благодаря этому уже начальное извлечение рения составляет не менее 90%, а степень прямого извлечения платины возрастает до 97,5-99%. При этом, поскольку основа катализатора не растворяется, то для выщелачивания платины не требуются сложные в исполнении реакторы. Этот процесс можно проводить в менее емком и более простом оборудовании. Предложенная технология не требует измельчения катализатора, все жидкие отходы при этом перерабатываются и возвращаются в производство, а твердые (гранулированный корунд) экологически безопасны, и их можно использовать, например, при изготовлении дорожного покрытия, абразивных или огнеупорных материалов и т.д.

 

От разработки до внедрения

Разработка этой технологии проводилась без использования грантов и прочих источников бюджетного финансирования – только за счет собственных средств компании; авторы изучили последние научные достижения в этой сфере, а также использовали личный опыт переработки катализаторов по различным технологиям.

Патент на новую технологию был получен ООО «Промышленная Группа "Металлургия Благородных Металлов"» (входит в ГК «МБМ») в сентябре 2010 года. Он стал важной составляющей инвестиционного проекта по созданию нового предприятия в Екатеринбурге, который намерена реализовать ГК «МБМ». Проектирование и строительство ведет ООО «Сибцветмет», треть акций которого принадлежат ГК «МБМ». Общий бюджет проекта – 560 млн рублей, из них 150 млн рублей – планируемый заем у Российского фонда технологического развития (РФТР), 410 млн рублей – собственные и привлеченные средства предприятия. Ожидается, что решение о возможности или невозможности выделения займа, будет принято в апреле этого года. В течение 5 лет займ планируется полностью погасить. На предприятии будет создано 57 рабочих мест. Мощность производства составит 660 тонн переработанных катализаторов (по лигатурной массе) или порядка 2000 килограммов платины в год. Точное количество получаемых металлов варьируется в зависимости от типа и состояния поставляемых для переработки катализаторов.

Проект этот на сегодняшний день весьма востребован, поскольку в России существует всего один крупный переработчик дезактивированных катализаторов нефтяной промышленности – это ОАО «Красцветмет». Рынок же отработанных катализаторов на территории Таможенного Союза – более 3000 тонн – что в несколько раз больше, чем имеющиеся производственные мощности.

 

И все же без государства не обойтись

Однако даже компании, которая способна самостоятельно и разработать новые технологии, и внедрить их, без поддержки государства порой не обойтись. Препятствием для инноваций становится не только нехватка финансов, но и несовершенство законов.

Специалисты ГК «МБМ», оценив потребности и перспективы рынка, просчитали, что одним из значительных источников восполнения запаса ценных металлов может стать переработка автомобильных катализаторов. Сегодня, на волне все большей озабоченности экологией, государство стимулирует их внедрение – так что при возрастающем количестве машин на дорогах растет и число отработанных катализаторов. По подсчетам экспертов, ежегодно в России выбрасывается примерно 2,5 тыс. тонн катализаторов – между тем переработка их могла бы ежегодно возвращать на вторичный рынок не менее 5 тонн платиноидов (т.е. металлов платиновой группы – платины, палладия, родия).

Переработка автомобильных катализаторов – дело крайне нужное с точки зрения не только экономики, но и экологии, поскольку отслужившие катализаторы оцениваются как умеренно опасные для окружающей среды – это означает, что даже после того, как их вредное воздействие прекратится, на восстановление экологической системы потребуется не менее 10 лет. Но на сегодняшний день российская программа утилизации катализаторов не работает – и дело не только в отсутствии традиции и технологий, но и в законодательных барьерах.

Как рассказала Светлана Ожигова, ГК «МБМ» имеет лицензию на утилизацию отходов, разработала технологию переработки, не уступающую западной, но не может создать пункты сбора у населения, поскольку это не разрешено российским законодательством. «Свои разработки мы начинали, как раз опираясь на опыт других стран, где выстроена цивилизованная система взаимодействия между участниками процесса сбора. Уникальность нашей технологии реализована в комплексе оборудования. Разработанная нами плавильная печь, позволяет максимально извлечь драгоценные металлы из катализаторов с минимальными затратами. Мы пока что "обкатываем" технологию на малых объемах, понимая, что рынка пока не существует. А с принятием шагов на законодательном уровне дальше будем расширять возможности под любой объем», – сообщила руководитель ГК.

Галина Яшина

Написать комментарий

правила комментирования
  1. Не оскорблять участников общения в любой форме. Участники должны соблюдать уважительную форму общения.
  2. Не использовать в комментарии нецензурную брань или эвфемизмы, обсценную лексику и фразеологию, включая завуалированный мат, а также любое их цитирование.
  3. Не публиковать рекламные сообщения и спам; сообщения коммерческого характера; ссылки на сторонние ресурсы в рекламных целях. В ином случае комментарий может быть допущен в редакции без ссылок по тексту либо удален.
  4. Не использовать комментарии как почтовую доску объявлений для сообщений приватного характера, адресованного конкретному участнику.
  5. Не проявлять расовую, национальную и религиозную неприязнь и ненависть, в т.ч. и презрительное проявление неуважения и ненависти к любым национальным языкам, включая русский; запрещается пропагандировать терроризм, экстремизм, фашизм, наркотики и прочие темы, несовместимые с общепринятыми законами, нормами морали и приличия.
  6. Не использовать в комментарии язык, отличный от литературного русского.
  7. Не злоупотреблять использованием СПЛОШНЫХ ЗАГЛАВНЫХ букв (использованием Caps Lock).
Отправить комментарий


Капитал страны
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Отметьте самые значимые события 2021 года:
close
check_box check_box_outline_blank Демонстратор будущего двигателя для многоразовой ракеты-носителя в Свердловской области
check_box check_box_outline_blank Демонстратор нового авиадвигателя ПД-35 в Пермском крае
check_box check_box_outline_blank Полет МС-21-300 с крылом, изготовленным из российских композитов в Иркутской области
check_box check_box_outline_blank Открытие крупнейшего в РФ Амурского газоперерабатывающего завода в Амурской области
check_box check_box_outline_blank Запуск первой за 20 лет термоядерной установки Токамак Т-15МД в Москве
check_box check_box_outline_blank Создание уникального морского роботизированного комплекса «СЕВРЮГА» в Астраханской области
check_box check_box_outline_blank Открытие завода первого российского бренда премиальных автомобилей Aurus в Татарстане
check_box check_box_outline_blank Старт разработки крупнейшего в Европе месторождения платиноидов «Федорова Тундра» в Мурманской области
check_box check_box_outline_blank Испытание «зеленого» танкера ледового класса ICE-1А «Владимир Виноградов» в Приморском крае
check_box check_box_outline_blank Печать на 3D-принтере первого в РФ жилого комплекса в Ярославской области
Показать ещеexpand_more