Неправильное впечатление о бизнесе в России
Ричард Томас – основатель и генеральный директор интернет-портала Locations4business.com. Более 30 лет он занимался вопросами прямых иностранных инвестиций, работал с агентствами инвестиционного развития и крупнейшими инвесторами. Он рассказал «Капиталу страны» о роли государства в успешной реализации проектов. В чем недостаток инвестиционных агентств России?
Расскажите об истории создания вашего сайта и концепции проекта Locations4business. Какие были предпосылки? Сколько времени ушло на создание ресурса? И насколько он сегодня эффективен?
Ричард Томас: Locations4business.com – это мировой интернет ресурс, который предоставляет компаниям из разных уголков света необходимую информацию для принятия инвестиционных решений. В 2008 году мое исследование показало, что на просторах интернета нет ничего, что представляло бы реальную ценность для компаний, заинтересованных в прямых иностранных инвестициях (ПИИ). Интернет представляет собой идеальный инструмент, предоставляющий компаниям из разных точек земного шара информацию о стране/регионе или городе, необходимую для расширения их деятельности либо для новых инвестиций.
Первые шаги по созданию Locations4business.com начались еще в 2009 году. Потребовался целый год исследования различного рода, чтобы сложить всю первоначальную информацию вместе – и лишь в Феврале 2010 портал был запущен. С момента создания сайта он постоянно обновлялся, изменялся и улучшался. Процесс продолжается, и будет продолжаться.
Много ли конкурентов в вашем сегменте? Насколько ваш портал востребован?
Ричард Томас: Да, существует некоторое количество цифровых информационных ресурсов, но ни один из них не больше и не сложнее нашего портала, Locations4business.com. Контент нашего сайта огромный, и он ежедневно обновляется. Количество уникальных посетителей значительно возросло с момента запуска сайта. На сегодняшний момент количество уникальных посетителей в год составляет 130 000 человек из 115 стран мира, и их число продолжает расти. Сегодня мы также сотрудничаем с различными тематическими сайтами из большинства стран мира, которые способствуют ПИИ в Европу. Чем больше информации мы размещаем о различных регионах или городах, например, России, тем больше посетителей узнают о возможностях этой страны.
За последний год в России предпринимались различные попытки создания инвестиционной карты с тем, чтобы облегчить коммуникацию между инвесторами и разработчиками инвестиционных проектов и восполнить недостаток информации. Не могли бы вы поделиться своим опытом создания подобной карты, дать рекомендации и рассказать об основных правилах, которые должны быть соблюдены при создании инвестиционной карты?
Ричард Томас: Проблема заключается в нахождении большого числа инвесторов, но чтобы сделать это, проект должен быть крупным и должен хорошо индексироваться поисковыми системами. Небольшим сайтам или узкоспециализированным сайтам не хватает контента с тем, чтобы получить необходимую видимость в поисковых системах. Что касается нашего сайта Locations4business.com, то, к счастью, его размер и качество позволяют нам быть первым авторизированным сайтом на тему иностранных инвестиций. И это способствует росту количества уникальных посетителей (компаний, корпоративных посетителей). Без определенного количества или качества компаний, которые посещают наш сайт, разработчики инвестиционных проектов потеряют свою значимость.
Компании, которые рассматривают различные инвестиционные проекты, знают, что их инвестиционное решение будет иметь важное стратегическое значение в течение длительного времени. Поэтому они хотят узнать как можно больше о возможностях, доступных им. Очень важно иметь сайт, который будет предоставлять как можно больше необходимой информации, с одной стороны, а с другой – своевременно.
Важно ли участие государства в успешной реализации инвестиционных проектов? Сотрудничаете ли вы с государственными институтами или вам хватает контактов в бизнес-сообществах? Данная тематика имеет большое значение в России, поскольку тут иностранные инвесторы требуют гарантий от государства возврата их инвестиций.
Ричард Томас: Роль центрального и регионального управленческого аппарата очень важна для привлечения инвестиций в страну или регион. Правительство должно создавать правильные условия для инвестиций, и иностранные инвесторы должны быть уверены, что их готовы принять, и что их интересы будут защищены, так же как и интересы местных компаний. Они не стремятся получить конкурентное преимущество, но они надеются на честный и равный подход. Сейчас все больше стран понимают, что неважно, зарубежная или местная компания создает рабочие места, важен сам факт их создания.
Иностранные инвесторы принимают свои решения, сопоставляя риски и выгоду. Они будут готовы пойти на высокие риски, только если награда будет соответствующей. Однако высокое восприятие риска значительно снижает количество инвесторов. Россия является, и должна быть, очень привлекательной страной для ПИИ. Объем российского рынка велик и предоставляет компаниям все возможности для продажи своих товаров и услуг. Россия богата природными ресурсами, но, что более важно, она богата более образованными трудовыми ресурсами по конкурентоспособным ценам. Здесь возможно найти места для строительства заводов и коммерческих зданий за конкурентные цены. Единственное, что должно сделать государство, – это создать конкурентоспособную бизнес среду, в которой иностранные инвесторы буду служить неким катализатором для роста и инноваций. Каждая зарубежная инвестиция должна вносить свой вклад в работу местных компаний.
На сегодняшний момент Россия воспринимается как страна с большим потенциалом, но в тоже время и с высокими рисками. Необходимо, чтобы была создана такая законодательная база и среда, в которой инвесторы смогли бы доверять правительству, а бизнес мог бы процветать. Данные вопросы необходимо решать последовательно с тем, чтобы в итоге создать благоприятную бизнес среду.
С какими типами инвестиций вы обычно работаете, и какие инвестиции обычно выбирают инвесторы, с которыми вы работаете? Я имею в виду прямые инвестиции в основной капитал, в финансовый сектор или венчурные инвестиции.
Ричард Томас: Наш интернет-портал легко найти в поисковиках. Мы выкупили более тысячи ключевых слов и фраз, которые обычно компании используют в поисковиках. Компании, заходящие на наш сайт, посещают нас из абсолютно разных стран – на сегодняшний день примерно 60% из Европы, 20% из Северной Америки и 20% из Азии – и это компании из всевозможных сфер деятельности. Большинство компаний заинтересованы в прямых инвестициях – это может быть открытие офисов, сбыт либо производственные операции. И они готовы осуществлять данные инвестиции либо оставляя за собой 100-процентное владение, либо заключая некие партнерские соглашения, открывая совместные предприятия с местным бизнесом.
По вашему мнению, зависит ли характер инвестиций от специфики страны? Что может изменить тип инвестиций? На что может рассчитывать Россия? Могут ли прямые, не спекулятивные, инвестиции прийти в Россию? Что должно быть сделано для этого помимо достижения большей прозрачности?
Ричард Томас: Характер инвестиций полностью зависит от специфики страны. У иностранных инвесторов выбор огромен, и они будут очень тщательно выбирать, куда же им вложить в итоге деньги. В России основным инвестиционным драйвером для компаний должна стать возможность обслуживать большой внутренний рынок и соседние страны. Если будет проведена правильная политика в России, то она сможет наравне конкурировать со странами Восточной Европы, такими как Польша, за иностранные инвестиции, которые будут способствовать производству и переработке товаров для более широких европейских и азиатских рынков.
Существуют два основных вопроса, интересующих иностранных инвесторов. Первый заключается в том, что инвесторы должны чувствовать, что они нужны той стране, региону или городу, куда они инвестируют, что их готовы дружелюбно принять. Во-вторых, поскольку иностранные инвесторы незнакомы толком с бизнес культурой другой страны, а также в этой стране у них первоначально не так много контактов, поэтому агентства инвестиционного развития должны оказывать им помощь. Иностранные инвесторы должны быть уверены, что необходимый уровень помощи будет им оказан. На сегодняшний момент единственным недостатком является то, что Российские агентства инвестиционного развития не столь профессиональны в своей деятельности, как, например, европейские или американские агентства. Сегодня очень тяжело получить от российских агентств детализированную и четко структурированную информацию и с ними очень тяжело общаться. Часто телефонные звонки и электронные сообщения остаются без ответа, либо ответ приходит на плохом английском языке. И все это создает неправильное впечатление о том, что инвестировать и делать бизнес в России гораздо тяжелее, чем это есть на самом деле.
Написать комментарий