24 НОЯ, 13:00 МСК
USD (ЦБ)    102.5761
EUR (ЦБ)    107.4252


«Конкуренция между двумя видами газа». Зачем России налаживать производство СПГ

14 Декабря 2017 9673 0 Экономика
«Конкуренция между двумя видами газа». Зачем России налаживать производство СПГ

В начале декабря нынешнего года, точно в запланированный срок, вступил в строй второй российский завод по производству сжиженного газа – «Ямал СПГ». Каковы перспективы России на рынке СПГ и планы по дальнейшему развитию этого направления?

Российские проекты СПГ – кто в доле

Все крупные российские СПГ-проекты экспортоориентированы и реализуются при участии одной из трех крупнейших российских газодобывающих компаний – «Газпром», «Роснефть» и «Новатэк». По закону «Об экспорте газа» только эти компании имеют право поставлять сжиженный газ на внешние рынки. Однако доля их в СПГ-проектах составляет, в лучшем случае, чуть больше половины, остальное принадлежит зарубежным партнерам.

Первый завод по производству СПГ в России был запущен в 2009 году в рамках проекта Сахалин-2 компанией «Сахалин Энерджи», акционерами которой являются «Газпром» (50% + 1 акция), Shell (27,5% - 1 акция), Mitsui (12,5%) и Mitsubishi (10%). Действующие на заводе две технологические линии сжижают ежегодно 14,9 млрд кубометров газа, производя 10,8 млн тонн СПГ, который отправляется на экспорт в страны АТР.

В проекте «Ямал СПГ» участвуют «Новатэк» (50,1%), французская Total и китайская CNPC (каждой из них принадлежит по 20% акций; кроме того, Total владеет и 19% акций компании «Новатэк»), а также китайский фонд Silk Road (9,9%), который помимо этого предоставил «Новатэку» займ в 730 млн евро на 15 лет для финансирования строительства. Первая линия предприятия была запущена в начале декабря нынешнего года, в ближайшие год-полтора планируется запустить еще две лини, мощность каждой линии – 5,5 млн тонн СПГ. Основная часть газа уже продана в рамках долгосрочных контрактов. Среди покупателей, помимо самих участников проекта, испанская Gas Natural Fenosa и российский «Газпром».

В планах российского правительства – наладить добычу природного газа вдоль всей береговой линии от Балтийского моря до Тихого океана, однако срок реализации остальных проектов по производству СПГ назначен пока лишь ориентировочно – на 2022–2023 годы.

Окрыленный успехом «Ямала СПГ», «Новатэк» ищет партнеров для строительства «Арктик СПГ-2» на Гыданском полуострове в Карском море.

В Хабаровском крае планируется строительство Дальневосточного СПГ в рамках проекта «Сахалин-1». Оператор проекта – Exxon Neftegas, дочерняя компания корпорации ExxonMobil (30% акций), другими участниками являются японская Sodeco (30%), индийская ONGC и «Роснефть» (по 20%).

На Балтике, в районе морского порта Усть-Луга намерены построить свой второй завод по производству СПГ «Газпром» и Shell. Мощность его составит 10 млн тонн в год с возможностью расширения до 15 млн тонн. Планируется, что газ будет продаваться на рынках Европы (в Испании, Португалии, Великобритании – как альтернатива трубопроводным поставкам) и Латинской Америки. Помимо этого, часть газа из Усть-Луги будет поступать в Калининградскую область для снижения зависимости региона от транзита газа через Литву.

Какие надежды возлагает правительство на СПГ

России необходимо наращивать производство СПГ, чтобы успеть закрепиться на этом перспективном рынке, считает президент Владимир Путин. По оценкам экспертов, спрос на газ к 2040 году увеличится более чем на 40%, а поставки сжиженного газа могут вырасти на 70%. Доля России на мировом рынке СПГ составляет сегодня порядка 5%, но к 2040 году планируется увеличить ее втрое, а производство отечественного сжиженного газа – в 8 раз.

Однако для того чтобы достичь таких результатов, России необходимо освоить технологии крупнотоннажного сжижения газа и наладить производство соответствующего оборудования. Поскольку сейчас у нас все импортное, то, по самым грубым оценкам, только в рамках капитальных затрат на сжижение нам придется «возвращать» поставщикам оборудования до 40% от цены реализации СПГ на конечных рынках.
Президент предложил привлечь к изготовлению оборудования для заводов СПГ российские оборонные предприятия. Предполагается, что в дальнейшем на заводе «Ямал СПГ» будет построена четвертая линия уже с помощью российских технологий. Мощность ее составит всего 1 млн тонн, но зато она позволит «обкатать» технологии, которые затем будут применяться при строительстве других предприятий. Локализация производства поможет обеспечить загрузку отечественных заводов. По планам правительства, доля отечественного оборудования для проектов СПГ должна достичь 80% через пять лет.

Кроме того, «Ямал СПГ» позволяет освоить новый экспортный маршрут – через Северный морской путь, без строительства дорогостоящих газопроводов. Правда, вместо этого придется построить 15 танкеров-газовозов. Помимо них, в Баренцевом море планируется возвести четыре искусственных острова, на которых разместится Центр строительства крупнотоннажных морских сооружений. Там будут изготавливать морские комплексы по производству, хранению и отгрузке сжиженного природного газа, а также ремонтировать и обслуживать морскую технику и оборудование, используемые для освоения морских нефтегазоконденсатных месторождений. Острова обойдутся более чем в 25 млрд руб., которые предоставит ОАО «Кольская верфь». Для первой очереди самого Центра строительства потребуется еще более 50 млрд руб.

Насколько важен для России СПГ

«Газпром» выражает опасения, что российский СПГ может составить конкуренцию российскому трубопроводному газу. «Мы должны понимать, что тот же "Ямал-СПГ" – это отсутствие экспортной пошлины, отсутствие НДПИ. А газ, который он заместит, это тот самый газ, за который "Газпром" передал бы (налоги) в бюджет РФ. То есть это явная потеря бюджетной эффективности», – заявил замначальника департамента перспективного развития «Газпрома» Николай Кисленко.

Владимир Путин подчеркнул, что конкуренции между двумя видами российского газа на внешнем рынке необходимо избегать, но зато стоит продвигать СПГ на внутренний рынок – за счет перевода на газомоторное топливо общественного транспорта, а также за счет поставок СПГ в удаленные населенные пункты, где нет сетевого газа.

К слову, на начало 2017 года уровень газификации природным газом в России, по данным Минэнерго, составлял 67,2%: в городах и поселках городского типа – 70,9%, и на селе – 57,1%. За прошедший год он вырос всего на 1%, а инвестиции в газификацию уменьшились на 9%. Очевидно, что обеспечивать газом население собственной страны гораздо менее прибыльно, чем его экспортировать: потребители платят за него меньше, чем в Европе, а у регионов нет средств на оплату газификации. Что же касается СПГ, то он значительно дороже магистрального. Для обеспечения им населенных пунктов, отдаленных от газотранспортной системы, там собираются возводить малотоннажные заводы. Вряд ли это сильно поможет решению проблемы газификации страны.

С точки зрения освоения новых технологий и создания рабочих мест, эффективность госвложений в производство СПГ – также вопрос спорный. Пока эти рабочие места создаются, в основном, не у нас, отмечает гендиректор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов. Так, на «Ямал СПГ» из десяти подрядчиков российский только один, а в газовозе «Кристоф де Маржери», который строился в Корее, из российского – только деньги и фанера. При этом проекты, связанные с СПГ, невозможны без крупных иностранных партнеров, а они будут участвовать в них лишь на очень выгодных условиях. Так, «Ямал СПГ» – частный проект – получил колоссальную поддержку государства в плане финансов и налогов: нулевой НДПИ на длительный срок, сниженный налог на прибыль и другие преференции. Государство предоставило участникам проекта кредиты, инвестировало в инфраструктуру, строит за свой счет ледоколы-газовозы и при этом даже не получает пошлины от экспорта СПГ.

«Целесообразно ли было тратить такие колоссальные инвестиции на этот проект, когда можно было эти средства гораздо эффективней потратить на том же нефтегазовом рынке? Конечно, определенный эффект есть. Но если суммировать все вложения, возврат инвестиций крайне спорный», – считает эксперт.

Галина Яшина

Написать комментарий

правила комментирования
  1. Не оскорблять участников общения в любой форме. Участники должны соблюдать уважительную форму общения.
  2. Не использовать в комментарии нецензурную брань или эвфемизмы, обсценную лексику и фразеологию, включая завуалированный мат, а также любое их цитирование.
  3. Не публиковать рекламные сообщения и спам; сообщения коммерческого характера; ссылки на сторонние ресурсы в рекламных целях. В ином случае комментарий может быть допущен в редакции без ссылок по тексту либо удален.
  4. Не использовать комментарии как почтовую доску объявлений для сообщений приватного характера, адресованного конкретному участнику.
  5. Не проявлять расовую, национальную и религиозную неприязнь и ненависть, в т.ч. и презрительное проявление неуважения и ненависти к любым национальным языкам, включая русский; запрещается пропагандировать терроризм, экстремизм, фашизм, наркотики и прочие темы, несовместимые с общепринятыми законами, нормами морали и приличия.
  6. Не использовать в комментарии язык, отличный от литературного русского.
  7. Не злоупотреблять использованием СПЛОШНЫХ ЗАГЛАВНЫХ букв (использованием Caps Lock).
Отправить комментарий


Капитал страны
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Отметьте самые значимые события 2021 года:
close
check_box check_box_outline_blank Демонстратор будущего двигателя для многоразовой ракеты-носителя в Свердловской области
check_box check_box_outline_blank Демонстратор нового авиадвигателя ПД-35 в Пермском крае
check_box check_box_outline_blank Полет МС-21-300 с крылом, изготовленным из российских композитов в Иркутской области
check_box check_box_outline_blank Открытие крупнейшего в РФ Амурского газоперерабатывающего завода в Амурской области
check_box check_box_outline_blank Запуск первой за 20 лет термоядерной установки Токамак Т-15МД в Москве
check_box check_box_outline_blank Создание уникального морского роботизированного комплекса «СЕВРЮГА» в Астраханской области
check_box check_box_outline_blank Открытие завода первого российского бренда премиальных автомобилей Aurus в Татарстане
check_box check_box_outline_blank Старт разработки крупнейшего в Европе месторождения платиноидов «Федорова Тундра» в Мурманской области
check_box check_box_outline_blank Испытание «зеленого» танкера ледового класса ICE-1А «Владимир Виноградов» в Приморском крае
check_box check_box_outline_blank Печать на 3D-принтере первого в РФ жилого комплекса в Ярославской области
Показать ещеexpand_more