27 ЯНВ, 07:16 МСК
USD (ЦБ)    98.2636
EUR (ЦБ)    103.1870
Владелец умной колонки? Попросите Алису прочитать новости «Капитала Страны»


«Информационное банкротство»: Как СМИ вернуть доверие общества

14 Сентября 2021 9697 0 Интервью и комментарии
«Информационное банкротство»: Как СМИ вернуть доверие общества

Журналистам по всему миру придется начать битву за возвращение доверия к профессиональным СМИ. Согласно докладу Edelman Trust Barometer 2020 новости из наиболее пострадавших стран и репортажи журналистов были включены в тройку наименее надежных источников информации о коронавирусе. В докладе за 2021 год и вовсе заявлено, что США (а вместе с ними и прочие развитые страны) вступили в эпоху «информационного банкротства».

Опрос IPSOS летом 2020 г. утверждает: 68% россиян считают, что газеты и журналы распространяют ложную информацию. Что особо показательно, в европейских странах (например, в Венгрии и Сербии) уровень недоверия к СМИ еще выше. Лишь треть французов доверяет информации, транслируемой теле- и радиоресурсами.

Недавний опрос Центра социального проектирования «Платформа» показал: 56% россиян не доверяют статистике о распространении коронавируса. Две трети из них считают, что информация искажается намеренно. 27% опрошенных перестали доверять официальной информации именно в ходе эпидемии ковида. Словам знакомых врачей и личному опыту переболевших россияне доверяют больше, чем публикациям в СМИ.

Масс-медиа вышли из «инфодемии» не в лучшем состоянии. И падение продаж, сокращение рекламных бюджетов и увольнения сотрудников – это лишь верхушка айсберга, внешние симптомы куда более сложного заболевания.

Проблемы с разоблачением множества фейков. Зачастую опровержение слухов и откровенной лжи сводилось к заявлению: «Официальные власти признали эту информацию недостоверной». В лучшем случае к этому упоминанию добавляли комментарий эксперта. Журналисты словно бы не пытались спрогнозировать, как отреагирует целевая аудитория.

Негативную роль сыграло и вытеснение ковидом всех прочих значимых тем, в том числе — связанных с повесткой здравоохранения (таких как, например, онкозаболевания, заболевания сердечно-сосудистой системы).

В первую очередь необходимо перейти от освещения факта к его интерпретации. Недостаточно привести комментарии экспертов. Автор сам должен предложить аудитории оригинальную трактовку событий. Завоевать ее доверие, стать полноценным лидером общественного мнения, как лучшие его коллеги по цеху. А для этого нужно быть глубоко погруженным в проблематику, разбираться в ней, а не быть просто «транслятором» чужого мнения.

Второй актуальной задачей для современных СМИ является коллаборация с миром социальных медиа. Соцсети и Интернет – это не «убийцы журналистики». Они ее будущее. И речь идет не только о платных подписках. Перед изданиями лежит широкое поле для экспансии. Новые форматы социальных медиа продвигаются умными алгоритмами лучше привычных. Значит, там и лежат перспективы современной журналистики. Интервью – это готовый подкаст, фоторепортаж ждет публикации в историях, для длинной заметки найдется место в Instant Articles. Также нужно постоянно осваивать новые источники трафика, распространяя свое присутствие на мессенджеры, видеохостинги и т.д. При этом нужно отказаться от простых решений. Не стоит рассчитывать на рост популярности издания, банально разместив ссылку, картинку и скопированный лид. Для каждой из площадок нужно найти свой алгоритм размещения. Не будем забывать и о разнообразных сервисах, которые IT-компании (например, тот же Google) создают специально для профессиональных журналистов и традиционных СМИ.

Нужно с максимальной пользой задействовать потенциал блогеров. Они уже научились общаться с аудиторией так, чтобы обеспечить необходимый поток трафика. Блогер — это не только конкуренты масс-медиа. Это их потенциальные авторы. Способные прибавить к аудитории Интернет-издания немалую часть своих подписчиков.

Также необходимо перестроить работу СМИ в соответствии с последними тенденциями в потреблении коммерческой медиапродукции (фильмов и сериалов на стриминговых площадках, видеоигр и т.д.). Пользователь желает, чтобы ваш контент всегда был «в зоне доступа», идет ли речь об огромной «плазме» дома или экране смартфона во время поездки на работу. Необходимо усиливать кастомизацию и персонализацию контента, ориентироваться на конкретные группы зрителей или читателей, а не «среднестатистического россиянина». Можно по-разному относиться к этой тенденции, но мы все более погружаемся в глобализированную культуру. И потому круг интересов аудитории все чаще выходит за рамки государственных границ. Поэтому разница между внутренней и внешней повесткой, между международниками и условными «специалистами по России» постепенно исчезает. И одновременно растет потребность в освещении «экспортируемого разнообразия». Вполне очевидно, что измениться должны и сами форматы презентации информации в СМИ. И в первую очередь здесь идет речь о технологиях дополненной реальности.

Ковид обнажил многие язвы современной журналистики. Но он также открыл перед нами окно возможностей для ее развития. Хаос – это лестница. По ней можно подняться или опуститься вниз. Все зависит от того, используем ли мы все доступные возможности для роста.

Спасибо, что читаете «Капитал страны»! Получайте первыми самые важные новости в нашем Telegram-канале или Вступайте в группу в «ВКонтакте» или в «Одноклассниках»

Арина Шарапова
Арина Шарапова (соавторы: Селезнев П.С.)

Написать комментарий

правила комментирования
  1. Не оскорблять участников общения в любой форме. Участники должны соблюдать уважительную форму общения.
  2. Не использовать в комментарии нецензурную брань или эвфемизмы, обсценную лексику и фразеологию, включая завуалированный мат, а также любое их цитирование.
  3. Не публиковать рекламные сообщения и спам; сообщения коммерческого характера; ссылки на сторонние ресурсы в рекламных целях. В ином случае комментарий может быть допущен в редакции без ссылок по тексту либо удален.
  4. Не использовать комментарии как почтовую доску объявлений для сообщений приватного характера, адресованного конкретному участнику.
  5. Не проявлять расовую, национальную и религиозную неприязнь и ненависть, в т.ч. и презрительное проявление неуважения и ненависти к любым национальным языкам, включая русский; запрещается пропагандировать терроризм, экстремизм, фашизм, наркотики и прочие темы, несовместимые с общепринятыми законами, нормами морали и приличия.
  6. Не использовать в комментарии язык, отличный от литературного русского.
  7. Не злоупотреблять использованием СПЛОШНЫХ ЗАГЛАВНЫХ букв (использованием Caps Lock).
Отправить комментарий


Капитал страны
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Отметьте самые значимые события 2021 года:
close
check_box check_box_outline_blank Демонстратор будущего двигателя для многоразовой ракеты-носителя в Свердловской области
check_box check_box_outline_blank Демонстратор нового авиадвигателя ПД-35 в Пермском крае
check_box check_box_outline_blank Полет МС-21-300 с крылом, изготовленным из российских композитов в Иркутской области
check_box check_box_outline_blank Открытие крупнейшего в РФ Амурского газоперерабатывающего завода в Амурской области
check_box check_box_outline_blank Запуск первой за 20 лет термоядерной установки Токамак Т-15МД в Москве
check_box check_box_outline_blank Создание уникального морского роботизированного комплекса «СЕВРЮГА» в Астраханской области
check_box check_box_outline_blank Открытие завода первого российского бренда премиальных автомобилей Aurus в Татарстане
check_box check_box_outline_blank Старт разработки крупнейшего в Европе месторождения платиноидов «Федорова Тундра» в Мурманской области
check_box check_box_outline_blank Испытание «зеленого» танкера ледового класса ICE-1А «Владимир Виноградов» в Приморском крае
check_box check_box_outline_blank Печать на 3D-принтере первого в РФ жилого комплекса в Ярославской области
Показать ещеexpand_more