Генсек ООН Антониу Гутерриш сделал заявление о возвращении холодной войны в международную политику. Однако сегодняшняя ситуация отличается от той, которая существовала во времена СССР. Главное отличие в том, что теперь ни одно из государств не имеет прежнего контроля. К тому же, многие страны стали проявлять свою активность. В целом ситуацию генсек ООН описал как многополярность мира, конфронтацию между многими странами, плюс «серьезный конфликт» между Россией и Западом.
Совбез уже не тот
Своим взглядом на то, что происходит сегодня в мировой политике, Антониу Гутерриш поделился в беседе со шведским телеканалом SVT. «Теперь США и Россия не контролируют всех, как это было раньше. Многие страны очень активны в регионе: Турция, Иран, Саудовская Аравия и другие. Не существует двух однородных контролируемых блоков», – сказал генсек. Подчеркнув, что нет и «механизмов для диалога, контроля и коммуникации».
Кроме этого, по словам Гутерриша, в Совете Безопасности существуют реальные структурные проблемы. Сегодня этот орган уже не отражает баланс сил в мире, и, как следствие, не соответствует современным реалиям.
Генеральный секретарь ООН также отметил, что сегодня есть государства, которые злоупотребляют правом вето. А провести полную реформу невозможно без внесения изменений в работу Совета Безопасности. Плюс ко всему, по словам политика, ООН неспособна урегулировать сирийский конфликт.
Конфликт Запада и России
По словам Гутерриша, в условиях новой холодной войны нет никаких гарантий того, что события выйдут из-под контроля. Вместе с этим в серьезном конфликте, который существует между Россией и Западом, мировому сообществу надо «приложить все необходимые усилия, чтобы восстановить диалог, чтобы стороны смогли преодолеть напряженность». В этом плане, как считает политик, на прошлой неделе этот кризис «достиг апогея».
Сирийский конфликт невозможно будет разрешить до тех пор, пока в Совете безопасности существуют принципиальные разногласия. Генсек отмечает, что в случае с сомнительной законностью ракетных ударов Запада по объектам в Сирии у Организации Объединенных Наций существуют «понятные правила для разрешения таких ситуаций», однако сейчас необходимо не оборачиваться назад, в прошлое.
«В Сирии присутствуют несколько разных армий, всевозможные ополченцы, боевики со всего мира, сталкиваются разные интересы, идет холодная война, есть конфликт между суннитами и шиитами, существуют и другие разногласия между различными частями региона», – считает Гутерриша. Думать, что ООН сможет «магически» разрешить эти противоречия было бы «наивно», отмечает он.
Баланс сил
Высказывание генерального секретаря ООН прокомментировал президент Центра стратегических коммуникаций политолог Дмитрий Абзалов. В разговоре с RT он отметил, что во времена холодной войны было два крупных лагеря, сегодня же существует несколько точек силы. «Причем самое важное, что в разных секторах – экономика, политика – они несколько варьируются. На этом фоне тяжело выстраивать балансирование, поэтому с этой точки зрения мир более сложный, чем был, и, соответственно, его сложнее сохранить», – отмечает эксперт.
По его словам, если раньше Совбез ООН являлся определенной площадкой для переговоров, то сегодня – это площадка по блокировке тех или иных инициатив. «При этом аргументация не играет ключевой роли», – подчеркнул Абзалов.
Для сохранения баланса в Совет Безопасности надо привлекать новые силы, считает аналитик. В то время как сегодня в структуре есть «определенная дискриминация»: то есть, есть страны, которые входили в одну структуру. «Например, Великобритания и Франция – в Евросоюз. Страны, которые входят в одну военную кооперацию, – НАТО (Франция, Великобритания, США). При этом есть развивающиеся страны, которые стали не так активны, поэтому очень важный фактор заключается в попытке включить новых игроков», – поясняет Абзалов.
Некорректное сравнение
По мнению политолога, заместителя директора Института истории и политики МПГУ Владимира Шаповалова, сравнивать сегодняшнюю ситуацию с холодной войной – не вполне некорректно. Вместе с этим он согласен с тем, что разногласия, которые существуют между Россией и США, действительно серьезные.
В эфире радио Sputnik аналитик обратил внимание на тот факт, что функция генерального секретаря ООН заключается в смягчении конфликтов и поиске путей к компромиссу. Что касается самих рассуждений на эту тему, то подобные рассуждения могут «привести к попыткам легитимировать глобальную гегемонию со стороны США», что означает лишение всех остальных права вето в Совбезе ООН.
«Но данная идея непродуктивна, это не приведет к смягчению конфликта. Очевидно, что сейчас необходим широкий диалог, поиск путей выхода из конфликта», – считает Шаповалов. Отмечая вместе с этим, что США и их союзники в данный момент не готовы к диалогу или компромиссу.
Написать комментарий