04 ДЕК, 16:22 МСК
USD (ЦБ)    107.7409
EUR (ЦБ)    114.3149


Дороговизна машин и отсутствие сети. Имеют ли будущее электромобили в России?

21 Сентября 2017 9665 5 Новые возможности
Дороговизна машин и отсутствие сети. Имеют ли будущее электромобили в России?

Идея наделить в Москве водителей электромобилей новыми привилегиями витает в воздухе. В Московской области это уже свершилось – транспортный налог для водителей электромобилей отменен. Когда их количество в Москве начнет увеличиваться, чиновники, вероятно, узаконят и новые преференции – не только упразднение налога, но и проезд по выделенным полосам. Однако есть ли будущее у электромобилей в России?

Музей под открытым небом

По данным Автостата, всего на 1 января 2016 года в парке России насчитывалось 647 электромобилей. В Москве и Московской области (т.е. в объединенном Московском регионе) – 280 шт. Затем следовали Приморский край, Самарская область и Краснодарский край. Картинка вырисовывалась удивительная: в 50 регионах России электромобиль – это только «музейный» экземпляр – в единственном числе или их количество выражалось однозначной цифрой.

По состоянию на 1 января 2017 года, в России уже насчитывается 920 электромобилей, прирост по стране – на 273 шт., а в процентах – даже 42,2%. Убаюкивающие цифры. Парк представлен лишь несколькими моделями: большую часть российского парка электромобилей составляет Nissan Leaf, Mitsubishi i-MiEV и Tesla Model S. Также по российским дорогам ездят 93 экземпляра LADA Ellada, а количество остальных электрокаров – Renault Twizy, Tesla Model X и BMW i3 – не превышает 20 экземпляров. 30% всего парка электромобилей приходится на Москву. И даже в лидирующем Московском регионе число электромобилей продолжает составлять ничтожно малую долю – 0,004% от мирового парка автомашин. В 2017 году в России экологические автомобили лучше продаваться не стали.

Стоимость нового электромобиля семейства Tesla Model S (с дальностью пробега до 420 км) варьируется от 104 до 190 тыс. долларов (т.е. порядка 6-11 млн руб.) Цена модели Smart (двухместный с запасом хода до 145 км) – от 1,6 до 2,2 млн руб. для подержанного автомобиля, а модели Nissan Leaf (с дальностью хода 199 км) – от 1,7 до 2,0 млн руб. и выше.

Российский АвтоВАЗ как бы наступил на пятки зарубежным производителям электромобилей и готов был завоевать достойное место на рынке электрокаров. Так, в 2012 году АвтоВАЗом были спущены с конвейера первые 100 единиц новеньких концептуальных электрокаров с очень мелодичным названием — LADA Ellada (только при чем здесь Греция?). У первого российского электрокара цена совсем не маленькая. Стоимость машины LADA Ellada (выпущенных в тестовом режиме) составила 1,2 млн руб. При запуске в серийное производство цена должна была стать ниже, но вряд ли опустилась бы ниже 700 тыс. руб. Судя по приведенной статистике, даже первые 100 машин не были полностью проданы, а серийное производство, выходит, так и не началось.

Нашумевший «народный» Ё-мобиль оказался всего-навсего пиар-проектом миллиардера Михаила Прохорова. В конструкции Ё-мобиля предполагалось использование электрической трансмиссии с комбинированным питанием от генератора. Промышленное производство машин было запланировано на начало 2015 года, при этом стоимость автомобиля оценивалась, в зависимости от комплектации, от 450 до 490 тыс. руб. Однако в апреле 2014 года было объявлено о фактическом закрытии проекта, передаче ОНЭКСИМом за 1 евро всех технологий государственному институту НАМИ и намерении продать цеха в Петербурге.

Эксперты называют несколько причин такого вялого роста парка электромобилей в России – «гостей из будущего». Главные из них – дороговизна машин и отсутствие сети заправок. По заправкам приняты правительственные решения, которые можно было бы назвать «программой развития». Обсуждаются льготы для владельцев электромобилей – налоговые послабления, бесплатная подзарядка и даже выделенные полосы (например, в Москве). Но только ли в этом дело? Уровень развития российского автопрома в целом и незащищенность внутреннего рынка, отсутствие продуманной государственной программы и целевых инвестиций пока не позволяют говорить об успехах на этом направлении. Суровые климатические условия и электромобиль – совместимые ли это понятия?

Имеют ли будущее электромобили в России

Российские чиновники продолжают дискутировать, какова судьба «гостей из будущего», а потенциальные владельцы электромобилей, тем временем, голосуют рублем. Вернее, воздерживаются голосовать «за».

Год назад министр энергетики России Александр Новак заявил, что к 2020 году количество электромобилей в России может вырасти до 200 тыс. единиц, из них в Московском регионе — около половины. Этот прогноз прозвучал в докладе для форума ENES 2016. Тогда же он уточнил, что компания «Россети» с 2012 года реализует всероссийскую программу развития зарядной инфраструктуры для электротранспорта, в соответствии с которой в столице установили порядка 30 зарядных станций. Примерно столько же зарядок появилось в других крупных городах России (Санкт-Петербурге, Ярославле, Челябинске, Сочи). В Москве количество подзарядных станций к лету этого года должны были довести до 250.

Замглавы того же самого Минэнерго Кирилл Молодцов раскритиковал идею популяризации электромобилей в России. Он выразил мнение, что электромобили не подходят для отечественного климата и больших расстояний. При этом замминистра поддержал развитие газомоторного транспорта. «Ту же Lada XRAY, если оборудовать газом, — она будет в три раза дешевле, чем бензин, и дешевле в эксплуатации, чем электромобиль», — отметил он. По его словам, число газомоторных автомобилей в России увеличится к 2020 году более чем в два раза и достигнет 370 тыс. Сейчас их около 150 тыс. Молодцов отметил, что является сторонником использования сжиженного природного газа (СПГ).

Конечно, одно другому не мешает. Но главная проблема с электромобилями – это то, что их надо часто подзаряжать. Пробег на одной подзарядке часто указывается производителем для испытаний при «идеальных» условиях. А если летом в салоне жарко и надо включить кондиционер, а зимой – холодно и потребуется обогрев салона, то – что станет с пробегом? Установлено, что холодной зимой дальность пути уменьшается в 3 раза. Время подзарядки – несколько часов. И эти обстоятельства сводят на нет преимущества от использования электрической тяги – экологичность, простота конструкции и управления электромобиля, высокая надежность и долговечность экипажной части (до 20—25 лет).

В 2016 году пришло сообщение, что в правительстве принято постановление, обязывающее оборудовать все АЗС зарядными терминалами, которые позволяли бы заряжать электромобили. В России с огромными расстояниями и суровым климатом на большей части ее территории, применение электромобилей, похоже, не получит широкого распространения. Парк электромобилей практически не растет, а со станциями для их зарядки – бум? Мягко выражаясь, имеет место развитие процесса выстраивания сети подзарядных подстанций темпами, сильно опережающими развитие парка электромобилей, как таковых. Определенные перспективы для развития парка электромобилей имеются, по-видимому, только в южных регионах России и на Дальнем Востоке – в силу климатических условий. Тогда зачем оснащать электрозарядными терминалами всю Сибирь и Северные территории? Для большинства территорий, возможно, оптимальное решение вопроса будет вообще найдено в развитии автомобилей, работающих на сжиженном природном газе.

Получается, что лоббисты сделали свое дело: постановление правительства фактически создает рынок зарядных терминалов в стране, где электромобилей, судя по статистике, в большинстве регионов нет, и в обозримом будущем не предвидится. Если количество АЗС России приближается к 60 000, то пропорция получается впечатляющая: к услугам тысячи водителей электромобилей (это если цифру округлить в сторону увеличения) – по 60 заправок по всей стране «на брата». Зато рынок для госкорпорации «Ростех», которая разработала и разрекламировала собственные зарядные терминалы, вырисовывается очень привлекательный. Не менее 6 млрд руб., если это указание премьера будет-таки досконально выполняться.

Ситуация за рубежом

Для сравнения приведем данные о количестве автомобилей на электрической тяге в зарубежных странах. К концу 2016 года общее ко­ли­че­ство элек­тро­мо­би­лей в мире пре­вы­си­ло 2 млн. Ко­ли­че­ство ав­то­мо­би­лей и гру­зо­ви­ков с ДВС до­стиг­ло 1,4 млрд, тогда как элек­тро­мо­би­лей – 2 млн (т.е. 0,14%). Ми­ро­вые про­да­жи лег­ко­вых элек­тро­мо­би­лей и под­клю­ча­емых ги­бри­дов в 2016 году со­ста­ви­ли 774 тыс. единиц с ростом в 42% к 2015 году.

Правительство Германии планирует к 2020 году вывести на дороги страны 1 млн электромобилей, гибридных автомобилей и полных гибридов (PHEV), а до 2030 года число таких машин должно возрасти уже до 6 млн. При этом принятая программа предполагает ряд мер для стимулирования спроса на такие автомобили. В частности, на 10 лет владельцы электромобилей освобождаются от налогов на транспортное средство. Помимо специальных парковочных мест для электромобилей, в Германии предполагалось создать еще и специальные полосы для них. Серийное производство началось в 2011 году, и на эти цели из бюджета было выделено 500 млн евро. Климат Германии – умеренно континентальный со средней температурой в январе – плюс 1 градус по Цельсию (минимальная температура – минус 3).

Даже если не все запланированное будет реализовано в срок, тенденция вполне очевидна. В странах ЕС такие темпы роста объясняются ужесточением экологических норм в отношении выброса продуктов сгорания ДВС в окружающую среду. И органам управления автопрома, и производителям стало ясно, что только технологическими усовершенствованиями авто с ДВС дотянуться до этих норм вряд ли получится.

Продажи электромобилей в Китае выросли к началу 2017 года на 49%, по сравнению с предыдущим годом. За один месяц на китайских дорогах появляется около 40 тыс. новых электрокаров. Это первая страна в мире, где количество эксплуатируемых автомобилей с электротягой перевалило за 1 млн единиц. Доля электромобилей составляет 1,4%, из которых 94% — китайские бренды. Таким образом, Китай — очень защищенный рынок. Исключение составляет только Tesla — единственный импортируемый электромобиль в Китае. От­дель­но стоит от­ме­тить, что доля ки­тай­ских про­из­во­ди­те­лей уже со­став­ля­ет более 40% ми­ро­во­го рынка. Учи­ты­вая темпы роста ки­тай­ско­го рынка, много интересного еще впереди. В последние годы китайский рынок электромобилей явно находится на подъеме. Все больше автопроизводителей выпускают «зеленые» авто. Слагаемые успеха – государство субсидирует такое производство, уделяет серьезное внимание развитию производства мощных аккумуляторов (быстрее подзаряжаемых или просто сменных), а производители и водители «заряженных» авто получают значительные льготы. Все – в комплексе. На недавно прошедшем в Пекине автосалоне было показано более 50 новых электрокаров. К этому надо добавить, что климат Китая – от умеренно континентального до субтропического и тропического муссонного. Цена электромобиля в Китае в пересчете с юаней – от 1,1 и выше млн руб. (но он очень не любит холодов!).

Гло­баль­но доля рынка электромобилей – пока 0,86%, а на неко­то­рых рынках она уже в 2016 году оказалась во мно­го раз больше: в Нор­ве­гии – 24%, в Гол­лан­дии – 5%, в Швеции – 3,2%. В «холодной» Норвегии Leaf — один из самых продаваемых Ниссанов, поскольку государство компенсирует покупателю до 15% цены электромобиля. Ощутимая поддержка. Еще надо принять во внимание: умеренный климат (из-за близости Гольфстрима – прохладное лето и круглогодичные дожди) и размеры страны (в самой широкой части с севера на юг – всего 420 км, а это расстояние можно проехать на одной зарядке на электромобиле высокого класса). По производству электроэнергии на душу населения (преимущественно, гидроэлектроэнергии) и по индексу человеческого развития (который включает продолжительность жизни, грамотность, образование и уровень жизни – оценки по линии ООН) Норвегия занимает первое место в мире. Логичный результат – первое место в мире и по доле электромобилей. Страны-лидеры по количеству доли электромобилей – тоже из разряда тех, которые обладают высоким жизненным уровнем и суммарным показателем индекса человеческого развития (Голландия – на 7-ом месте, Швеция – на 14-ом месте).

В «сухом» остатке

Как видно, российские чиновники решили идти по пути Германии в части предоставления льгот. Но хватит ли только преференций и обилия зарядных устройств для мощного рывка в этом направлении? Нужна еще взвешенная государственная программа, законодательные меры и развитие собственного автопрома. Нужны значительные инвестиции и большие льготы населению, в том числе финансовые. И главное – надо как можно скорее определиться, является ли это «экологическое чудо» в принципе пригодным для климата большинства регионов России – при теперешнем уровне жизни населения (даже для регионов с более мягким климатом). Электромобили во всем мире удовольствие не из дешевых.

Редакция

Написать комментарий

правила комментирования
  1. Не оскорблять участников общения в любой форме. Участники должны соблюдать уважительную форму общения.
  2. Не использовать в комментарии нецензурную брань или эвфемизмы, обсценную лексику и фразеологию, включая завуалированный мат, а также любое их цитирование.
  3. Не публиковать рекламные сообщения и спам; сообщения коммерческого характера; ссылки на сторонние ресурсы в рекламных целях. В ином случае комментарий может быть допущен в редакции без ссылок по тексту либо удален.
  4. Не использовать комментарии как почтовую доску объявлений для сообщений приватного характера, адресованного конкретному участнику.
  5. Не проявлять расовую, национальную и религиозную неприязнь и ненависть, в т.ч. и презрительное проявление неуважения и ненависти к любым национальным языкам, включая русский; запрещается пропагандировать терроризм, экстремизм, фашизм, наркотики и прочие темы, несовместимые с общепринятыми законами, нормами морали и приличия.
  6. Не использовать в комментарии язык, отличный от литературного русского.
  7. Не злоупотреблять использованием СПЛОШНЫХ ЗАГЛАВНЫХ букв (использованием Caps Lock).
Отправить комментарий
Г
26.09.2017 1 1
гость:

Акб-не источник энергии,а лишь ведро для электронов,причём очень ржавое и дырявое!!!!! КПД электрохрени по топливу 3-7%,в среднем 5%- это кпд первых паровозов!!!! Чтобы получить единицу мощности на колесе электрохрени,нужно сжечь на ТЭЦ в среднем,20 единиц топлив,закоптив и загадив всё вокруг!!!!!Т Да и в обслуживании дорого. Акб стоит в среднем $6001квтч при реальной,а не лабораторно расчетной, жизни в 1000 циклов=$6001000=$0,61 квтч. Для зарядки 1квтч нужно затратил 1,6-2 квтч с розетки,что при стоимости в $03/1квтч в сумме даёт $06+$06=$1,2квтч!!! Бензина даёт 12 квтч при стоимости ~$1/кг(~1.2 литра) На 100 км по городу электрохрень тратит 25-30 квтч минимум,что по цене эквивалентно 30*1,2/1=36 литра/100 км!!!! Нет Экономии!!!! Нет экологии!!!!! Все эти плятьства с бубном вокруг любой!!!!! электрохрени-ЛОХОТРОН для Дебилов!!!!!!!

Д
21.09.2017 4 0
Денис:

Как это часто бывает журналист понятия не имеет о чем пишет. Вазовские машины стоили так же как и Ниссан лиф 35тыс долларов, только это было когда рубль был 36 за доллар, а не 60. Так что цена одинаковая, а качества нет. Вообще. в Москве есть владельцы, спросите у них.

Р
21.09.2017 7 0
Роман :

Автор данной статьи, судя по тому, что он пишет в этом материале, вообще очень и очень далек от темы электромобилей. Прежде чем писать такое, неплохо было бы для начала хоть немного изучить вопрос, чтобы не выглядеть смешно в глазах тех, кто имеет представление об электротранспорте. Одно только название зарядных станций подзарядными вызывает снисходительную улыбку. А уж название плагин-гибридов полными гибридами, так вообще, гомерический хохот! Это правда. И как всегда на выходе мы получаем сырой и никчемный материал, мало чего общего имеющий с действительностью.

Р
21.09.2017 7 0
Роман:

Вы рассуждаете, не разу, не прокатившись на электромобиле. У нас половина водителей в день не проезжает и 100 км. И где вы видите развитие зарядной инфраструктуры. В Рязани например одна зарядка и то она уже больше 3-х месяцев не работает. И кто после этого будет задумываться о покупке электромобиля. Поставить розетку возле многоквартирного дома практически не возможно, т.к. на законодательном уровне этого нет. Парковки только в Москве для электромобиля бесплатны. Давно уже появились автомобили которые могут проехать 400-500км на одном заряде. При том, что автоваз сейчас не производит электромобили, а пошлины на импортные с 1.09.2017 подняли до 15%+18% НДС. Ну и о чём Вы рассуждаете?

Г
21.09.2017 6 0
Григорий:

Думаю, автор не очень владеет материалом. 1. В этом году за 8 месяцев через ДВТУ было заведено более 700 Nissan Leaf. 2.Количество зарядных станций значительно меньше обещанного. 3. Мнение Молодцова опровергается практическим опытом владельцев электромобилей, в т.ч. и из Магадана. 4. Цена трехлетнюю Nissan Leaf в среднем 650 тысяч рублей. 5. Заправки 220В 16А, А это параметры в нашей домашней сети, для электромобилей не очень годятся, поскольку заряжаться придётся несколько часов. В настоящее время за границей используются быстрые зарядки с постоянным током под 400В с большой силой тока, что позволяет заряжать машину за 30-40 минут. Но в Москве их всего две, плюс одна в Московской области, одна в Рязани. 6.Про дожди зимой в Норвегии - на Дискавери отличный сериал про спасателей на их дорогах, как они зимой вытаскивают застрявшие грузовики. 7. В сухом остатке - преференции, было бы неплохо, но, главное, нужны "быстрые" зарядные станции, а не показуха с розетками от бытовой сети.



Капитал страны
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Отметьте самые значимые события 2021 года:
close
check_box check_box_outline_blank Демонстратор будущего двигателя для многоразовой ракеты-носителя в Свердловской области
check_box check_box_outline_blank Демонстратор нового авиадвигателя ПД-35 в Пермском крае
check_box check_box_outline_blank Полет МС-21-300 с крылом, изготовленным из российских композитов в Иркутской области
check_box check_box_outline_blank Открытие крупнейшего в РФ Амурского газоперерабатывающего завода в Амурской области
check_box check_box_outline_blank Запуск первой за 20 лет термоядерной установки Токамак Т-15МД в Москве
check_box check_box_outline_blank Создание уникального морского роботизированного комплекса «СЕВРЮГА» в Астраханской области
check_box check_box_outline_blank Открытие завода первого российского бренда премиальных автомобилей Aurus в Татарстане
check_box check_box_outline_blank Старт разработки крупнейшего в Европе месторождения платиноидов «Федорова Тундра» в Мурманской области
check_box check_box_outline_blank Испытание «зеленого» танкера ледового класса ICE-1А «Владимир Виноградов» в Приморском крае
check_box check_box_outline_blank Печать на 3D-принтере первого в РФ жилого комплекса в Ярославской области
Показать ещеexpand_more