Сочи-2012: Doing business в Ульяновске
В 1861 году в Россию пришли первые инвестиции. За следующие 50 лет произошел инфраструктурный бум, прошла волна индустриализации. Уверенность первых инвесторов подкрепляли золотые займы, сегодня – это место в рейтинге легкости ведения бизнеса, составленном Всемирным Банком. Что должны делать регионы, чтобы улучшить инвестиционный климат?
В пору предвыборных обещаний Владимир Путин дал слово бизнесу сделать сто шагов в рейтинге Doing business Всемирного Банка, и прыгнуть со 121 места на 21. Все понимают, насколько это амбициозная и сложная задача, особенно в рамках такой большой страны как Россия. Тем более, что ключевая проблема не законодательная база, а правоприменение, как считает замминистра экономического развития РФ Сергей Беляков. То есть все дело не в букве закона, а в бюрократии и судебной системе. Поэтому фокус с федерального уровня сам собой переводится на региональный ландшафт. Звучат предложения оценивать эффективность губернаторов по качеству инвестиционного климата в регионе.
90% проблем с инвестиционным климатом можно отнести на федеральный счет
Оптимисты в данном вопросе исходят из того, что во многих регионах умеют вести бизнес не хуже чем в Казахстане и Грузии, которые занимают в том же рейтинге 27 и 12 место соответственно. «Отдельные регионы демонстрируют хорошие результаты, не имея преимуществ, другие чахнут. Роль губернатора критичная», - говорит управляющий партнер Strategy Partners Александр Идрисов. Во Всемирном Банке в свою очередь считают, что в российских регионах не создан «благоприятный регуляторный климат ведения бизнеса». Где-то цикл получения строительных разрешений занимает 433 дня, где-то 78. В Самаре подключение к электросетям обходится в 1153% от душевого дохода, а в Омске рекордно низкие по мировым меркам 112%. Экспертные процедуры в Сибири отнимут 12 дней, а на Урале 3 дня. И все это при одном и том же законодательстве.
Нужно усилия объединять, а не делить ответственность
Несмотря на широкую интерпретацию федерального законодательства, региональные чиновники считают, что 90% проблем с инвестиционным климатом можно отнести на федеральный счет. Губернатор Тульской области Владимир Груздев называет следующие цифры: региональных чиновников в Тульской области - 1140 (2% доходов региона - расход на административный аппарат), а федеральных - 4500 и содержатся они за федеральный счет. В компетенции региональных чиновников - земельные вопросы, разрешение на строительство и подключение к электросетям. У федеральных коллег - регистрация фирм, лицензии и миграционная политика. Губернатор Кировской области Никита Белых говорит, что региональным показателям эффективности административного аппарата Кировская область 4-я в стране, а по федеральным лишь 20-я.
«Инвестиционная привлекательность - совокупность факторов, большая часть из которых не в компетенции губернатора», - подчеркивает Белых. Отсюда напрашивается вывод: децентрализация и передача функций в регионы. Президент Общероссийской общественной организации «Деловая Россия» Александр Галушка говорит, что в такой ситуации нужно усилия объединять, а не делить ответственность. И напоминает - мировой рейтинг Doing business определяется по столицам. «Если бы столица была в Ульяновске, мы были бы на 60-м месте».
Дискуссия «Повышение инвестиционной привлекательности субъектов Российской Федерации и создание благоприятных условий для видения бизнеса» состоялась на XI международном инвестиционном форуму «Сочи».
90% проблем с инвестиционным климатом можно отнести на федеральный счет
Оптимисты в данном вопросе исходят из того, что во многих регионах умеют вести бизнес не хуже чем в Казахстане и Грузии, которые занимают в том же рейтинге 27 и 12 место соответственно. «Отдельные регионы демонстрируют хорошие результаты, не имея преимуществ, другие чахнут. Роль губернатора критичная», - говорит управляющий партнер Strategy Partners Александр Идрисов. Во Всемирном Банке в свою очередь считают, что в российских регионах не создан «благоприятный регуляторный климат ведения бизнеса». Где-то цикл получения строительных разрешений занимает 433 дня, где-то 78. В Самаре подключение к электросетям обходится в 1153% от душевого дохода, а в Омске рекордно низкие по мировым меркам 112%. Экспертные процедуры в Сибири отнимут 12 дней, а на Урале 3 дня. И все это при одном и том же законодательстве.
Нужно усилия объединять, а не делить ответственность
Несмотря на широкую интерпретацию федерального законодательства, региональные чиновники считают, что 90% проблем с инвестиционным климатом можно отнести на федеральный счет. Губернатор Тульской области Владимир Груздев называет следующие цифры: региональных чиновников в Тульской области - 1140 (2% доходов региона - расход на административный аппарат), а федеральных - 4500 и содержатся они за федеральный счет. В компетенции региональных чиновников - земельные вопросы, разрешение на строительство и подключение к электросетям. У федеральных коллег - регистрация фирм, лицензии и миграционная политика. Губернатор Кировской области Никита Белых говорит, что региональным показателям эффективности административного аппарата Кировская область 4-я в стране, а по федеральным лишь 20-я.
«Инвестиционная привлекательность - совокупность факторов, большая часть из которых не в компетенции губернатора», - подчеркивает Белых. Отсюда напрашивается вывод: децентрализация и передача функций в регионы. Президент Общероссийской общественной организации «Деловая Россия» Александр Галушка говорит, что в такой ситуации нужно усилия объединять, а не делить ответственность. И напоминает - мировой рейтинг Doing business определяется по столицам. «Если бы столица была в Ульяновске, мы были бы на 60-м месте».
Дискуссия «Повышение инвестиционной привлекательности субъектов Российской Федерации и создание благоприятных условий для видения бизнеса» состоялась на XI международном инвестиционном форуму «Сочи».
Статьи по теме:
Написать комментарий