Чего России ждать от давления США на Китай по вопросу санкций?
Китай не поддержал секторальные санкции США против России. Но ограничит ли Пекин под давлением Вашингтона поставки технологий для нефтедобычи и доступ к капиталу? Помешают ли усилия США углублению экономического сотрудничества двух стран? Заменит ли Восток российским компаниям Запад?
Анна Кокорева, аналитик Альпари: Китай не стал поддерживать секторальные санкции США против России и не вступит в тайный сговор со Штатами. Дело в том, что Китай и Россия очень тесно сотрудничают в области энергетики. Это не только Сила Сибири, это еще поставки нефти (контракт «Роснефти» и CNPC), ряд проектов по сжижению газа и т.д. Не в интересах КНР ограничивать финансирование поставок технологий в области добычи нефти и газа. Вообще китайцы очень заинтересованы в укреплении отношений с Россией и ведении бизнеса на ее территории.
Права человека и валютный курс не столь весомые факторы, чтобы надавить на правительство Поднебесной (в обмен на поддержку санкций США могут пересмотреть свою позицию по этим вопросам в отношении Китая – прим. ред.). У КНР есть свои тузы в рукаве, например, китайцы являются крупнейшими держателями гособлигаций США, долг по которым свыше 1,2 трлн долларов.
Однако заменить полностью европейские финансовые институты китайскими вряд ли удастся, все-таки финансовый рынок Европы и США самый крупный в мире, но Азия является вторым финансовым центром в мире и может обеспечить большую часть потребностей в финансировании российских компаний.
В целом вряд ли усилия США подействуют, американцев в Азии не любят и стараются избавиться от всякого рода зависимости.
Тимур Нигматуллин, аналитик Инвесткафе: Очевидно, что Россия имеет на КНР несравнимо меньшее влияние, чем США. Например, оборот внешней торговли между США и Китаем в 2013 году составил 562 млрд долларов, а между РФ и Китаем лишь около 90 млрд долларов. Само собой, ни КНР, ни США не заинтересованы в ослаблении своих экономик. Тем не менее, я вполне допускаю ввод некоторых ограничений по экспорту технологий достаточно болезненных для РФ при дальнейшей эскалации ситуации на Украине.
Я скептически смотрю на возможность полноценного замещения европейских и американских источников финансирования рынками восточной Азии. Во-первых, они на порядок менее развиты. Во-вторых, США имеет здесь очень сильное влияние. Даже при оптимистичном сценарии развития ситуации, стоимость заимствований сильно вырастет.
Дмитрий Раннев, генеральный директор финансовой компании GKFX: Интересы Пекина и Вашингтона даже с большой натяжкой нельзя назвать общими. Даже если не принимать во внимание тот факт, что Китай никогда не являлся политическим союзником США, введение и поддержка каких бы то ни было санкций в отношении России идет в разрез с интересами КНР. К примеру, по итогам прошлого 2013 года товарооборот с Китаем оценивается в 80 млрд долларов, в то время как с США – всего 25 млрд. То есть говорить о том, что от разрыва торговых отношений с РФ потери КНР и США хоть сколько-нибудь сопоставимы, просто невозможно. Кроме того, нейтральная позиция Пекина позволила ему заключить крайне выгодный и не менее перспективный контракт на поставку газа, потребности в котором растут по мере перехода местной промышленности на более экологичные и эффективные виды топлива. Собственно, удержать КНР от присоединения к числу стран, вводивших санкции в отношении России, не позволит даже не столько экономическая выгода, сколько нежелание принимать чью бы то ни было сторону в политическом конфликте. Учитывая мощь китайской экономики и зависимость всего мира от промышленных предприятий КНР, ни США, ни ЕС попросту нечего предложить Пекину. Сложно сказать, насколько результативно будет адресная работа с другими странами региона, в том числе и находящихся в зоне экономического влияния Пекина, но вряд ли стоит ждать от них серьезной поддержки, да и к тому же стоит понимать, что главной целью Вашингтона является именно КНР.
Увы, стоит признать, что азиатский рынок капитала не столь привлекателен для российских компаний и не может сравниться с европейским. Да, конечно, сейчас именно Китай становится основным рынком заимствований для российского бизнеса, но это происходит не в силу привлекательности, а потому что средства нужно где-то занимать.
Дмитрий Журавлев, директор Института региональных проблем РФ: В принципе КНР может ограничить финансирование российской экономики и поставки технологий. США основной торговый партнер КНР, и возможности надавить на Китай у них есть. Но так как товарооборот между этими странами значительно превышает товарооборот между США и Россией, такое давление может ударить и по самим США (ситуация напоминает отношения России и Евросоюза, где санкции против России в не меньшей степени бьют по Европе). Поэтому, думаю, дальше угроз дело не пойдет, и подорвать наши отношения с Китаем США не удастся.
В полном объеме Восток вряд ли заменит России Запад. Восток бурно развивается. Азиатским странам капиталы самим нужны. Но что-то Восток даст. Конкуренция на рынках капиталов очень высока, а мы один из немногих свободных сегментов этого рынка. В целом нам не очень нужны инвесторы. Нам нужны не чужие деньги, а умение эффективно использовать свои – не держать их в иностранных бумагах, а вкладывать в собственную экономику. Из-за рубежа нам нужны не деньги, а технологии и их Восток дать может.
Усилия США по присоединению азиатских стран к санкциям против России затруднят, но не остановят развитие экономического сотрудничества России и Китая. Востоку нужен союз с Россией. Бурно развивающиеся экономики этих стран взорвутся, как перегретый котел, если не будут иметь доступа на новые рынки.
Антон Сороко, аналитик инвестиционного холдинга «ФИНАМ»: Сложный вопрос. Пока ничего не предвещает такой подход со стороны КНР. Думаю, что китайские власти не могут не понимать, что если они присоединятся, даже негласно, к санкциям против РФ, то в долгосрочной перспективе могут сами оказаться в позиции оппозиции к западному миру. С другой стороны, ключевые разработки КНР в области добычи скорее базируются на добыче в тропической широте, а для России важны технологии разработки именно северных широт, где китайцы вряд ли могут нам предоставить какие-либо технологии. Думаю, тут скорее возможно сотрудничество в рамках СП, когда с нашей стороны будет допуск к шельфовым зонам, а со стороны Китая – финансирование, какие-либо преференции в области поставок и т.д. Таки образом, возвращаясь к первоначальному вопросу, думаю, что вероятность таких ограничений крайне мала, и даже если они будут введены, то существенно на деятельность российских ВИНК не повлияют.
Нужно отметить, что тут стоит говорить о нескольких видах давления на кредитные организации. Во-первых, повышение ставок на внутреннем денежном рынке, что в большей степени негативно для мелких банков. Во-вторых, снижение кредитных лимитов со стороны западных контрагентов из-за страновых рисков – справедливо практически для всех российских кредитных организаций, исключая только «дочки» зарубежных финансовых структур. И наконец, третий фактор давления – санкции со стороны ЕС и США в отношении ключевых российских госбанков, таких как ВТБ, Сбербанк, Газпромбанк и РСХБ. При этом, запрет на покупку долгосрочных долговых бумаг здесь выглядит самым сильным негативом – по сути крупнейшие банки сейчас не имеют возможности рефинансировать свои долговые обязательства на Западе, а в АТР не факт, что можно будет собрать необходимый объем. Кстати, ЦБ и правительство уже начали оказывать поддержку российским банкам. Принято решение о докапитализации ВТБ и "Россельхозбанка" на общую сумму 239 млрд рублей, т.е. почти 8% фонда, а наблюдательный совет Сбербанка одобрил привлечение финансирования у регулятора. Таким образом, должна полностью решиться проблема с достаточностью капитала первого уровня. Здесь главное не начать раздавать средства из ФНБ всем желающим - "Роснефть", например, просила целых 1,5 трлн рублей, что составляет половину объема ФНБ. На все госкорпорации денег не хватит.
Сложно сказать, к чему приведет активность США в АТР – пока с определенной точностью можно сказать только то, что такие попытки будут, и их эффективность зависит от настроя азиатских стран и активности со стороны РФ – что перевесит, сказать пока сложно, слишком много разнонаправленных факторов.
Написать комментарий