Будущее СМИ: социальные сети vs. традиции
В московском «Экспоцентре» 10 мая 2011 года прошел круглый стол на тему «Будущее журналистики: качество против количества». Что сегодня происходит с рекламой в СМИ? Какова концепция мультиплатформенных медиа? И стоит ли кормить лошадей в эпоху бегущих поездов? Каковы функции журналистов в будущем кибер-пространстве?
Реклама - двигатель СМИ
Первое, что было сказано - успокоительное для всех собравшихся журналистов: «СМИ будут развиваться». Дальше участники круглого стола попытались ответить, каким образом. По статистике динамика российского медиа-рекламного рынка в период с 1997 года по 2010 напрямую зависела от череды экономический кризисов - внутри страны в 1998 году и от мирового 2008 года. Только сегодня наблюдается выход на докризисные показатели. Это обещает СМИ ряд существенных перемен и бурное развитие.
Серьезную озадаченность прежних СМИ могут вызывать новые медиа: рынок ATL компаний в интернете уверенно догоняет телевидение. Уже 40 процентов всей рекламы размещается в интернете, тогда как за телевидением остается порядка 50, из них половина приходится на три канала (Первый канал, Россия и НТВ). Примечательно и то, что рекламный эфир на телевидении в текущем году распродан до июня месяца. По прогнозам в 2013 году интернет совершит окончательный переворот на рынке рекламы и станет самой крупной рекламной площадкой. К 2015 году ожидается, что доля рекламы в интернете будет исчисляться 500 млрд. рублей.
Бесповоротная конвергенция
По словам заместителя главного редактора РИА-новости Натальи Лосевой, новая революция медиа, которую мы наблюдаем с появлением социальных сетей, может казаться необратимой переменой, а оказаться раздутым пузырем. В сущности социальные медиа, как их принято называть, предлагают другую философию существования в информационной среде. В соответствии с ней не важны ни место, ни периодичность получения информации.
С вхождением в обиход последних технических средств также изменяется восприятие информации. Требование мультифункциональности - одновременная открытость двух-трех каналов потребления (звук, изображение, текст) - приводит к СМИ, главный принцип которых создание материалов для нескольких платформ. Это в каком-то смысле венчает процесс слияния - конвергенцию - устоявшихся видов медиа. Так, в задачи современных изданий входит размещение своего контента на максимальном количестве площадок.
Но есть и консервативная позиция, которой в частности придерживается американский медиа-магнат Руперт Мердок. Она сводится к получению определенной информации исключительно через орган ее предоставляющий. Жизнеспособна ли она, когда технические средства стремятся к универсальности и недалек день единого коммуникационного устройства, вопрос дискуссионный.
Лошади против паровозов
Эксперты и аналитики по проблемам СМИ выступают отчасти футурологами и на этот раз не преминули вспомнить футурологический прогноз Менделеева о том, что города будущего будут завалены навозом из-за увеличения населения при прежнем использовании лошадей. По прошествии времени это предсказание звучит анекдотически; вскорости лошадей сменили паровозы. По-видимому, за СМИ будущего закрепится всего лишь одна из функций - оценка достоверности. Ввиду дальнейшей эволюции будет развернута конкуренция за правду и по мнению главного редактора «Газеты.ру» Михаила Котова журналисту станет сложнее врать. При этом СМИ уже вынуждены работать в таком формате, когда редакция не ограничивается стенами. То есть крупицы новостей отыскиваются везде, где они могут содержаться: блогосфера, социальные сети, твиттер и т.д.
Главный продюсер ГТК «Телеканал Россия» Наталья Никонова считает, что лошадей, которыми по аналогии на круглом столе назвали телевидение кормить более чем стоит. В этой области прослеживается внедрение интерактивного взаимодействия в телеэфир, и в перспективе мы можем получить полностью интерактивное телевидение.
Кроме того возвращение в галактику Гуттенберга поставило акцент на текстовом содержании и влияние подобного процесса нельзя недооценивать. На сегодняшний день процент текста в телевизионных передачах, особенно в новостях, резко возрос, став их не отменной частью.
В заключение представитель Союза журналистов Владимир Касютин отметил, что в современных реалиях канал односторонней коммуникации сильно проигрывает медиа, предлагающим двустороннюю модель сообщения. Акынское пение о том, что видно очевидно размывает критерии журналистского ремесла и отменяет этические кодексы. В первую очередь это беспокоит профессиональное журналистское сообщество, но еще не вполне понятно как данное положение отразится на обществе в целом. На фоне бешеных темпов потребления информации отпадает желание рефлексировать о том, что происходит и, что мы делаем. Таким образом, осмысленное реагирование, анализ и аналитика займут достойное место в СМИ будущего. Правда, такого рода соображение все равно звучит как утешительный приз старой гвардии.
Первое, что было сказано - успокоительное для всех собравшихся журналистов: «СМИ будут развиваться». Дальше участники круглого стола попытались ответить, каким образом. По статистике динамика российского медиа-рекламного рынка в период с 1997 года по 2010 напрямую зависела от череды экономический кризисов - внутри страны в 1998 году и от мирового 2008 года. Только сегодня наблюдается выход на докризисные показатели. Это обещает СМИ ряд существенных перемен и бурное развитие.
Серьезную озадаченность прежних СМИ могут вызывать новые медиа: рынок ATL компаний в интернете уверенно догоняет телевидение. Уже 40 процентов всей рекламы размещается в интернете, тогда как за телевидением остается порядка 50, из них половина приходится на три канала (Первый канал, Россия и НТВ). Примечательно и то, что рекламный эфир на телевидении в текущем году распродан до июня месяца. По прогнозам в 2013 году интернет совершит окончательный переворот на рынке рекламы и станет самой крупной рекламной площадкой. К 2015 году ожидается, что доля рекламы в интернете будет исчисляться 500 млрд. рублей.
Бесповоротная конвергенция
По словам заместителя главного редактора РИА-новости Натальи Лосевой, новая революция медиа, которую мы наблюдаем с появлением социальных сетей, может казаться необратимой переменой, а оказаться раздутым пузырем. В сущности социальные медиа, как их принято называть, предлагают другую философию существования в информационной среде. В соответствии с ней не важны ни место, ни периодичность получения информации.
С вхождением в обиход последних технических средств также изменяется восприятие информации. Требование мультифункциональности - одновременная открытость двух-трех каналов потребления (звук, изображение, текст) - приводит к СМИ, главный принцип которых создание материалов для нескольких платформ. Это в каком-то смысле венчает процесс слияния - конвергенцию - устоявшихся видов медиа. Так, в задачи современных изданий входит размещение своего контента на максимальном количестве площадок.
Но есть и консервативная позиция, которой в частности придерживается американский медиа-магнат Руперт Мердок. Она сводится к получению определенной информации исключительно через орган ее предоставляющий. Жизнеспособна ли она, когда технические средства стремятся к универсальности и недалек день единого коммуникационного устройства, вопрос дискуссионный.
Лошади против паровозов
Эксперты и аналитики по проблемам СМИ выступают отчасти футурологами и на этот раз не преминули вспомнить футурологический прогноз Менделеева о том, что города будущего будут завалены навозом из-за увеличения населения при прежнем использовании лошадей. По прошествии времени это предсказание звучит анекдотически; вскорости лошадей сменили паровозы. По-видимому, за СМИ будущего закрепится всего лишь одна из функций - оценка достоверности. Ввиду дальнейшей эволюции будет развернута конкуренция за правду и по мнению главного редактора «Газеты.ру» Михаила Котова журналисту станет сложнее врать. При этом СМИ уже вынуждены работать в таком формате, когда редакция не ограничивается стенами. То есть крупицы новостей отыскиваются везде, где они могут содержаться: блогосфера, социальные сети, твиттер и т.д.
Главный продюсер ГТК «Телеканал Россия» Наталья Никонова считает, что лошадей, которыми по аналогии на круглом столе назвали телевидение кормить более чем стоит. В этой области прослеживается внедрение интерактивного взаимодействия в телеэфир, и в перспективе мы можем получить полностью интерактивное телевидение.
Кроме того возвращение в галактику Гуттенберга поставило акцент на текстовом содержании и влияние подобного процесса нельзя недооценивать. На сегодняшний день процент текста в телевизионных передачах, особенно в новостях, резко возрос, став их не отменной частью.
В заключение представитель Союза журналистов Владимир Касютин отметил, что в современных реалиях канал односторонней коммуникации сильно проигрывает медиа, предлагающим двустороннюю модель сообщения. Акынское пение о том, что видно очевидно размывает критерии журналистского ремесла и отменяет этические кодексы. В первую очередь это беспокоит профессиональное журналистское сообщество, но еще не вполне понятно как данное положение отразится на обществе в целом. На фоне бешеных темпов потребления информации отпадает желание рефлексировать о том, что происходит и, что мы делаем. Таким образом, осмысленное реагирование, анализ и аналитика займут достойное место в СМИ будущего. Правда, такого рода соображение все равно звучит как утешительный приз старой гвардии.
Написать комментарий