«Белый тигр» Карена Шахназарова: мистика и реальность
В рамках 34-го Московского Международного Кинофестиваля состоялся показ уже прошедшего в прокате фильма Карена Шахназарова «Белый тигр». «Белый тигр» — первый фильм режиссера о Великой Отечественной войне, да еще и с необычным, отчасти мистическим сюжетом. Что хотел показать художник? Насколько хорошо и тонко ему удалось это сделать?
Фильм был приурочен к Дню скорби 22 июня и заявлен как фильм о войне. «Белый тигр» - фильм не о войне, это, скорее, фильм-притча о Добре и Зле. События фильма помещены в контекст Великой Отечественной Войны, однако мистика начинается с первых кадров – чудом выживший герой-танкист Найденов, которого нашли в полностью сгоревшем танке и который после 90-процентных ожогов не только чудом выживает, но и начинает слышать, что говорят ему танки, разговаривать с Богом танков.
Вторым мистическим героем становится призрак немецкого танка «Тигр» - «Белый тигр», который мистически появляется среди поля боя в дыму сражений, безжалостно расстреливает советские танки, неуязвимый к ответному обстрелу, и исчезает, также мистически растворяясь в воздухе. Советское командование для борьбы с «Белым Тигром» решает создать особый танк — специальную модель Т-34-85. Командиром танка и назначают младшего лейтенанта Найдёнова. Вечная библейская борьба двух сил – Ангела Добра и Демона Зла, – трансформировавшихся в силу обстоятельств в данные персонажи.
В фильме много эмоционально ярких сцен, переплетающихся с библейским сюжетом. Это, в частности, обед офицеров гитлеровской армии, подписывавших пакт о поражении во Второй мировой войне. Старинная гостиная, великолепный обеденный стол, изысканные блюда. Что это, тайная вечеря? Приносят роскошный десерт. Тогда что это, последняя трапеза перед казнью? Вдруг как-то обескураживающе, по-житейски прозаично прозвучало, что самый пожилой офицер среди присутствовавших и не был в ресторане, в котором подавали такой же обед, и ни разу в своей жизни не пробовал поданный десерт – мороженую клубнику со сливками. И этот факт делает героев сцены очень человечными, простыми, не избалованными изысками людьми.
Или, например, сцена окончания войны. Объявлено окончание войны, но странный танкист Найденов не покидает свой танк, он вместе с танком растворяется в воздухе. Для него война закончится тогда, когда он повергнет «Белого тигра», иначе он появится снова и начнет убивать.
Не стал ли Брейвик тем «Белым Тигром» сегодняшнего дня, не ворвался ли из небытия демон Зла? И кто сегодня этот Ангел Добра? Кем в сегодняшнем мире должен стать танкист Найденов, спасающий мир?
Не только впечатляет, но, я бы даже сказала, шокирует, заключительная сцена страшного суда. Диалог пожилого фюрера и его собеседника, лицо которого остается в тени; они мирно беседуют у камина. Последние слова Гитлера, ставящие многоточие в конце фильма, о том, что война – это один из этапов развития общества, его неотъемлемая часть, и что фашистская армия сделала то, чего хотело все европейское население, но молчало – а они не стали молчать…
Теперь о самом фильме. Отличный подбор актеров на главные роли. Поистине актерским открытием можно считать исполнителей главных ролей: танкиста Ивана Найденова сыграл актер Алексей Вертков, а полковника контрразведки Федотова – актер Виталий Кищенко.
Достаточно правдоподобно и реалистично отражена сцена подписания Пакта о капитуляции Германии, включая споткнувшегося фотокорреспондента, спешившего первым снять уникальный кадр. Сцены танковых сражений, на мой взгляд, излишне затянуты, теряется острота восприятия непосредственной битвы двух мистических сил. Хотя новые технические достижения дают интересные ракурсы съемок танковых баталий.
Фильм стоит посмотреть, но воспринимать его надо не как фильм о войне, а в гораздо более широком ракурсе.
Написать комментарий
Очень качественный,сильный фильм