20 АПР, 14:46 МСК
USD (ЦБ)    94.3242
EUR (ЦБ)    100.2787


Террор против власти: атака, защита или провокация?

6 Октября 2009 9636 1 Редакционные статьи
Террор против власти: атака, защита или провокация?

Террор в Ингушетии и Дагестане продолжается. В республиках идет активный «отстрел» представителей власти. При этом положительных сдвигов не видно. Что за этим стоит? Кто виноват в этой бойне? И, вообще, кто с кем воюет?

1. Театр боевых действий на территории России. Обстановка на Северном Кавказе становится все тревожней. Практически каждый день поступают сообщения о террористических актах против представителей власти и силовых структур. По данным, которые приводит Интернет-портал "Кавказский узел", в Ингушетии за полгода в результате 58 вооруженных нападений на военных и сотрудников правоохранительных органов 37 человек убиты, 79 ранены. В Дагестане за первые шесть месяцев этого года не менее 26 раз совершались нападения, обстрелы и устраивались взрывы с целью покушения на жизнь сотрудников милиции и других силовых ведомств. В результате погибли не менее 30 и были ранены не менее 41 сотрудников правоохранительных органов и военнослужащих.

В Кабардино-Балкарии за первую половину года произошло не менее 10 боевых столкновений и как минимум три взрыва, в результате чего погибли, по меньшей мере, 7 сотрудников силовых структур.

Наибольший резонанс вызывают убийства и покушения на ключевых представителей региональной власти. Так, 5 июня в Махачкале был расстрелян глава МВД Дагестана Адильгерей Магомедтагиров. 10 июля в Ингушетии была убита зампредседателя Верховного суда республики Аза Газгиреева. 22 июня президент Ингушетии Юнус-Бек Евкуров получил тяжелые ранения в результате подрыва его кортежа террористом-смертником.

Примечательно, что атаки террористов выходят уже за пределы северо-кавказских республик. Так, глава администрации Хасавюртовского района Дагестана Алимсултан Алхаматов был застрелен 28 сентября в Москве. Отметим, что в тот же день и почти в то же время - уже в самом Дагестане - были застрелены заместитель начальника УГРО МВД республики подполковник милиции Алимсултан Атуев и его племянник - лейтенант милиции Абдулла Магомедгазиев. В правоохранительных органах не исключают, что оба этих преступления могут быть связаны между собой.

Каковы же причины такого целенаправленного отстрела властей? Что это: протест мирного населения или организованная борьба за власть? Есть ли шансы справиться с этим явлением?

2. Террор на Северном Кавказе носит организованный характер. По крайней мере, так считают военные эксперты. "Бандподполье значительно активизировалось не только в Чечне, но и в Дагестане, Ингушетии и Кабардино-Балкарии. Мы располагаем данными, что главарям боевиков переправляются транши на активизацию вылазок. Бандитам поставлена конкретная задача – развязать на Юге России новую террористическую войну, перенося ее в другие субъекты федерации", - рассказал на условиях анонимности офицер одной из российских спецслужб в интервью "Сегодня.ру".

Действия экстремистов преследуют сразу несколько целей: запугать представителей власти, усилить нестабильность в регионе и продемонстрировать местному населению неспособность властей защитить не только мирное население, но и самих себя.

3. Нестабильность на Северном Кавказе выгодна не только оппозиции, но и местной власти. Как ни парадоксально, поддержание нестабильности в регионе в определенной степени выгодно местным властям и силовым структурам. Ведь именно борьбой с терроризмом они пытаются оправдать всевозможные самоуправства и превышения должностных полномочий, которые стали уже нормой на Кавказе. Террор является одним из методов борьбы за власть между несколькими группами кланов. Понятно, что те, кто обладает властью, получают неограниченный доступ к ресурсам, в том числе и к многомиллиардным дотациям из федерального бюджета.

Для удержания власти "система правящих кланов активно использует в борьбе со своими оппонентами официальные силовые структуры. Оппозиционные, лишенные власти кланы могут обратиться к помощи "серой зоны" - совершенно особой социальной прослойки, которая сформировалась на Северном Кавказе за последние 10-15 лет. В этой "серой зоне" сосредоточены действительные бандформирования, криминальные вооруженные силовые структуры, "эскадроны смерти", работающие на заказ, профессиональные террористы, незаконные вооруженные формирования исламских радикалов, "лесные братья" и т. д. В этой же "серой зоне" скрыты вооруженные формирования оппозиционных кланов", - поясняет политолог Шамиль Султанов, президент Центра стратегических исследований "Россия – Исламский мир". Он добавляет, что "в нынешних условиях социально-экономической деградации на Северном Кавказе "серая зона" имеет достаточно широкую социальную подпитку, постоянно воспроизводится и расширяется. Многие попадают туда из-за экономической безысходности, хронической безработицы, по причинам кровной мести, преследований по идеологическим или религиозным соображениям, клановой или национально-групповой солидарности и т. д."

По мнению политолога, в нынешней ситуации эта "серая зона" оказывается полезной для всех. Оппозиционные кланы, обращающиеся к ней за поддержкой, пока ставят своей целью не приход к власти военным путем, а подрыв легитимности находящихся у власти кланов. Террористические акции позволяют им наглядно продемонстрировать неспособность правящих кланов контролировать социально-экономическую и политическую ситуацию. Правящие же кланы, опираясь на официальные силовые структуры, пытаются доказать свое право на власть. "При этом борьба ведется не против конкретных и, в общем-то, достаточно известных противников, а как бы вообще против безличной "серой зоны" - "международного терроризма", "шайтанов", незаконных вооруженных формирований и т. д.", - поясняет Шамиль Султанов.

4. Рост терроризма отчасти спровоцирован неадекватными действиями властей. Еще в августе, на совещании Совета безопасности РФ в Ставрополе, Президент России Дмитрий Медведев отметил, что причины нарастающей волны террора следует, в первую очередь, «искать внутри страны - это безработица, бедность и коррупция в самих правоохранительных органах, в том числе и в судебной системе". Безысходность, отсутствие перспектив и полное пренебрежение властей к нуждам населения способствуют тому, что все больше людей со все большим вниманием и сочувствием относятся к призывам исламских экстремистов к сопротивлению "марионеточным режимам, действующим по указке Москвы"».

Однако к росту террора приводит не только пассивность властей, но и их активная "антитеррористическая борьба", в которой закон все чаще подменяется беспределом и произволом. "Государственная политика контртеррора, применяемая в республиках, оборачивается террором", - считает член Совета Правозащитного центра "Мемориал" Александр Черкасов. Нередки случаи, когда местные силовики объявляют боевиками людей, которые выражают недовольство их противозаконными действиями.  В ход идут сфабрикованные дела и подброшенные самими милиционерами вещественные доказательства.

Растет число людей, похищенных на территории Северо-Кавказских республик. В одном только Дагестане, "согласно подсчетам "Кавказского узла", основанным на сообщениях корреспондентов и открытых источников, за период с января по август 2009 года пропали не менее 15 человек, в то время как в прошлом году за такой же период стало известно о 8 случаях исчезновений. По данным ПЦ "Мемориал", за весь 2008 год в Дагестане было похищено 12 человек. Однако президент Дагестана считает, что ситуация с похищениями людей в республике в настоящее время улучшается. Согласно озвученным им данным, за 10 лет в Дагестане похищено 80 человек, из них возвращено 47 человек, 4 обнаружено мертвыми, местонахождение 29 человек неизвестно". При этом нередко похищенных находят замученными до смерти и уже задним числом объявляют боевиками.

По словам Члена Совета Правозащитного центра "Мемориал", председателя Комитета "Гражданское содействие" Светланы Ганнушкиной, каждый день правозащитники получают сообщения, что кто-то похищен, что найдены чьи-то трупы. "Каждый день мы об этом говорим и пишем. Люди обращаются в правозащитные организации, но они просят не называть их имен. В Дагестане и Ингушетии народ протестует против творящегося насилия. В Чечне же царит атмосфера страха. Страх становится составной частью личности человека, как было в сталинские времена, и это расползается по всей России", - отмечает Ганнушкина.

Людмила Алексеева, председатель Московской Хельсинкской группы считает, что на Северном Кавказе вот уже десять лет действует политика наведения порядка путем устрашения. "Сначала это делалось только в Чечне. Сейчас во всех республиках идет "полноценная гражданская война" между силовыми органами и подпольем, между силовыми органами и населением. Мирное население оказалось зажатым между враждующими сторонами. А быть молодым человеком 20-27-ми лет в Дагестане, Ингушетии и Чечне – значит принадлежать к группе риска, находиться в опасности", - подчеркивает правозащитница.

Конечно, в условиях гражданской войны законы мирного времени часто оказываются неприменимы. Однако беда в том, что, судя по материалам, просачивающимся в прессу, местные власти не только не защищают мирное население, но и просто-напросто воюют с ним. Причины такого положения дел - в основном, коррупция и непрофессионализм. Среди силовиков, к сожалению, всегда находятся те, кто готов продать боевикам сведения о готовящихся операциях. При этом "у официальных силовиков нет адекватной агентурной сети в "серой зоне", "удары официальных силовых структур чаще наносятся по тем социальным группам, которые питают эту серую зону. И тогда на место пяти убитых приходят десять-пятнадцать новых боевиков... Иначе говоря, действия официальных силовых структур ведут к тому, что эта "серая зона" постоянно расширяется", - считает Шамиль Султанов.

5. Необходим контроль за финансами, профессионализм силовиков и очень грамотная пропаганда. Миллиардные дотации в бюджеты северо-кавказских республик распределяются в основном среди приближенных к власти, никак не способствуя улучшению жизни населения. Там, где нет контроля за финансами, неизбежно будет процветать коррупция. "Получается, что государство своими же руками взращивает предпосылки для роста террористической активности на Северном Кавказе. А затем государство еще тратит огромные деньги на содержание военно-полицейской машины на юге страны. Чтобы победить террористов, нужно начать наведение элементарного порядка в органах власти северокавказских республик", - считает спикер Совета федерации РФ Сергей Миронов.

"Террористические сети опираются на подпольные структуры в городах и имеют агентов и сторонников в госаппарате... Именно поэтому теракты столь тщательно срежиссированы и организованы… Именно поэтому террористам удается демонстративно и безнаказанно уничтожать представителей гражданской власти, милиционеров и военнослужащих. Именно из этого надо исходить при проведении и планировании контртеррористических операций. Вместо рассуждений "о роли западных спецслужб" нужно, наконец, получить четкое понимание, что эти люди собой представляют, чего они добиваются, какую роль в их мотивациях играют интересы международных террористических сетей, а какую - соперничество местных властных кланов за власть и ресурсы. Иначе борьба с боевиками будет похожа на бой с тенью", - подчеркивает политик.

"Давая региональному лидеру неограниченную власть ради борьбы с боевиками, государство пополняет армию боевиков. Это - замкнутый круг", - считает политолог Дмитрий Орешкин. "Если региональная власть заменила закон произволом, то обиженные ею люди начинают искать защиты не у государства, а у кого-то еще. И попадают к ваххабитам", - поясняет он. Однако введение в эти районы дополнительных войск из других регионов вряд ли улучшит ситуацию, считает политолог, и причиной тому - все та же коррумпированность силовых структур. "Чем больше сил туда стянем - тем больше проблем получим", - уверен Дмитрий Орешкин.

На Северном Кавказе "идет небольшая, ограниченная, но постепенно расширяющаяся гражданская война. Однако до тех пор, пока дотации из центра не кончатся, ситуация будет под относительным контролем. На текущий и будущий годы у бюджета еще хватит денег, чтобы дотировать Юг. Правда - в ущерб Северу и Востоку", - считает заместитель председателей Комитета Госдумы по безопасности и фракции "Справедливая Россия".

Допустим, грамотно вести силовую борьбу с терроризмом действительно трудно. Непростительно, однако, что и войну идеологическую Россия пока тоже проигрывает. Специальный корреспондент "Комсомольской правды" Николай Варсегов, неоднократно бывавший на Кавказе, отмечает, что в Ингушетии и Дагестане полным ходом идет обработка молодежи в духе ненависти к России. "Чаще, по рассказам самих ингушей, эта обработка происходит в мечетях, где исламские экстремисты задают тон и выявляют более внушаемых молодых людей. После этих внушаемых утягивают в свое подполье и уже там их готовят на мясо, то есть – в смертники. Если учесть, что молодежь в Ингушетии почти вся безработная, а, следовательно, готова заняться хоть каким-то делом, то выбор у экстремистов широкий", - рассказывает журналист.

Активная пропаганда развернута и на многих Интернет-сайтах, распечатки антироссийского содержания лепят на стекла машин. В Дагестане же, по сообщению журналиста Игоря Ротаря, даже в официальной прессе "регулярно появляются статьи, в которых утверждается, что "ваххабиты" успешно лечат наркоманию, борются за нравственность. Достаточно симптоматична статья во влиятельной республиканской газете "Черновик". По мнению ее автора, нынешняя власть в первую очередь поддерживает коррупционеров, торговцев наркотиками, владельцев игорных заведений, проституток. "Милиционеры должны требовать с указанных бизнесменов высоких доплат за то, что они их защищают", – заключает журналист Артур Мамаев". Хотя И.Ротарь признает, что заметка в дагестанской газете была полемической, и ее автор вряд ли всерьез призывал жить в исламском государстве, все же он считает эту публикацию весьма показательной.

"Многие люди настолько раздражены дагестанскими властями, что смотрят на их борьбу с исламским подпольем как сторонние наблюдатели, отказываясь принимать ту или иную сторону", - отмечает журналист. По его наблюдениям, резкое падение нравов в республике привело к тому, что население подчас даже одобряет действия ваххабитов - как, например, расстрел проституток в сауне в Буйнакске. "После расстрела в Буйнакске закрылись все сауны, девушки стали ходить в платках. Разве это плохо?!", - считают многие. Нередко высказывается также мнение, что продолжающаяся охота на представителей правопорядка является своего рода возмездием за взятки и правовой беспредел. Успех пропаганды экстремизма и насилия обусловлен еще и полным отсутствием какой-либо внятной альтернативной пропаганды с российской стороны. Хотя государство тратит огромные средства на подготовку политологов, они почему-то не исполняют своего предназначения в нужное время и в нужном месте. "В нынешний век штыком и гранатой правоты уже не добьешься. Думаю, воевать словом мы тоже умеем, но, не в пример врагам, почему-то не используем тот же Интернет и прочие СМИ по полной программе", - считает Николай Варсегов.

6. Нестабильность на Кавказе как постоянная угроза целостности России. Любой длительно тлеющий конфликт на территории государства создает угрозу дестабилизации общей обстановки в стране, поскольку его охотно используют в своих интересах различные внешние игроки, в том числе и зарубежные спецслужбы. "Внешние силы, если у них есть соответствующая стратегия, могут оказывать потенциальное воздействие на конкурирующие кланы (Ингушетия), на федеральные органы, персоналии, которые участвуют в изъятии соответствующих ресурсов. Также потенциальное воздействие может оказываться на "серую зону" через поступление оружия, направление инструкторов и т.д.... Северокавказский конфликт сегодня находится в таком состоянии, что в любой момент, когда нужно будет обострить ситуацию, это может быть сделано буквально в течение нескольких часов", - предупреждает политолог Шамиль Султанов, напоминая, что в 1987-1991 гг. резкая дестабилизация социально-политической ситуации на Южном Кавказе существенно ускорила развал Советского Союза.

 

По материалам сайтов kavkaz-uzel.ru, kp.ru, mk.ru, expert.ru, islam.ru, russianews.ru, itar-tass.com

Редакция

Написать комментарий

правила комментирования
  1. Не оскорблять участников общения в любой форме. Участники должны соблюдать уважительную форму общения.
  2. Не использовать в комментарии нецензурную брань или эвфемизмы, обсценную лексику и фразеологию, включая завуалированный мат, а также любое их цитирование.
  3. Не публиковать рекламные сообщения и спам; сообщения коммерческого характера; ссылки на сторонние ресурсы в рекламных целях. В ином случае комментарий может быть допущен в редакции без ссылок по тексту либо удален.
  4. Не использовать комментарии как почтовую доску объявлений для сообщений приватного характера, адресованного конкретному участнику.
  5. Не проявлять расовую, национальную и религиозную неприязнь и ненависть, в т.ч. и презрительное проявление неуважения и ненависти к любым национальным языкам, включая русский; запрещается пропагандировать терроризм, экстремизм, фашизм, наркотики и прочие темы, несовместимые с общепринятыми законами, нормами морали и приличия.
  6. Не использовать в комментарии язык, отличный от литературного русского.
  7. Не злоупотреблять использованием СПЛОШНЫХ ЗАГЛАВНЫХ букв (использованием Caps Lock).
Отправить комментарий
З
26.01.2010 0 0
Зарина:

Ситуация на Кавказе и в самом деле очень сложная. Сложно делать какие-то выводы. С одной стороны - правоохранительные органы, власть. Те республики, о которых идет речь в статье, мусульманские. Так почему же в некоторых школах запрещают носить платки? Мужчин, носящих бороды забирают в отделение (ну здесь более-менее понятно). Непонятно, почему их там избивают. Речь идет о мирных жителях. Отсюда и вытекает, что главу МВД Дагестана убили не просто так от скуки. С другой стороны – «лесные братья». Стройку дома начинают с фундамента, стен. Крыша – последний этап. То же самое и с джихадом. Без знания основ своей религии, без крепкой веры идут в лес. Это относится не ко всей «серой зоне», но там есть и такие.



Капитал страны
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Отметьте самые значимые события 2021 года:
close
check_box check_box_outline_blank Демонстратор будущего двигателя для многоразовой ракеты-носителя в Свердловской области
check_box check_box_outline_blank Демонстратор нового авиадвигателя ПД-35 в Пермском крае
check_box check_box_outline_blank Полет МС-21-300 с крылом, изготовленным из российских композитов в Иркутской области
check_box check_box_outline_blank Открытие крупнейшего в РФ Амурского газоперерабатывающего завода в Амурской области
check_box check_box_outline_blank Запуск первой за 20 лет термоядерной установки Токамак Т-15МД в Москве
check_box check_box_outline_blank Создание уникального морского роботизированного комплекса «СЕВРЮГА» в Астраханской области
check_box check_box_outline_blank Открытие завода первого российского бренда премиальных автомобилей Aurus в Татарстане
check_box check_box_outline_blank Старт разработки крупнейшего в Европе месторождения платиноидов «Федорова Тундра» в Мурманской области
check_box check_box_outline_blank Испытание «зеленого» танкера ледового класса ICE-1А «Владимир Виноградов» в Приморском крае
check_box check_box_outline_blank Печать на 3D-принтере первого в РФ жилого комплекса в Ярославской области
Показать ещеexpand_more