24 АПР, 21:42 МСК
USD (ЦБ)    93.2918
EUR (ЦБ)    99.5609


Русский варяг в Дагестане. Зачем Путин назначил Васильева главой республики

4 Октября 2017 9780 0 Политика
Русский варяг в Дагестане. Зачем Путин назначил Васильева главой республики

Новый глава Дагестана с русской фамилией будет равноудален как от местных кланов, так и от жителей республики. Его задача – поднять престиж власти в регионе и провести достойно выборы президента в марте 2018 года. Почему назначение Васильева – рисковый эксперимент Москвы?

«Генерал-губернатор»

Назначение вице-спикера Госдумы и лидера фракции партии «Единая Россия» Владимира Васильева главой Дагестана оказалось полной неожиданностью как для региональной элиты, которая сочла, что Москва больше ей не доверяет, так и для ближайших коллег политика, которые объясняли прессе свою неосведомленность тем, что новоиспеченный губернатор «умеет хранить тайны».

Действительно, фамилия Васильева не фигурировала в списках возможных кандидатур. Источники чаще всего упоминали начальника Академии государственной противопожарной службы МЧС Шамсутдина Дагирова и вице-спикера Совфеда Ильяса Умаханова, но тут же предлагали забыть сказанное – безоговорочным претендентом на должность считался замдиректора Росгвардии Сергей Меликов. Помочь ему должно было «лезгинское происхождение», опыт полпредства в Северокавказском федеральном округе (СКФО) и непосредственная близость к главе Росгвардии Виктору Золотову.

При этом в администрации президента спешили уложиться в осеннюю ротацию губернаторов – экстренно попросили действовавшего главу республики Рамазана Абдулатипова подписать заявление об отставке. В тот же день он выступил с заявлением и ядовито заметил, что кремлевские чиновники «на ходу бреют зайцев». Однако Меликов, как утверждают источники, от почетной должности хладнокровно отказался. Отказ, конечно же, попытались обставить максимально изящно, объяснив его нежеланием сталкивать в регионе интересы ФСБ и Росгвардии, а также близостью кандидата к местным кланам.

Почти неделю длилась томительная пауза, пока в Кремле искали замену Абдулатипову. Пошли даже слухи о возвращении бывшего главы республики Магомедсалама Магомедова, чего в кремлевской практике еще не бывало, но региональные кланы уже праздновали победу. Пришлось сломать придуманную для «губернаторопада» схему, когда новыми руководителями регионов обязательно становятся молодые технократы из местных кадров, которые, как правило, успели поработать в федеральных структурах и столице. Более того, нарушилось устоявшееся чередование национальной принадлежности руководителя многонациональной республики: в новейшей истории России даргинца на посту главы Дагестана сменял аварец и наоборот. Вслед за Абдулатиповым должен был прийти даргинец, в крайнем случае – лезгин. Но на этот раз на Северный Кавказ отправили «генерал-губернатора».

Владимир Васильев стал первым главой республики не из числа коренных народностей впервые с 1948 года. Наполовину казах, наполовину русский, при рождении он получил имя Алик Асанбаев. Однако его не совсем русское происхождение не отменяет того факта, что для Дагестана он варяг. С варягами же Кремлю приходится намного проще, чем с выходцами – их, как минимум, нет нужды согласовывать с региональными элитами. Правда, и риски такое назначение несет вполне ощутимые – ни для кого в республике назначенец из Москвы не сулит привилегий и пользы, а, следовательно, и поддержку он сразу может не получить.

Тяжеловесный заместитель

На встрече с новым главой Дагестана президент Владимир Путин назвал его «политическим тяжеловесом». Вместе они работали еще в 1999 году, когда Путин возглавлял Совет безопасности, а Васильев служил у него заместителем. До этого Васильев проделал долгий путь по карьерной лестнице в МВД, куда он поступил на службу еще в 1972 году. Он дослужился до звания генерал-полковника милиции и ушел в отставку. Тем не менее, Васильев никогда не поднимался выше должности заместителя, будь то МВД, Совбез, оперативный штаб по урегулированию ситуации с терактом на Дубровке, или пост вице-спикера Госдумы.

Для Путина назначение Васильева главой Дагестана выглядело более чем логично – он отдал власть в сложном и неспокойном регионе проверенному силовику. Все регалии и биографическая справка нового губернатора должны внушать чувство глубокого почтения к нему и на словах подтверждать его «тяжеловесность». Однако бывший вице-спикер Госдумы ни министром, ни главой крупного ведомства никогда не был. В свое время Васильев ходил среди претендентов на должность главы Тверской области, где он избирался в депутаты, но ему регион тогда не доверили. И этим качеством он вписывается в общий тренд, когда в регионы направляются чиновники среднего звена, так называемые технократы. Правда, у Васильева за плечами большой опыт публичной политики – и на заседаниях Думы, и в ток-шоу на телевидении.

Как только его имя прозвучало в связи с Дагестаном, сразу же заговорили, что Васильев – фигура спикера Госдумы Вячеслава Володина (впрочем, как якобы и Рамазан Абдулатипов). Но все это большая условность, как и разговоры о сохранении влияния бывшего заместителя администрации президента на внутреннюю политику. Конечно же, Васильев не входит в некий «клан» или резерв Володина. И, естественно, на кадровую политику никак не влияют лоббистские способности спикера ГД (вспомнить хотя бы, почему он сам оказался в нижней палате парламента, а не был призван в будущий предвыборный штаб Путина – он неудовлетворительно провел выборы в Госдуму 2016 года). Поэтому Володин мог рекомендовать Васильева, но и только.

Коллеги отзываются о Васильеве как о человеке со «стержнем», но при этом он – «интеллигент в погонах». Он умеет гасить конфликты в зачатке и должен стать модератором клановых разборок в Дагестане. Этим подчеркивается, что варяг Кремля – не техническая фигура, а глава региона всерьез и надолго. Однако в республике сомневаются в последнем. Сама история с его назначением выглядит компромиссом. Абдулатипов, сыгравший на опережение и еще 27 сентября заявивший о своей отставке, назвал политику Москвы «озеленением» губернаторов. Он ушел, в том числе, из-за преклонного возраста. Но 71-летнего Абдулатипова заменил 68-летний Васильев – что-то явно пошло не так.

Равноудаленная фигура

По сути, в случае с Дагестаном Кремль столкнулся с освободившимся досрочно креслом, которое надо было быстро заполнить в условиях крайне короткой кадровой скамейки запасных. Примечательно, что при принятии кадрового решения наибольшее значение в последнее время приобретает местоположение различных фигур на шахматной доске, а не реальные социально-экономические потребности региона. Губернатор подбирался по принципу наибольшей управляемости из Кремля. И Васильев этим требованиям удовлетворяет.

Публично задачу новому главе поставили его прежние коллеги по Думе: искоренять коррупцию в республике. Однако эта проблем хоть и стоит в повестке, но не входит в число приоритетных. Кремлю нужна, прежде всего, политическая предсказуемость и уверенный контроль: поднять престиж партии «Единая Россия», не рисовать столь откровенно явку и достойно провести президентские выборы. Все же, не стоит забывать о главной цели администрации Путина – переизбрание основного кандидата на четвертый срок в марте 2018 года.

Тем не менее, поскольку губернаторы назначаются Кремлем напрямую, символический вес руководителя региона давно снизился. И когда президент ищет равноудаленных от групп влияния игроков, он в то же время ставит во главе субъекта человека столь же удаленного от народа и его потребностей. Поэтому Васильев – со всех сторон большой эксперимент федеральных властей на Северном Кавказе.

Мнение автора может не совпадать с точкой зрения редакции.

Александр Мельников

Написать комментарий

правила комментирования
  1. Не оскорблять участников общения в любой форме. Участники должны соблюдать уважительную форму общения.
  2. Не использовать в комментарии нецензурную брань или эвфемизмы, обсценную лексику и фразеологию, включая завуалированный мат, а также любое их цитирование.
  3. Не публиковать рекламные сообщения и спам; сообщения коммерческого характера; ссылки на сторонние ресурсы в рекламных целях. В ином случае комментарий может быть допущен в редакции без ссылок по тексту либо удален.
  4. Не использовать комментарии как почтовую доску объявлений для сообщений приватного характера, адресованного конкретному участнику.
  5. Не проявлять расовую, национальную и религиозную неприязнь и ненависть, в т.ч. и презрительное проявление неуважения и ненависти к любым национальным языкам, включая русский; запрещается пропагандировать терроризм, экстремизм, фашизм, наркотики и прочие темы, несовместимые с общепринятыми законами, нормами морали и приличия.
  6. Не использовать в комментарии язык, отличный от литературного русского.
  7. Не злоупотреблять использованием СПЛОШНЫХ ЗАГЛАВНЫХ букв (использованием Caps Lock).
Отправить комментарий


Капитал страны
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Отметьте самые значимые события 2021 года:
close
check_box check_box_outline_blank Демонстратор будущего двигателя для многоразовой ракеты-носителя в Свердловской области
check_box check_box_outline_blank Демонстратор нового авиадвигателя ПД-35 в Пермском крае
check_box check_box_outline_blank Полет МС-21-300 с крылом, изготовленным из российских композитов в Иркутской области
check_box check_box_outline_blank Открытие крупнейшего в РФ Амурского газоперерабатывающего завода в Амурской области
check_box check_box_outline_blank Запуск первой за 20 лет термоядерной установки Токамак Т-15МД в Москве
check_box check_box_outline_blank Создание уникального морского роботизированного комплекса «СЕВРЮГА» в Астраханской области
check_box check_box_outline_blank Открытие завода первого российского бренда премиальных автомобилей Aurus в Татарстане
check_box check_box_outline_blank Старт разработки крупнейшего в Европе месторождения платиноидов «Федорова Тундра» в Мурманской области
check_box check_box_outline_blank Испытание «зеленого» танкера ледового класса ICE-1А «Владимир Виноградов» в Приморском крае
check_box check_box_outline_blank Печать на 3D-принтере первого в РФ жилого комплекса в Ярославской области
Показать ещеexpand_more